Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Технология «Веб-квест» как средство развития читателя-школьника

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы использования
технологии веб-квест в обучении  5

1.1. Определение и особенности
образовательного квеста. 5

1.2. Этапы организации образовательных квестов. 10

1.3. Обзор ресурсов для создания веб-квеста. 15

Глава 2. Практические аспекты использования
технологии «Веб-квест» как средства развития читателя-школьника. 21

2.1. Этапы разработки веб-квеста по литературе. 21

2.2. Методика использования технологии «Веб-квест»
на уроках литературы   27

2.3. Рекомендации по использованию технологии
«Веб-квест» на уроках русской литературы.. 32

Заключение. 37

Список литературы.. 39

  

Введение:

 

На сегодняшний
день все больше возрастает интерес к применению электронных ресурсов в образовании.
Использование разнообразных ЭОР при организации деятельности обучающихся дает возможность
внести изменения в процесс преподавания, сделать его увлекательным и наиболее заманчивым,
а кроме того может помочь раскрывать и совершенствовать творческие способности обучающихся
независимо от того, на какой ступени обучения они находятся.

Веб-квест, как
молодая информационная технология, способствует активизации учебной деятельности
и повышения эффективности уроков. Но проблема в том, что в реальности, существует
немало трудностей, к примеру, в некоторых школах нет технической возможности использовать
данную технологию (низкоскоростной интернет, отсутствие необходимого оборудования),
также она требует от детей, а особенно от самих учителей, определенного уровня компьютерной
грамотности.

Большое значение
в развитии учащихся имеют уроки русской литературы. Поскольку русская литература
является не просто предметом обучения, а мощным средством воспитания и развития
ребенка, то в системе предметов общеобразовательного цикла, ему отводится особая
роль.

В основе всевозможных
форм и видов деятельности, нацеленных на применение и открытие знаний, находится
исследование. На сегодняшний день учебно-исследовательская деятельность имеет высокую
ценность для современного образования. Исследование как бескорыстный поиск истины
чрезвычайно важно в развитии творческих способностей. Так как учебно-сследовательская
деятельность школьников – огромная область для педагогических исследований, то мы
сосредоточились на начальном, поисковом этапе, с которого начинается учебное исследование
для школьников общеобразовательной школы.

Применение в учебно-исследовательской
деятельности интерактивных информационных технологий повышает уровень познавательного
интереса учащихся, создает условия для построения индивидуальных образовательных
траекторий школьников. Данная область также обширна, поэтому мы выбрали для исследования
одну из наиболее актуальных интерактивных технологий – образовательные веб-квесты
для школьников по русской-литературе.

Цель исследования: разработать веб-квест для развития читателя-школьника.

Объект исследования: образовательные квест технологии.

Предмет исследования: технология «Веб-квест» для развития
читателя-школьника.

Задачи исследования:

1. Изучить определение
и особенности образовательного квеста.

2. Рассмотреть
этапы организации образовательных квестов.

3. Проанализировать
ресурсы для создания веб-квеста.

4. Проанализировать
этапы разработки веб-квеста по литературе.

5. Предоставить
методику использования технологии «Веб-квест» на уроках литературы.

Методы исследования: анализ учебно-методической литературы,
анализ психолого-педагогической литературы, синтез, систематизация, классификация,
обобщение, сравнение.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В образовательном
процессе веб-квест – это специальным образом организованный вид исследовательской
деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации по
указанным адресам, включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий
и пр.

Особенностью образовательных
веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой
работы учащихся с ним находится на различных сайтах. Кроме того, результатом работы
с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов
(локально или в Интернет).

Образовательный
веб-квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью
которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных
эмоций и активно включаются в деятельность. Живой квест не только позволяет каждому
участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных
взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом
сплотить играющих. В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект
неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют
развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т.к. участники
могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет
уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного
пространства.

