Курсовая с практикой на тему Танцевальный фольклор как средство гармонизации развития старших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования средств гармонизации развития старших школьников 6
1.1. Развитие творческих способностей как средства гармонизации развития 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста 9
Глава 2. Исследование особенностей танцевального фольклора как важного средства гармонизации развития 15
2.1. Танцевальный фольклор как важное средство эстетического воспитания и культуры поведения в обществе 15
2.2. Реконструкция исторических бальных танцев и проведение кадетских балов 18
2.3. Анализ уровня творческих способностей и эстетического развития учащихся и результаты исследования 21
Заключение 27
Список использованной литературы 30
Приложение 34
Введение:
Актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки вопросов связанных с развитием творческих способностей обучающихся танцевальным фольклором.
Несмотря на то, что интерес к бальной культуре постепенно распространяется, ее сохранение и развитие по-прежнему остается уделом энтузиастов, часто делящихся своими знаниями на безвозмездной основе. Так, Минобороны несколько лет назад начало возрождать балы среди воспитанников и воспитанниц кадетских училищ и других учебных заведений.
Хореографическое творчество является одним из средств всестороннего развития старших школьников. Продуктивность художественного воспитания обучающихся танцевальным фольклором обусловлена синтезирующим характером танца, который объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений.
В условиях современного мира, где в последнее время уделяется особое внимание развитию творческой личности человека, так как творчество является одной из основных линий, на которых строятся и осуществляются инновационные преобразования. Развиваться творческая личность может многими путями, и современный танец является одним из таких.
Анализ практики художественного воспитания старших школьников свидетельствует о противоречии между потенциальной возможностью танцевального фольклора в художественном воспитании обучающихся и недостаточно эффективном практическом её использовании. Отчасти это объясняется тем, что возможности художественного воспитания используются не в полной мере. Так, многие школы преимущественно уделяют внимание передаче знаний, а формирование нравственных и эмоциональных чувств либо считается второстепенным, либо вообще не принимается во внимание.
Объект исследования: танцевальный фольклор как средство гармонизации развития старших школьников.
Предмет исследования: анализ танцевального фольклора как средства гармонизации развития старших школьников.
Цель исследования: анализ танцевального фольклора как средства гармонизации развития старших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть понятие и сущность творческих способностей
3. Раскрыть значение танцевального фольклора и обследовать методы их воздействия на развитие творческих способностей старших школьников.
4. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику личности старшеклассника.
Методы исследования: изучение педагогической и методической литературы по теме исследования; метод анализа и обобщения и синтеза; разработки методического пособия по музыкально-дидактическим играм для развития музыкально-сенсорных способностей старших школьников.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в практике внеурочной деятельности курсов при подготовке кадетского школьного бала.
База исследования: Синьковская СОШ №1 Дмитровского городского округа Московской области.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Заключение:
На основе теоретического анализа педагогических исследований по вопросу творчества, мы сделали вывод, что творческая активность ребенка предполагает, с одной стороны, умение освободиться из-под власти обыденных представлений и запретов (часто неосознаваемых), искать новые ассоциации и самобытные пути, а с другой – развитый самоконтроль, организованность, умение себя дисциплинировать.
Обучающийся менее активен, подвижен и склонен к увлечениям. Чтобы стать творчески продуктивным, Обучающийся нуждается в большой интеллектуальной дисциплине и собранности.
Нами также подчеркивается мысль, что творческая активность и процесс творчества — понятия, которые не обязательно совпадают. Без активности нет творчества, но творческая активность может проявляться в любой деятельности, даже не носящей творческий характер.
Исследование литературы, анализ и обобщение результатов дают возможность определить теоретические основы средство гармонизации развития обучающихся старшего школьного возраста.
В ходе исследования нами были рассмотрены понятия «творческие способности» и «танцевальный фольклор», определены их место в структуре способностей, выявлены критерии, уровни и показатели творческих способностей, особенности средство гармонизации развития старших школьников.
Исследование подтвердило, что творческая активность обучающихся, которые не занимаются танцевальным фольклором, находится на низком уровне. Это обусловлено тем, что обучающиеся отказываются действовать по заранее определенному шаблону, придерживаться намеченного алгоритма. Здесь необходим поиск нестандартного решения задачи, возможно методом проблемного обучения. Как известно, Обучающиеся стремятся к самовыражению, поэтому очень важно направить их деятельность в нужное русло, погрузив в увлекательный творческий процесс.
Процесс воспитания творческой способности личности только тогда достигает своей цели, когда активируются, интенсифицируется процессом саморазвития личности. Для саморазвития своих естественных задатков, включая становления собственных творческих способностей, потребуется целенаправленная активность, созидательная деятельность [5, c.192].
Такой процесс может проявляться особенно интенсивно на занятиях современным танцем, а именно в процессе танцевальный импровизации. Поэтому в ходе занятий педагогу необходимо создавать условия для оптимального включения личности в креативный процесс, так как именно в созидательной деятельности развивается её творческий потенциал.
Импровизация подразумевает глубокую внутреннюю работу, требует развития личности индивидуальности и этим отличается от чистой техники танца. Импровизация требует изменения мышления особого отношение к своему телу, личной истории, внутренним импульсам, которые становится, в каком-то смысле, соавторами и импровизационного танца.
В личностном плане способность к импровизации не столько основана на имеющихся задатках, знаниях, умения, навыков, сколько развивает их, способствует становлению личности, созиданию самого себя, она больше средства саморазвития, нежели самореализации.
Для каждой импровизации характерно, что создание чего-либо нового и его воспроизведения (показ создаваемого) совпадает по времени. Импровизация всегда публична – предполагает свидетелей и воспринимается ими как экспромт.
Присутствие импровизации – показатель творчества в любой деятельности. Для детей импровизация – это первое творчество в их стихийном или организованном самовыражения, самопроявление, самоутверждения, уже, поэтому импровизация педагогический самоценна [7, с. 10].
В процессе контактной импровизации партнеры учатся взаимодействовать друг с другом, появляется чувство своей важности, приобретается чувство ответственности за себя и за своего партнера, открывается огромное количество способов самовыражения.
Танец – одно из средств эстетического воспитания, творческого начала в человеке.
Проведенное исследование раскрывает лишь определенную часть возможностей по развитию творчества обучающихся
Фрагмент текста работы:
В середине XX века одним из главных направлений в исследовании интеллектуального развития стало изучение творческих способностей.
Все большее число психологов признают, что творческие способности не являются синонимом познавательных способностей. Последние имеют в виду способности к быстрому, успешному овладению соответствующими знаниями, умениями, навыками. А творческие же – это способности к творческой деятельности, дающие объективно-значимые для человека результаты в общественной жизни [12,с.54].
Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых ценностей. Мера творчества зависит от новизны ситуации, средств и способов ее преобразования, от оригинальности получаемых результатов.
Творческий познавательный процесс опирается на поисково-исследовательскую активность, обеспечивающую обнаружение проблем и раскрытие их сути, прогнозирование неизвестного и способов его достижения, оценку имеющихся результатов с точки зрения стоящих целей.
Творчество проявляется на различных уровнях – несознательном, ориентированно — приспособительном и сознательном, познавательно — преобразовательном и исследовательском уровне, как в индивидуальной деятельности, так и в социально-ролевом плане [32,с.54].
В самом общем виде, понятие творчества включает в себя прошлые, сопутствующие и последующие характеристики процесса, в результате которого человек или группа людей создает, что — либо не существовавшее прежде.
Таким образом, анализ различных определения понятий творчества, позволяет сделать следующие выводы:
Творчество – это свойство личности, направленное на создание новых объектов,
Творчество – это комбинированная творческая деятельность,
Творчество имеет значение в развитии личности и способствует этому развитию.
В.А. Левин [14, с. 90] рассматривал творческие способности как высший уровень развития специальных способностей, понимаемые не просто как обучаемые, но и как способности, связанные с самостоятельным творческим овладением материалом в условиях школьного обучения с самостоятельной постановкой проблем и нахождением путей и методов для их решения, самостоятельным выделением формул, нахождением оригинальных способов решения нестандартных задач.
Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое.
Из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым характерным для процесса обучения.
В настоящее время понятие «способности» является одним из наиболее широко используемых психологических понятий в сфере образования.
Однако при этом возникла существенная сложность с применением данного понятия, которое стало интерпретироваться по принципу «все или ничего». С одной стороны к способностям стало относиться все: вся сфера возможностей ребенка, проявление его индивидуальности, творческого потенциала. С другой стороны понятие способностей стало прикрываться другими психологическими понятиями, такими как уровень интеллектуального развития, уровень развития творческого мышления, индивидуальные способности умственного развития, превращаясь тем самым в нечто, теряя свое собственное психологическое содержание. В подобной ситуации встает вопрос о необходимости определения самого понятия «способности» [37,с.98].
Б.М. Теплов [20, с. 17] рассматривал способности в плане индивидуально-психологических различий и ввел в их определение три основные признака:
1. индивидуально-психологические способности, отличающие одного человека от другого, имеющие отношение к успешности выполнения одной или многих деятельностей и обеспечивающие легкость и быстроту приобретения знаний и навыков.
2. рассматриваются способности в первую очередь как родовые качества человека, основаны на теории Л.С. Выготского.
Развитие способностей характеризуется через освоение студентом определенных достижений культуры.
Процесс развития способностей является нелинейным интегративным образованием существующих в культуре способов человеческого познания. В центре подобного образования находится знак, прежде всего, по Л.С. Выготскому, слово [5, с. 23]
Принципиально важной характеристикой развития познавательных способностей является тот факт, что развитие действий наглядного моделирования не просто ведет к повышению успешности решения интеллектуальных задач у ребенка, но и способствует переструктурированию других психических функций, делая их произвольными и осознанными. Формирование и воображение, потребность в исповеди и в проповеди, природный дар и приобретенный навык.
Сегодня в центре внимания педагогов-практиков находится обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность обучающихся и метод проектов. В основе этой деятельности лежит приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами; развитие познавательных, творческих навыков обучающихся; выработка у ребят стремления и умения самостоятельно добывать использовать новые знания; развитие критического мышления