Технологии и организация видов туризма Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Технология и организация православного паломничества в России

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы паломнического туризма 4
1.1. Понятие паломнического туризма и его виды 4
1.2. История возникновения паломнического туризма 7
1.3.Перспективы развития паломнического туризма в России 11
Глава 2. Особенности организации православного паломничества 13
2.1. Опыт зарубежных стран 13
2.2. Технология православного паломничества 15
Глава 3. Особенности разработки паломнического тура 24
3.1. Разработка программы паломнического тура в Нижегородской области 24
3.2. Определение экономической эффективности паломнического тура 27
Заключение 29
Список использованной литературы 31

  

Введение:

 

В стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года подчеркивается большое значение туризма для государства, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, т.к. туризм является значительным источником финансовых доходов бюджетов всех уровней, способствует развитию социокультурной среды, воспитанию патриотизма, формированию нравственных основ развития гражданского общества.
Религиозный туризм является составной частью современной туристской индустрии. С материальной точки зрения каждый турист нуждается в транспорте, гостинице, питании, покупках сувениров. Тур религиозной направленности является туристским продуктом.
Организацией путешествий паломников занимаются как духовные, так и светские туристические организации, между которыми наблюдается определенное соперничество. В этой конкурентном противостоянии пока выигрывает религиозный традиционализм духовных паломнических учреждений. Светские туристические фирмы отличаются слабой практикой создания паломнического туристского продукта.
Актуальность данной темы обусловлена тем что, на современном этапе развития религиозный туризм занимает важное место как в международном, так и во внутреннем туризме. Все больше туристов совершают путешествия с паломническими и экскурсионными целями с посещением святых мест и религиозных центров.
Целью данной работы является исследование особенностей православного паломничества и его организации в современной России. Для достижения данной цели необходимо решить такие задачи:
— рассмотреть теоретические основы паломнического туризма;
— ознакомиться с историей христианского паломничества в России, определить его особенности;
— разработать паломнический тур в Нижегородскую область.
Объект исследования – православное паломничество.
Предмет исследования – технология и организация православного паломничества в России.
Методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, проектирование, системный подход.
Информационная база исследования: работы ученых в сфере туризма, православного паломничества, нормативные акты РФ.
Структура работа: введение, три главы, заключение, список использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Внутренний туризм способствует познанию духовного и культурно-исторического наследия народов, населяющих территорию России, воспитывает гордость за свою страну.
Зарождение паломничества связано с формированием в мире основных религиозных течений. Паломничество в той или иной форме принято практически во всех религиях, в том числе и в христианстве.
Православное паломничество является составной частью религиозной деятельности Русской Православной Церкви. Название свое паломничество получило благодаря пальмовым ветвям, которые первые паломники (т.н. пальмовники) привозили из Палестины.
В настоящее время православное паломничество – одно из наиболее активно развивающихся культурных явлений. В определенной мере оно соприкасается с туризмом, в свое время выросшим из паломнических странствий. Наряду с другими видами путешествий, паломничество соотносится с различными сферами экономической, социальной и культурной жизни общества. В современном паломничестве гармонично объединяются глубокие исторические традиции с культурными тенденциями сегодняшнего дня.
Оживлению православного паломничества в России способствует ряд причин, из которых основными являются следующие:
— высокий культурно – исторический потенциал страны (наличие множества православных святынь);
— относительно невысокая стоимость поездок, организуемых паломническими службами;
— стремление современного человека к духовному совершенствованию.
К положительным экономическим факторам, способствующим развитию православного паломничества, можно отнести следующие:
— достаточно стабильная социально–экономическая ситуация; большой процент повторных поездок;
— малое влияние сезонности; положительное влияние развития паломничества на экономику региона;
— наличие государственной поддержки.
Сравнительный анализ предложений современных туристских фирм и паломнических служб позволил сформулировать основные модели/стратегии организации паломничества и религиозного туризма:
1. Организация поездок с посещением комплекса святынь/религиозных объектов (Новгородская земля, Псковская земля, монастыри Приладожья);
2. Организация посещения с целью поклонения/осмотра одной святыни/объекта в день памяти или восстановления исторической «правды» (Тихвинская икона Божьей матери, мощи царской семьи в Петропавловском соборе, день памяти Иоанна Кронштадтского);
3. Организация глубокого погружения в монастырскую жизнь/в исторический опыт (Соловецкий монастырь, Валаам).
Россия обладает значительным потенциалом развития православного паломничества туризма, но имеется ряд трудностей для полноценного его развития, отметим следующие:
— неразвитая инфраструктура;
— дефицит информации об имеющихся ресурсах и маршрутах;
— слабые связи между туристическими фирмами и религиозными организациями;
— недостаток сфере квалифицированных кадров;
— запущенность некоторых религиозных объектов.
Разработчики виртуальных паломнических туров полагают, что последние могут реализовываться не только посредством on-line технологий, но и с помощью телепередач и видеофильмов. В церковных лавках сейчас можно найти множество видео о православных святынях; имеются диски, позволяющие побывать, например, в православных монастырях, познакомиться с их историей, пройти с экскурсоводом по монастырской территории, посетить храмы, поприсутствовать на богослужении.

   

Фрагмент текста работы:

 

Слово «паломник» является производной от «пальмы». После смерти и Воскрешения Иисуса христиане всего мира совершали походы в Иерусалим к Голгофской горе и Гробу Господнему, неся ветви пальмы в память о торжественном въезде Спасителя в город перед празднованием Пасхи.
Паломничество сегодня трактуется различными авторами на стыке двух социально-культурных сфер — собственно паломнической практики, понимаемой как область религиозных путешествий, и туризма. В связи с этим ему предпосылаются различные термины: «паломничество», «паломнический туризм», «религиозный туризм», «духовно-паломнический туризм» и т. п.
По мнению Русской Православной Церкви, паломничество и религиозный туризм – совершенно различные понятия. Русская Православная Церковь считает, что понятия «религиозный туризм» и «паломничество» должны быть разделены законодательно. По мнению РПЦ, паломничество в обязательном порядке «…связано с живым литургическим опытом. Его нельзя смешивать с просто туризмом».
Наметившаяся тенденция смешения паломничества с обычным туризмом вызывает обеспокоенность Русской Православной Церкви. Ведь нередко паломничеством называют обычную экскурсионную программу, в которую входит посещение святых мест, монастырей, храмов. В результате, по мнению РПЦ, дискредитируется сама идея паломничества.
«Религиозный туризм отличается от обычного, однако сегодня паломники зачастую попадают в орбиту деятельности светских турфирм, которые не учитывают этой специфики», – заявлял Патриарх Всея Руси Кирилл, будучи еще главой Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Митрополитом Смоленским и Калининградским. По его словам, программы, которые российские турфирмы предлагают паломникам, нередко с паломничеством совершенно не связаны, что вызывает массу нареканий со стороны верующих. В частности, Патриарх Кирилл отмечал, что «стиль жизни в 4-5-звездочных гостиницах разрушает дух паломничества, так как атмосфера этих заведений совершенно ему не соответствует» [12].
Эту точку зрения разделяет ряд специалистов в области туризма (к примеру, А.С. Кусков, Н.Г. Можаева). Так, А.С. Кусков считает, что религиозно-познавательный туризм отличен от паломничества, так как последнее «требует участия в нем только верующих людей и в обязательном порядке следования всем элементам религиозного культа». Этот автор также отмечает, что паломничество в большой степени связывается с проведением крупных религиозных праздников. У Н.Г. Можаевой встречаем такое определение: «Паломничество – путешествие верующих к святым местам, вызванное представлениями о том, что в таких местах молитва более действенна».
Паломнический или религиозный туризм берет свое начало из истории, а именно из религиозной традиции паломничества – путешествия к святым местам. В современном мире понятия «религиозный туризм» и «паломничество» стали практически взаимозаменяемыми, и это не случайно, ведь в основе религиозного туризма лежат в большей части те же мотивы и ценности, которые столетиями заставляли людей идти в другие земли для поклонения святым местам. На сегодняшний день религиозный туризм становится достаточно популярным туристическим направлением, в том числе и в России. Но он имеет свои специфические особенности, связанные с событиями XX века.
Проблема изучения религиозного туризма в России стала особенно активно изучаться в последние десятилетия. Это связано, прежде всего, с распадом СССР, распространением туризма среди населения, а также сближением паломничества с религиозным туризмом. В этих условиях понимание того, как идет развитие паломничества в России, по каким направлениям, является актуальной задачей. Помимо вышеуказанных факторов на это указывают и те последствия, к которым привел резкий рост числа людей, посещающих святые места и объекты. Так результатом этого стали коммерциализация паломничества как туризма, размывание понятий путешествия с истинно религиозными целями и путешествия с целями образовательными, что сегодня оскорбляет чувства верующих и лишает паломническую деятельность сакрального смысла.
В России традиции паломничества стали отражением духовных потребностей православных верующих. Поездки к великим старцам, к мощам святых, в монастыри стали главным фактором развития паломнической деятельности. Однако здесь можно увидеть коренные отличия от западного паломничества, прежде всего, в мировоззрении православных и католиков, определяющем отношение к паломничеству; характере объектов поклонения и целях культового путешествия [10].
Конечно, кроме уровня организации самих паломнических туров, большое значение играет и личная заинтересованность граждан в такого рода путешествиях. Однако в России проблем c этим не обнаруживается. С каждым годом интерес людей к религии и, соответственно, религиозному туризму возрастает.
В настоящее время происходит возрождение многих традиционных туристических поездок, предлагаются религиозные программы на праздники (Рождество, Пасха).
Религиозный туризм имеет две основные разновидности:
1. Паломнический туризм;
2. Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности.
В паломническом туризме выделяется также духовно-паломнический туризм.
Сложность разделения таких понятий как религиозный туризм и паломнический состоит в том, что исходя их понятия «тур», как комплекса оказываемых услуг по размещению, провозу, питанию, экскурсионным услугам, паломнические туры приобретают изначально организованный характер и, по сути, является религиозным туризмом.
Мотивами паломничества является стремление посетить святое место, помолиться чудотворной иконе, исповедаться в месте, имеющем большое духовное значение для религиозного человека. Особенности паломничества для разных конфессий различаются, но на характер этих поездок, их интенсивность влияют особенности экономического и политического положения в той стране, в которую осуществляется паломнический тур, уровень материального благосостояния туриста, географическое положение страны принимающей паломнические туры, характер погоды в местах поездок и многие другие факторы.
Основные отличительные особенности паломнического туризма состоят в следующем:
— паломничество совершает человек с глубокой верой, стремящийся совершить важную для его жизни практику и требующий в данном случае особого отношения со стороны организаторов паломнического тура;
— паломничество по времени осуществления более длительная поездка, в которой необходимо учитывать, что количественно группы значительно больше;
— в индуизме, православии и католицизме, других конфессиях получили развитие пешие паломничества порой с соблюдением ритуальных действий не только в святых местах, но и во время осуществления данного похода;
— паломнические поездки зависят от религиозного календаря;
— паломнические туры в основном оформляют религиозные организации, которые сотрудничают с туристическими фирмами [15].
Паломничество может быть:
— однодневным
В течение одного дня богомольцы могут посетить недалеко находящийся монастырь, святой источник или могилу святого. Чаще всего это происходит по приезду известного священника высоко сана или прибытию целительной иконы, остатков святых мощей или по традиции посещать святое место в определенные дни.
— ближним.
Ближние паломничества совершаются в пределах одной или близко лежащих епархиях. Порой богомольцы выезжают на несколько дней, живя в монастырях, поклоняясь святыне, которая стала целью паломничества. Добрая слава святого места привлекает странников с ближних и дальних селений, которые несколько раз в году совершают ближние паломничества.
— дальним.
Ныне, как и в древние времена, дальние паломнические поездки совершаются на Афон, к мощам Николая Угодника в Италии и другие святые места.
Сравнительный анализ предложений современных туристских фирм и паломнических служб позволил сформулировать основные модели/стратегии организации паломничества и религиозного туризма:
1. Организация поездок с посещением комплекса святынь/религиозных объектов (Новгородская земля, Псковская земля, монастыри Приладожья);
2. Организация посещения с целью поклонения/осмотра одной святыни/объекта в день памяти или восстановления исторической «правды» (Тихвинская икона Божьей матери, мощи царской семьи в Петропавловском соборе, день памяти Иоанна Кронштадтского);
3. Организация глубокого погружения в монастырскую жизнь/в исторический опыт (Соловецкий монастырь, Валаам).
Возрастание интереса к паломническому туризму делает его важным фактором обеспечения социальной стабильности, усиления глобализации, так как часто именно в путешествии люди видят общность своих интересов с людьми и из других стран [7].
Однако полномасштабному развитию паломнического турима в России мешает несколько проблем. Это отсутствие информации о святых и паломнических центрах, недостаточность воцерковленных экскурсоводов, а также отсутствие связи между государственными и туристскими организациями [3].
Однако шаги в направлении развития туризма все-таки делаются. Так, в прошлом году была разработана программа Министерством культуры по развитию религиозного туризма и паломничества. Именно эта программа будет определять основное развитие паломнического туризма до 2030 года. В ходе ее успешной реализации предполагается, привлечение большого круга иностранных паломников, выезда православных за границу, создания туристских центров в России и за рубежом, поддержание старых и развитие новых паломнических центров [5].
Таким образом, на сегодняшний день паломнический туризм продолжает активно развиваться, растет количество паломников, принимаются новые программы развития религиозного туризма. Все это отражает его значимость и актуальность. В заключение также хотелось бы отметить, что именно традиции, заложенные православием, отражают цели путешествия современных паломников внутри страны, определяют объекты их поклонения, подталкивают на общение с подвижниками.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы