Курсовая с практикой на тему Тайна и ее разновидности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ИНФОРМАЦИЯ В СИСТЕМЕ ПРАВА 6
1.1. Информация как объект правового регулирования 6
1.2 Классификация тайн в информационном праве 9
ГЛАВА 2 ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ 15
2.1 Нормативно-правовая основа защиты государственной тайны в Российской Федерации 15
2.2 Методы и способы защиты государственной тайны 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Введение:
Современное общество все больше развивается как информационное общество, что объясняет растущее значение права на информацию и права на доступ к информации как одного из основных прав личности. Конституция Российской Федерации, следуя международным стандартам в области прав и свобод человека и гражданина, в статье 29 прямо устанавливает «право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». В то же время, согласно статье 55, ограничения этого права возможны, если они установлены только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения национальной обороны и безопасности государства .
Успешная жизнедеятельность какого угодно государства неразрывно связана с обеспечением его безопасности. Глава российского государства неоднократно обращал внимание на то, что укрепление государственной безопасности является одним из главных направлений деятельности государственных органов. Безопасность государства в значительной мере зависит от сбалансированной информационной политики и, в частности, от умения регулировать подобный ценный ресурс, как информация.
Защита государственной тайны является средством обеспечения суверенитета какого угодно государства и непосредственно связана с его интересами и функциями, поэтому правовое регулирование государственной тайны требует достаточно глубокого теоретического осмысления.
Понятие государственной тайны известно с древних времен. Считается, что оно возникло в то же время с рождением древних государств, в те годы как сфера применения данного понятия и меры защиты государственной тайны напрямую зависели от уровня и специфики развития более конкретного государства.
На сегодняшний день подавляющее большинство государств мира, также и Российская Федерация, уделяют существенное внимание правовому регулированию информации, затрагивающей основополагающие государственные интересы, незаконное раскрытие которой, в свою очередь, способен нанести серьезный ущерб, привести к существенным финансово-экономическим потерям, отрицательно повлияет на существующих конституционно-правовых институтах.
Главный задачей законодателя в этом аспекте является выработка оптимального подхода, который обеспечивает баланс между частными и публичными интересами, что помогает найти «золотую середину» между необоснованным занижением порога правового регулирования государственных секретов и категоризацией излишне очень большого объема информации.
Учитывая трудность регулируемых общественных отношений, считается, что подобный подход обязан быть комплексным, основанным на фундаментальных теоретических исследованиях, так как многие проблемы правового регулирования государственных секретов являются следствием недостаточной проработки на научном уровне понятийно-терминологического и методологического аппарата государственных секретов как вида применительно к общеправовому понятию тайны.
Поиск оптимальной модели взаимоотношений государства и личности неизбежно упирается в необходимость установления баланса общественных и частных интересов, что является необходимым условием нормального функционирования любого общества. В процессе своего развития человечество накопило определенный опыт, доказывающий, что установление такого баланса неизбежно упирается в необходимость существования определенных правовых режимов, связанных с ограничением определенных полномочий субъектов правоотношений. Одним из таких режимов является режим правовой тайны. Понятие тайны известно с незапамятных времен — как разновидность информации, тайна сопровождала общество на протяжении всего процесса его развития.
Цель: рассмотреть понятие тайны и особенности ее защиты.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
1. рассмотреть информацию как объект правового регулирования определить понятие и признаки государственной тайны;
2. изучить классификация тайн в информационном праве;
3. проанализировать нормативно-правовую основу защиты государственной тайны в российской федерации;
4. определить методы и способы защиты государственной тайны.
Объект: тайна.
Предмет: понятие и особенности и защиты тайны в системе права.
При проведении исследования использовались общенаучные методы (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция и дедукция, аналогия) и частнонаучные методы исследования в области правовых исследований, включая системное, грамматическое и логическое толкование.
Структура: курсовая работа состоит из введения, двух глав, которые объединяют четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Понятие тайны напрямую связано с понятием информации, которая, в свою очередь, требует последующего развития терминологического аппарата. На сегодняшний день отсутствует законодательное определение общеправового понятия «тайна», очень большое число разных видов тайн регламентируется существующим законодательством, каждая из которых, в свою очередь, соответствует некоторому правовому режиму.
Незаконное получение, применение, разглашение сведений, которые составляют объект секретности, влечет наступление общественно опасных последствий в виде причинения вреда либо угрозы его законным и правам интересам личности, государства и общества.
Исходя из сферы жизнедеятельности общества, а кроме того субъектов охраны и носителей, тайну можно дифференцировать на различные виды. Нет единого подхода к классификации разных видов тайн. В данной работе классификация основана на тайнах исходя из метода на: первичные (природные) тайны, непосредственно связанные с жизнедеятельностью субъекта и производные тайны, которые, в свою очередь, связаны с защитой информации иного субъекта, получаемой в режиме тайны.
Правовое понимание института государственной тайны характеризуется некоторым дуализмом: с одной стороны, государственная тайна-это информация некоторого характера, доступ к которой, в свою очередь, ограничен, а с другой — механизм ее защиты от несанкционированного распространения.
Анализ этих свойств позволяет сделать вывод о том, что определенные виды информации, потенциально важные для личности или общества в целом, нуждаются в особом режиме защиты, позволяющем сохранить информационный ресурс в его первоначальном виде, и ограничивающем возможность применения действий к таким видам информации полным использованием информационных качеств (свойств). В основе этого правового режима лежит категория тайны, которая с философской точки зрения является необходимым формальным условием существования человека в изначальной двойственности явного и скрытого, в которой она обнаруживается во всех важнейших смысловых горизонтах: от структуры социальной реальности до сферы чистого познания.
Исходя из вышеизложенного, принимая во внимание прямую логическую связь понятий «тайна» и «информация». Исходя из того, что информация в нашем понимании является не информацией, а скорее способом ее получения, представляется возможным определить тайну как социально-правовое явление, регулируемое нормами права и морали, объектом которого является информация, обладающая свойством конфиденциальности или ограниченного доступа, незаконное получение, использование и разглашение которой влечет наступление общественно опасных последствий.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ИНФОРМАЦИЯ В СИСТЕМЕ ПРАВА
1.1. Информация как объект правового регулирования
Информация является объектом гражданских прав и способна свободно применяться и передаваться одним лицом другому, если Федеральным законом не установлены ограничения доступа к информации либо требования к порядку ее распространения либо предоставления. Гражданский кодекс Российской Федерации признает информацию самостоятельным объектом правоотношений (статья 128). Так как информация относится к нематериальным товарам, она способна выступать в качестве объекта гражданских прав лишь в том самом случае, если она имеет внешнюю, объективную форму выражения, т. е. закреплена (закреплена) на любом материальном носителе (кассете, бумаге, диске и т.д.)
В соответствии с этим законодательство рассматривает информацию, представленную в виде документа, как объект правового регулирования в документированной форме.
Единая концепция документированной информации (документа) в Российской юридической науке не разработана.
Одновременно специальные свойства информации оказывают значительное воздействие на правовой режим документа в целом, и поэтому ее нельзя рассматривать как материальный объект обычных вещей. Именно отношения, возникающие во время формирования и применения информационных ресурсов, подлежат регулированию информационным законодательством. Информация способно быть предметом общественных, гражданских и других правоотношений. Информация способна свободно применяться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации или другие требования к порядку ее предоставления либо распространения .
Выделяются следующие правовые свойства информации.
Целостность (существование в неискаженной форме, неизменность по отношению к определенному исходному состоянию).
Доступность-возможность предоставить беспрепятственный и своевременный доступ к интересующим пользователей данным.
Конфиденциальность — свойство, указывающее на необходимость введения ограничений на доступ к некоторым пользователям.
Документированная информация-информация, записанная на материальном носителе за счет документации, с реквизитами, помогающими ее идентифицировать. Она имеет фиксированный характер .
Свойства:
— актуальность (умение информации удовлетворять потребности потребителя);
— ценность, т. е. потребительская ценность, которая, в свою очередь, выражается, зачастую, с информацией по назначению;
— полнота, которую, в свою очередь, чаще всего определяют как оптимальное соотношение между полученной и необходимой информацией;
— достоверность информации. Она отражает степень объективности во время передачи и фиксации информации;
— так как документ создан человеком, информация, содержащаяся в нем, всегда субъективна;
— доступность, т. е. возможность получения потребителем;
— эргономичность, т. е. оптимальность формы либо объема информации для более конкретного потребителя;
— адекватность, т. е. соответствие событий, фактов, показателей объекту либо явлению, отраженному в документе, а кроме того задаче более конкретного документа;
— наличие материального носителя информации;
— идентифицируемость информации, записанной на носителе;
— возможность преобразования форм фиксации информации (возможность представления на разных носителях в отсутствие угрозы потери ее содержания и реквизитов, т. е. возможность копирования информации)