Кроме этого веб-квесты
помогают быть вовлеченными в активный познавательно-творческий процесс обучения
русской литературе, способствуют развитию не только самостоятельности, ответственности,
командного духа, но и толерантности, умения слушать окружающихся и не бояться высказывать
аргументированно свою точку зрения, дают возможность чувствовать поддержку команды
и окружающих взрослых, повышают интерес и мотивацию к изучению родного языка.

В качестве платформы
для создания квеста могут выступать бесплатные конструкторы сайтов с хостингом (другими
словами сайты, которые создаются в онлайн режиме).

Был рассмотрен
процесс разработки Веб-квеста по литературе «Я в гости к Пушкину спешу». Данный
web-квест разрабатывался при помощи платформы интернет ресурса http://zunal.com/. В результате
был разработан веб-квест по литературе для учащихся 8 классов. Перечисленные рекомендации
позволят использовать на уроках технологию web-квеста более эффективно. Ссылка на
разработанный web-квест: http://zunal.com/author.php?w=730741.

Таким образом,
цель работы достигнута, задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы использования технологии
веб-квест в обучении

1.1. Определение и особенности образовательного квеста

Квест – это проблемное задание с элементами ролевой игры,
для выполнения которого используются различные информационные ресурсы [9].

История квестов началась с развитием компьютерных игр
с увлекательным сюжетом, требующим включения логики. Уже с самого начала они стали
очень популярными и захватывали многих людей. Самый первый известный квест появился
в 1975 году. Его разработчиком был программист и спелеолог Уильям Кроутер [11].

Спустя полстолетия виртуальные миры перешли в реальность.
Первая известная в России квест комната была открыта в 2013 году бизнесменом Сергеем
Кузнецовым.

Такая распространённость квестов затронула и педагогическую
область. В первую очередь этому способствовала заинтересованность педагогов-искателей
в поисках способов разнообразить традиционные уроки. Кроме этого было установлено,
что уроки-квесты как нельзя лучше вписываются в картину современного образования
сформированную на основе Федерального государственного образовательного стандарта
(ФГОС).

Основателем внедрения этого метода в урок считается Берни
Додж, профессор Университета Сан-Диего (США) [5]. Попробовав включить подобные задания
на уроки учителя получили положительный результат в виде большего уровня усвояемости
информации, включения учеников в активную деятельность, заинтересованность в процессе
применения знаний на практике. Выяснилось, что для школьников применение квеста
на уроке – это что-то неизведанное, а от того крайне увлекательное.

В образовательном процессе под квестом понимают специальным
образом, организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой
обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам (в реальности), включающий
и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий и пр. [8]

В настоящее время существует множество форм образовательных
квестов. Причём от выбранной формы зависит и основная деятельность учащихся. Наиболее
популярны сейчас следующие из них:

 – создание базы
данных по теме, все разделы которой готовятся разными учащимися;

– создание микромира с помощью презентаций или web-страниц, в котором школьники могут передвигаться,
нажимая на гиперссылки, как по реальному миру;

– написание интерактивной истории в котором ученикам
предлагается выбрать дальнейший ход событий;

– создание документа, дающего анализ сложной темы с различными
точками зрения на исследуемый вопрос;

– интервью с on-line персонажем, которого школьники предварительно
хорошо изучают и прописывают возможные вопросы и ответы на них;

Структуру современных образовательных квестов можно представить
в виде рисунка (рисунок 1) [5]. Рисунок 1 – Структура образовательного квеста

Первый этап (введение) предоставляет основную информацию:
объект и предмет квеста; вводит ключевые понятия, а также содержит вопрос, который
должен быть решён в процессе организованной деятельности или цель, которую необходимо
достичь.

После введения учащиеся знакомятся с заданием, которое
направляет на ряд действий на пути его решения. Кроме этого задание должно содержать
цель работы, необходимые условия (правила) и проблему, которую нужно решить.

Следующий структурный компонент (процесс) описывает ход
работы, выделяет главные роли и обязанности каждого участника. В этом разделе описываются
указания, как именно учащиеся будут выполнять задание. Кроме этого в нём можно описать
требования к конечному продукту (если его наличие предполагается) и выдать ссылки
на Интернет-ресурсы, которые могут помочь в решении заданий.

