Теория и история народной художественной культуры Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Происхождение, эволюция и функции народной игрушки

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1.Теоретические основы влияния народной игрушки на детей 5
1.1.Понятие народной игрушки 5
1.2.История возникновения и развития глиняной игрушки, технология изготовления изделий 8
1.3.Как в семейном воспитании по средствам народной игрушки реализуется патриотическое воспитание 11
Глава 2.Анализ интересов к народной игрушке у детей среднего дошкольного возраста 14
2.1 Анализ способов и приемов выявления интереса у детей к народной игрушке 14
2.2 Организация формирующего эксперимента 19
Заключение 23
Список литературы 24
Приложение 1 25
Приложение 2 25
Приложение 3 26
Приложение 4 26
Приложение 5 27

 

  

Введение:

 

Актуальность. Сегодня в мире происходит много проблем и неприятных ситуаций. Иногда бесчеловечность и давление являются нормой в обществе. Именно тогда возврат к духовным традициям предков способен помогать детям ощущать себя частью русского народа, чувствовать гордость за страну, которая богата замечательными традициями.
Усова А. П., Флерина Е. А., Саккулина Н. П. говорили о том, что включение в общеобразовательный круг произведений народного творчества организовывают у детей четкие представления о России, ее культуре, могут помочь в воспитании патриотических связей, готовят к миру прекрасного, в т.ч. искусства. Однако, в наше время в детских садах народное искусство и народная игрушки используются все реже во время проведения игр. Это можно объяснить тем, что у педагогов есть мало знаний о богатстве народных промыслов, так же умирает и заменяется народное искусство на рыночный товар, а также излишне популярны новые технологии в организации игрового пространства. Автор данной курсовой считает, что возможности народной игрушки многомерны и разноплановы.
В составе декоративно-прикладного искусства есть уникальное деревенское искусство, которое уходит вглубь веков и его основных последователей – это традиционные художественные промыслы, которые связаны с общим понятие народного искусства. Это такие памятники мирового декоративно-прикладного искусства, которые пользуются общим признанием.
При знакомстве дошкольников с народной игрушкой, это можно сделать при помощи показа иллюстраций деревенского искусства, при посещении музейных экспозиций, также при анализе классических народных промыслов, присутствующих в методических кабинетах дошкольных учреждений. Благодаря многообразию народных игрушек, можно решенить много воспитательных задач. Когда воспитатели постоянно общаются и занимаются с детьми, отбирают содержание и методы работы с народными игрушками, они могут влиять на умственное, нравственное, эстетическое и трудовое образование детей, содействовать развитию игровой деятельности.
Цель работы – изучение народной игрушки.
Задачи работы
1. Рассмотреть понятие народной игрушки;
2. Описать историю возникновения и развития глиняной игрушки;
3. Определить, как в семейном воспитании по средствам народной игрушки развивается патриотизм;
4. Проанализировать способы и приемы выявления интереса к народной игрушке;
5. Организовать формирующий эксперимент.
Предмет исследования – функции народной игрушки.
Объект исследования- народная игрушка.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В данной курсовой работе были проведен педагогический эксперимент, в ходе которого была поставлена цель, сформулирована гипотеза и проходило три этапа эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный.
На первом этапе эксперимента были определены начальные условия уровня формирования интереса к народным игрушкам у детей дошкольного возраста. Были собраны диагностические материалы. Была проведена диагностика, определяющая уровень интереса к народным игрушкам у детей среднего дошкольного возраста.
По полученным результатам и анализу и обобщению психолого-педагогической и методической литературы, была создана программа по формированию интереса у детей дошкольного возраста к народным игрушкам. Для этого были проведены праздники, разработаны и использованы дидактические игры и взаимодействии нескольких воспитателей, детей и родителей. Это проходило как в процессе работы в дошкольном учреждении, так и в самостоятельной деятельности и на дому.
Данный комплекс мероприятий был проведен успешно и работает в результате обеспечения комплекса педагогических условий: была повышена компетентность педагогов дошкольного учреждения в рамках работы с народными промыслами, были сформриованы единство требовний к детям от педагогов и родителей в процессе игры с народными игрушками, была организована предметно-развивающая среда.
Для того, чтобы определить эффективность проведенного эксперимента, была организована заключительная диагностика. По проведению анализа результатов диагностики по повышению интереса к народной игрушке в контрольном эксперименте было выявлено, что уровень интереса к народной игрушке повысился, дети стали более активными, стали чаще обращаться к народным игрушкам, рисовать, лепить, повышался интерес к экспериментальной части. Это говорит о том, что данные мероприятия эффективны.

 

Фрагмент текста работы:

 

Игрушки из глины и дерева, из травы и бересты, из теста или бисера… Игрушки-обереги и игрушки-потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки… Дымковские и каргопольские, архангельские и филимоновские. Это все — отечественные народные игрушки, согретые теплом рук, ярко расписанные мастерами и умельцами, исстари дарующие людям приверженность и доброту. И, как не прискорбно, нечесно забытые нашими детьми. В то же время народная игрушка — данное не столько культурное наследство, музейный экспонат или же сувенир для декорации внутреннего убранства.
Лаконичная по форме, но так понятна и ясна всем детям, она и сегодня способна не столько изумить и веселить малыша, но и с триумфом сладить с его обучением в так же и с более серьезными науками.
Послевоенное голодное провинциальное детство было согрето теплом рыночных дней и ярмарок. С близлежащих сел и деревень стекался народ: покупать—продавать лошадь, аграрный инвентарь, миткаль, живность или пища. Конская сбруя, атласные ленты в хвостах, аромат лошадей и сена; искристый, хрустящий снег; буйство красок; бодрый галдеж населения, птиц, животных, и игрушки, игрушки[4,c.87] … Деревянные и глиняные, соломенные и тряпичные, берестяные и из лозы — они свистели, трещали, шуршали и тукали. Настоящий солнечный праздник народной находчивости, народного творчества.
Игрушки были важны на Руси. В первую очередь, изображения птиц и животных, а также человека, носили ритуальный смысл и имели общий характер. Из глины обычно делали свистульки. По преданиям именно свист и гром оберегали от злых духов. Свист птиц мог сберечь целую общину от неприятностей.
Птица – издавна упоминается в народных промыслах, потому что являлась символом солнца. Их вырезали из дерева, плели из глины, они имели общий собирательный тип птицы. Изображения животных и птиц были веками, но потом стал утрачиваться их смысл, стала меняться их значение. Игрушки стали более приземленными к жизни, стали развивать физиологическое и духовное в детях.
Игрушки хранили и передавали по наследству. Народная русская игрушка, в отличии от игрушек других стран, развлекала и веселила детей. Так, медведь несет развлечение – богородская игрушка, скоморох сидит на корове или свинье – сусанинская, каргопольская, дымковская игрушка. Народной игрушке не свойственна серьезная технология изготовления, кроме Сергиев-Посадской игрушки, которая была создана под влиянием западных образцов.
Первые игрушки ребенка – жужжалки, колокольчики, бумажные мячики. Когда ребенок подрастал, он получал свистульки, куколки, лошадки. В летописях от 12 века, можно найти упоминание об игрушечном промысле в Новгороде. Расцветом же игрушечного дела считается 16-17 века. Тогда развилась народная деревянная игрушка и гончарные игрушки. Центрами гончарных промыслов стали такие деревни как Дымково, Гжель, Тула и т.д. В Нижегородской области стали делать деревянные игрушки: городецкие изделия, знаменитая матрешка, забытый сегодня федосеевский промысел.
Если говорить о материале, из которого делали игрушки, то их можно разделить на несколько видов:
-глинянаная (дымковская, филимоновская и т.д.)
-деревянная(богородская, сергиевская, федосеевская, которая была сделана при помощи топора, арангельские птицы из щепы) [1, c. 117]
Игрушки делались из глины и дерева, травы, бересты, теста и т.п. Игрушки-обереги и игрушки-потешки, козули, свистульки – это все народные игрушки, которые выполнены человеком, расписаны мастерами, дарующими людям теплоту и доброту. И как ни печально, данные игрушки забыты нашими детьми.
Сегодня народная игрушка – это не просто культурное наследие, музейный сувенир или поделка для украшения внутреннего убранства. Лаконичная по форме, но любимая всеми детьми, народная игрушка сегодня может изумить и развеселить ребенка, но удовлетворить его потребности к обучению и другим наукам.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы