Курсовая с практикой на тему Тема 4. Поэтический мир А.А. Ахматовой
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Поэтика: определение, задачи, особенности 5
1.1. Сущность и особенности поэтики 5
1.2. Поэтика как литературоведческая категория и ее роль в истории литературоведения 9
Глава 2. Становление Анны Ахматовой как поэта 12
2.1. Творческий путь Анны Ахматовой 12
2.2. Ранняя лирика Ахматовой А.А. 19
Глава 3. Анализ поэтического мира Ахматовой А.А. 30
Заключение 36
Список используемой литературы 38
Введение:
Актуальность работы. Имя Анны Андреевны Ахматовой всегда будет связано с представлениями о тончайшей лирике. О гибкой силе русского языка. О любви к человеку. К родной земле. Когда голос Ахматовой впервые прозвучал в русской поэзии, и читатели, и критики сразу заметили необычность, уникальность этого нового поэтического голоса, выделили его из так называемой «женской поэзии», из этой большой группы женщин-поэтов, которыми Россия могла в то время по праву гордиться.
Наследие Анны Ахматовой воспринимается, с одной стороны, как единое целое, обладающее сквозными эстетическими измерениями; с другой – между двумя основными слагаемыми наследия очевидны немаловажные различия. Они – и в тематике, и во внутренних их связях, и в организации отдельного стихотворения.
Все дореволюционные книги Ахматовой постоянно переиздавались, стихи заучивали наизусть, ее творчеством, личностью, внешностью восхищались близко знавшие ее люди. Стихи не о любви проявляют причастность поэта к сверхличной сфере бытия и быта. Однако главенство интимно-личного начала остается непоколебленным: откровения, обращенные в глубины души, очерчивают индивидуальность лирического «Я» и тем самым обосновывают его право на гражданский пафос. Стихи о любви образуют, по сути, фон программных поэтических заявлений.
Общая тема любви объединяет более двухсот стихотворений, причем Ахматова писала о несчастной любви «всерьез». Ахматова стала «русской Сафо», благодаря ее таланту женщина впервые в истории русской поэзии обрела собственный голос.
Ставшие значительными приметами ахматовского стиля емкий психологизм и психологический параллелизм – ведущие способы раскрытия внутреннего мира человека в стихотворении. Переживания лирической героини противоречивы, в них сочетаются боль и гордость этой болью.
Объект исследования – поэтика как литературоведческая категория
Предмет исследования – поэтический мир А.А. Ахматовой.
Цель исследования – изучить особенности поэтического мира А.А. Ахматовой.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить сущность и особенности поэтики;
2. изучить поэтику как литературоведческую категория и ее роль в истории литературоведения;
3. Рассмотреть творческий путь Анны Ахматовой;
4. изучить раннюю лирику Ахматовой А.А.;
5. анализ поэтического мира Ахматовой А.А.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, с самого начала поэзию Ахматовой пытались объяснить через ее сравнение-родство с прозой: «Роман-лирика» — Б. Эйхенбаум. «Ахматова принесла в русскую лирику всю сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века» — Осип Мандельштам.
Сейчас, смотря на все творчество Ахматовой как на единый текст, мы видим скорее не прозу – «роман», сколько драму; целостность ее лирики основана на единстве драматической коллизии, которая в зрелом творчестве переходит в высокую трагедию6.
Всю раннюю поэзию Ахматовой можно прочитать как своего рода театральную драму: диалоги встреч, расставаний, ссор, страсти любви; монологи героини как попытка утешения, осознания мира; окружающий героев реально-бытовой фон как декорации, среди которых разворачивается драма.
В зрелой поэзии Ахматовой драма все больше переходит в трагедию, окружающий мир с его кровавыми событиями заставляет поэта вывести на сиену историю в роли главного героя общечеловеческой, российской и личной трагедий.
История у Ахматовой выступает не как хор греческой трагедии, она, скорее, активным и жестокий вершитель судеб людей и мира. Софокл и Шекспир. Кафка и Ионеско пережитые и переписанные Ахматовой для России XX века. Все рассуждения критиков и исследователей, в конечном счете, сводятся к написанному в 1914 году Н. В. Недоброво: перводвижущая сила ахматовского творчества — в новом умении видеть и любить человека. И. расшифровывая далее свое понимание поэзии Ахматовой и творческого смысла поэзии вообще. Недоброво пишет: «Не из ритмов и созвучии состоит поэзия, но из слов: из слов уже затем, по полному соответствию с внутренней их жизнью, и из сочетания этих живых слов вытекают, как до конца внутренностью слов обусловленное следствие, и волнение ритмов, и сияния звуков — и стихотворение держится на внутреннем костяке слов». Это написано о ранних стихах Ахматовой, но здесь с удивительной прозорливостью определено все ее последующее поэтическое развитие, что утверждала и сама Ахматова.
В 1959 году, в зрелости поэтического самопознания, она так опишет свою поэтику: «знакомить слова», «сталкивать слова» — ныне это стало обычным. То, что было дерзанием, через 30 лет звучит как банальность. Есть другой путь — точность, и еще важнее, чтобы каждое слово в строке стояло на своем месте, как будто оно там уже тысячу лет стоит, но читатель слышит его вообще первый раз в жизни. Это очень трудный путь, но, когда это удается, люди говорят: «это про меня, это как будто мною написано».
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Поэтика: определение, задачи, особенности
1.1. Сущность и особенности поэтики
Литературоведы и исследователи ХХ века дают следующие определения термину «поэтика»:
«Поэтика — наука о системе средств выражения в литературных произведениях. В расширенном смысле слова, поэтика совпадает с теорией литературы, в суженном — с одной из областей теоретической поэтики. Как область теории литературы, поэтика изучает специфику литературных родов и жанров, течений и направлений, стилей и методов, исследует законы внутренней связи и соотношения различных уровней художественного целого. Поскольку все средства выражения в литературе, в конечном счете, сводятся к языку, поэтика может быть определена и как наука о художественном использовании средств языка» .
«Что такое литературное произведение? Какова его структура? Каковы элементы этой структуры и каковы их художественные функции? Что такое жанр, стиль, сюжет, тема, мотив, герой, метр, ритм, мелодика и т.д. Все эти вопросы — все это область социологической поэтики» .
«Поэтика, занимающаяся рассмотрением поэтических произведений сквозь призму языка и изучающая доминантную в поэзии функцию, по определению является отправным пунктом в истолковании поэтических текстов, что, разумеется, не исключает возможности их исследования с фактической, психологической или психоаналитической, а также социологической стороны. Однако специалисты по этим дисциплинам не должны забывать, что все функции произведения подчинены доминантной функции, а всякий исследователь должен исходить в первую очередь из того, что перед ним — поэтическая ткань поэтического текста» .
«Поэтика — это эстетика и теория поэтического искусства. В процессе своего развития поэтика, испытывая различные тяготения, порою сближается, а часто и сливается с какой-либо из смежных наук, но даже в тех случаях, когда она, казалось бы, находится на чужой территории, конечной целью всех вопросов, пусть даже сходных с проблематикой истории литературы, социологии и т.д., для нее всегда является освещение поэтической структуры. Отсюда тесная связь поэтики с лингвистикой, наукой, которая изучает законы главнейшего материала поэзии — языка» .
С помощью средств языка, поэтика раскрывает процесс трансформации авторского замысла в литературные образы, которые возникают в сознании читателя и изменяются под воздействием времени.
Поэтика – это наука, изучающая систему средств выражения в произведениях литературы.
Термин «поэтика» существует в литературе очень давно. Появился он еще в Греции, в культуре которой литература занимала важное место. Многие известные лингвисты обращались к проблеме поэтики художественного текста.
Например, поэтике очень много внимания в своих работах уделяли такие ученые, как В. Жирмунский, М. Бахтин, А. Скафтымов, Г. Винокур, В. В. Виноградов. Но становление поэтики в России происходило благодаря А. Веселовскому и А. Потебне, чьи оригинальные концепции появились в 19 веке.
В. В. Виноградов был среди первых ученых, переосмысливших трактовку понятия поэтики и осознавших значение для нее разделения синхрония-диахрония. Первые работы В. В. Виноградова, посвященные поэтике русской литературы, были о произведениях Ф. М. Достоевского и Н. В. Гоголя.
В широком смысле поэтика совпадает с теорией литературы. В узком понимании поэтика совпадает с одной из областей теоретической поэтики. Она занимается изучением специфики литературных жанров и родов, направлений, течений, стилей, методов, а также исследует законы внутренней связи, соотношения разных уровней художественного целого.
Поэтика бывает нескольких видов:
— Историческая поэтика
— Теоретическая поэтика
— Практическая поэтика
— Сравнительная поэтика.
В качестве объекта изучения в поэтике выступает художественная литература.
Важнейшей особенностью поэтики является исследование специфики литературы – осознание и описание того, что является характерным только для литературы и что отличает ее от остальных сфер духовной жизни.
Основная задача поэтики заключается в изучении способов построения произведений литературы.
Главный способ изучения в поэтике – описания и классификация явлений, а также их истолкование.
Кроме поэтики, изучающей конструкцию художественных произведений, существует дисциплина, изучающая конструкцию произведений нехудожественных произведений – риторика.
Риторика и поэтика входят в общую теорию литературы. Кроме поэтик, изучением художественной литературы занимается еще целый ряд дисциплин, которые отличаются друг от друга в первую очередь подходом к исследуемым явлениям. Например, история литературы использует исторический подход при изучении художественных произведений.
Историки литературы изучают любое произведение как целостное, неразделимое единство, как самоценное, индивидуальное явление среди других индивидуальных явлений.
При этом изучение объединяется, восполняется историческим освещением исследуемого материала, то есть историки литературы устанавливают связи между литературным явлением и их значение в эволюции литературы. То есть, история литературы изучает литературные школы и стили, их значение и традиции, смену, степень оригинальности отдельно взятых авторов и произведений. В процессе описания общего хода эволюции литературы историки интерпретируют различия, обнаруживают причины эволюции, которые заключаются и внутри самой литературы, и в отношении литературы к другим явлениям культуры.
Совершенно другой подход к изучению художественной литературы – теоретический. При таком подходе литературные явления обобщаются, а значит, рассматриваются не в своей индивидуальности, а в качестве результатов применения существующих общих законов построения художественных произведений. При изучении каждое произведение специально разделяется на составные части.
В построении произведения различаются способы комбинирования материала в художественное единство. Такие приемы являются прямым объектом изучения поэтики. При этом, если внимание обращается на происхождение этих приемов, то следует говорить об исторической поэтике, которая изучает исторический генезис изолируемых в изучении приемов.
Общая поэтика изучает не происхождение художественных приемов, а их художественную функцию. Так, каждый отдельно взятый прием изучается с точки зрения художественной целесообразности. То есть, происходит анализ, для чего применяется этот прием, какой художественный эффект им достигается.
Функциональное изучение литературного приема является главным принципом в описании изучаемых явлений и их классификации.
Несмотря на то, что задачи и методы теоретического исследования художественного произведения сильно отличаются от задач и методов исторических дисциплин, в поэтике всегда должно быть присутствие эволюционной точки зрения.