После описания процесса работы в образовательном квесте
выдаётся информация по оцениванию деятельности. Причём это может быть шкала, позволяющая
участникам самостоятельно оценить проделанную работу или шкала отметок для учителя,
которая отражает уровень знаний и умений школьников.

Окончательный
компонент образовательного квеста – это заключение. В нём подводятся итоги проделанной
работы, происходит обобщение полученных результатов (чему научились, какие навыки
приобрели) и поощряется рефлексия. Возможно включить в этот этап логические вопросы
или вопросы, мотивирующие дальнейшее исследование темы.

Но в зависимости от творческих способностей учителя и
поставленной цели структура может быть изменена или дополнена необходимой информацией,
например:

– рекомендациями преподавателям по использованию разработанного
квеста;

– списком литературы для учащихся, который поможет при
выполнении заданий;

– анкета для участников, направленная на выявление недочётов
в квесте.

Перед подготовкой к проведению квеста учителю необходимо
поставить цель, которую должны достичь школьники в результате его прохождения. Основными
целями образовательных квестов являются:

– формирование умения классифицировать информацию с помощью
разных источников;

– развитие логики;

– воспитание познавательного интереса к предмету;

– расширение круга решаемых задач;

– отработка умения проводить рефлексию деятельности и
делать соответствующие выводы;

– формирование навыков исследовательской деятельности.

Исходя из цели и уровня успеваемости класса (или отдельных
учеников) учитель выбирает тип квеста и подбирает задания для него.

Существуют разные подходы к классификациям образовательных
квестов [9]. Одна из них выделяет краткосрочные и долгосрочные. К первым относятся
такие, которые ориентированы на одно занятие и их цель узнать новую тему или повторить
ранее пройденную. Для организации такого занятия учитель выбирает небольшое количество
заданий (до 4-х) для каждого участника, при этом вид задания также должен предполагать,
что выполнить его можно опираясь на имеющиеся средства (книга, компьютер, тетрадь
и т.п.). Второй тип квестов заключается в деятельности протяжённостью более одного
урока. Это может быть серия из 3-х уроков или занимать целые четверти. В таких квестах
педагог не ограничен в выборе типов заданий, уровне их сложности и средствах реализации
деятельности. Но следует понимать, что такая деятельность требует большой концентрации
от ученика, а значит не каждый сможет ею заниматься. Результатом выполнения такого
квеста может являться научная статья, проект, исследование, творческая работа и
т.п.

Основываясь на режиме проведения образовательного квеста
выделяют: реальные квесты, web-квесты
и комбинированные. В данном случае первые нацелены на выполнение деятельности на
уроках или дополнительных занятиях и реальное взаимодействие, а вторые предполагают
использование информационно-коммуникационных технологий и реализацию урока в виде
игры с разделением ролей. Причём в web-квесте
выбранная роль определяет тот набор заданий, которые необходимо будет выполнить
участнику и степень их сложности. Особенность комбинированных квестов состоит в
интеграции реальности и информационных технологий в процессе работы над решением
задачи (например, ученик выбирает персонажа и получает задания с помощью компьютера,
а выполняет задание без его использования).

По форме работы различают индивидуальные и групповые
квесты. Соответственно первые задействуют только одного школьника, а вторые предполагают
наличие таких заданий, которые рассчитаны на группу учащихся и могут быть разделены
на несколько более мелких подзаданий.

В зависимости от линии сюжета принято выделять три типа
образовательных квестов:

1. Линейные:
в них выполнив одно задание участник получает следующее и двигается таким образом
до финиша;

2. Кольцевые:
похожи на линейные, но суть заключается в движении участников по кругу, т.е. каждый
стартует со своей точки, которая в последствии будет финишной;

3. Нелинейные: группе участников даётся одно общее задание,
а участники в свою очередь генерируют идеи решения и намечают путь, который может
быть не один;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы