Курсовая с практикой на тему Сюжетная игра как средство развития активной речи детей младшего дошкольного возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития активной речи детей младшего дошкольного возраста 8
1.1.Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста 8
1.2.Факторы, влияющие на развитие речи младшего дошкольного возраста 12
1.3. Игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста 12
Выводы по 1 главе 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа 26
2.1. Диагностика речевого развития младшего дошкольного возраста 26
2.2. Система развития активной речи детей младшего дошкольного возраста по средствам сюжетной игры 29
2.3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы 35
Выводы по 2 главе 39
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Приложения
Введение:
Актуальность темы исследования. Последние годы в современном обществе происходит переосмысление культурных и педагогических идей, ценностей благодаря этому происходит модернизация системы образования. Все больше и больше внимания уделяют дошкольному образованию.
Так как в дошкольном возрасте приходится период интенсивного формирования и становления важнейших систем организма, происходит физическое развитие и совершенствуется интеллектуальный потенциал детей. Дошкольный период детства – существенный период в развитии ребенка его личностных качеств, так как в это время он познает мир, который его мир, учится взаимодействию с детьми и взрослыми, проходят первые этапы взросления. Также в дошкольный период происходит развитие всех психических процессов, в том числе речи.
Многие умения и навыки ребенок приобретает после рождения и одним из приобретенных умений является речь. Речь человека развивается в ходе индивидуального развития и это неврожденная способностью. Развивая речь ребенка, педагог способствует развитию всех психических процессов и способствует формированию личности ребенка и человека вообще.
Речь выступает своеобразным проводящим звеном в становлении личности ребенка. Речевое общение является основным средством передачи различной информации, благодаря речи человек знает мир, находящийся рядом с ним приобщается к исторической культуре, а также способствует благополучному воспитанию и обучению [20, с.22].
В условиях ФГОС, проблема развития речи продолжает волновать педагогов дошкольного образования. В связи с изменением взглядов на воспитание и обучение воспитанников детского сада, и с введением ФГОС, в привычной работе направленной на развитие речи ребенка происходят разные изменения. На смену традиционным методам приходят новые, которые помогают педагогам достичь положительных плодов в формировании красивой, правильной связной речи дошкольников. Речь служит основой для развития детской деятельности: познания, познавательно-исследовательской и общения. Невозможно не согласиться с тем, что речевое развитие дошкольника стала одной из злободневных проблем в деятельности педагогов ДОО. «Речевое развитие» в ФГОС ДО выделена как основная образовательная область.
Усвоение родного языка это один из самых сложных и загадочных вопросов, как для детских психологов, так и педагогов. По сей день является загадкой, как беспомощный малыш, у которого слабо развито внимание, мыслительные операции не сформированы, всего за 1,6–3 года почти безукоризненно усваивает настолько сложную знаковую систему человека, как речь (язык).
Возможно, именно по этой причине нахождение линий и наилучших условий, способствующих развитию речи малышей считается одним из важнейших направлений в дошкольной педагогике.
Благодаря речи (психическая функция) человек отличается от других представителей животного мира. Речь оказывает большое влияние на сознательные формы психической и произвольной деятельности (регулирующая функция). Благодаря языку речь играет важную роль в жизни человечества, она выполняет коммуникативную функцию. И все же что же такое связная речь? Связная речь – высшая форма речи интеллектуальной деятельности, которая определяет уровень не только речевого развития, но и умственное развитие ребенка.
Л.С. Выготский [4], А.А. Леонтьев [10], С.Л. Рубинштейн [11] и др. в своих трудах говорили о психологической природе речи, ее механизмах и особенностях развития у детей. Также исследователи отмечали и отмечают сложную организацию речи и указывают на важность речевого воспитания.
Игра считается эффективным приемом, а не расценивается как основа обучения речи.
Игра – спутник жизни ребенка, его основной вид деятельности. Игра – это специфический вид детской деятельности, отражающая деятельность людей и взаимоотношение. Игра расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. При этом игра имеет огромное значение для развития речи ребенка.
В трудах отечественных педагогов К.Д. Ушинского [47], Л.Н. Толстого заложены богатые методики обучения связной речи детей, которые своими корнями глубоко уходят в народные традиции. А ряд таких педагогов как М.М. Конина, А.М. Леушина, Л.А. Пеньевская, О.И. Соловьева, Е.И. Тихеева, А.П. Усова [36], Е.А. Флерина в своих работах заложили основы методики развития связной речи дошкольников. В свою очередь А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградова, В.В. Гербова [35], Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина работали над проблемой развития монологической речи (разрабатывали содержание и методы обучения) в дошкольном учреждении. Также Л.С. Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.М. Леушина, Ф.А.Сохин [5] изучали особенности развития связной речи малышей. Новые подходы в планировании и проведении работы с дошкольниками позволили изменить характер взаимодействия педагога с детьми. А что же лучше всего его способствует развитию речи детей? В том числе и связной речи? Все дети любят играть. Почему бы не использовать сюжетные игры?
Актуальность проблемы и личный интерес авторов определили выбор темы курсовой работы «Сюжетная игра как средство развития активной речи детей младшего дошкольного возраста». Для начала нами были сформулированы параметры работы.
Объект исследования: процесс речевого развития детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами сюжетной игры.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность влияния сюжетной игры на развитие речи детей дошкольного возраста.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: развитие речи детей дошкольного возраста будет осуществляться более успешно, если:
– учтены возрастные особенности развития личности ребенка и специфики его индивидуальных особенностей;
– изучены возможности использования сюжетной игры в развитии речи детей дошкольного возраста;
– организована планомерная, целенаправленная работа по развитию речи детей старшего дошкольного возраста, где достаточное место занимает систематическое использование сюжетной игры.
Для реализации поставленной цели и подтверждения гипотезы были выделены следующие задачи:
1) осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2) определить уровень развития речи детей дошкольного возраста;
3) выявить эффективные методы и приемы развития речи детей дошкольного возраста.
Новизна исследования заключается в том, что нами исследована игровая деятельность как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста на конкретной группе испытуемых.
Практическая значимость работы заключается в том, что представленный опыт работы будет познавателен родителям дошкольников, психологам и воспитателям.
На различных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, в нашей работе были использованы следующие методы:
а) анализ литературы по педагогике и психологии, учебно-методической литературы;
б) экспертная оценка речи детей с дошкольного возраста;
в) наблюдение за детьми в процессе игровой деятельности.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ. В психолого-педагогическом исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 3-4 лет.
Структура и объем работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты развития речи детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности.
Вторая глава курсовой работы содержит организацию, проведение эксперимента и анализ эффективности проведенной работы.
Все вышеперечисленное является наглядным материалом проделанной работы.
Заключение:
Речь – это один из важных процессов развития человека, на основе формирования речи происходит становление его как личности. Речь является важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, у человека появляется потребность приобщения к ценностям духовной культуры, а также развитие речи выступает необходимым условием воспитания и обучения. Ребенок с появлением на свет нуждается в непременном общении с окружающими его взрослыми, эта та потребность, которая постоянно находится в стадии развития, сначала появляется потребность в эмоциональном контакте, затем это потребность выражается в личностном общении и сотрудничестве. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает фундамент успешного обучения в школе.
Освоение речи ребенком начинает происходить в период дошкольного детства, идет активное усвоение ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Исследования, проведенные психологами, педагогами, лингвистами в области развития связной речи (Л. С. Выготский [4], А. Н. Леонтьев [5], Д. Б. Эльконин [6], А. Н. Гвоздев [10], К. Д. Ушинский [11], Ф. А. Сохин [10]) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития детей дошкольного возраста.
Следует отметить, что основная задача методики развития речи дошкольников – это воспитание звуковой культуры речи у детей решаются на протяжении всего дошкольного детства. Специально организованная образовательная деятельность подводит ребенка к овладению связной речью, происходит развитие умения содержательно и логично строить высказывания.
Педагогический эксперимент, проведенный в соответствии с целью и гипотезой исследования, проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
4. В начале эксперимента были определены критерии уровня развития речи у дошкольников, подобран диагностический материал и проведена диагностика уровня развития речи у детей младшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах.
5. На основании полученных результатов диагностики, а также анализа и обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы, была выстроена программа действий по успешному развитию речи детей дошкольного возраста посредством организации игровой деятельности в экспериментальной группе. Развитие речи у дошкольников осуществлялось в ходе организации дидактических игр, совместной деятельности педагогов, детей и родителей, в процессе организованного обучения и самостоятельной деятельности детей. Разработанный комплекс мероприятий может успешно функционировать и развиваться в результате обеспечения комплекса педагогических условий: повышение компетентности педагога в вопросах речевого развития дошкольников, единство требований к детям от педагогов и родителей в вопросах речевого развития, организация предметно-развивающей среды.
6. Это позволило сделать вывод о том, что разработанный комплекс мероприятий по повышению уровня речевого развития детей младшего дошкольного возраста посредством организации игровой деятельности достаточно эффективен.
По итогам работы можно сделать вывод: использование игровой деятельности положительно влияет на развитие речи детей дошкольного возраста, если будет проводиться планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога в тесной взаимосвязи с родителями.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития активной речи детей младшего дошкольного возраста
1.1. Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста
Дошкольная образовательная организация развивает все детские наклонности и способности, и между ними нет более значимого и важного по значению, чем способность овладевать речью [17; 23].
Поэтому систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка являются основой всей системы воспитания в дошкольной образовательной организации. В период дошкольного детства мышление детей претерпевает значительные изменения: расширяются их кругозор, совершенствуются умственные операции, появляются новые знания и навыки, а это значит, что речь улучшается [17, 35].
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления. Младшие дошкольники совершенствуют свое понимание речи (понимают устные инструкции, инструкции взрослого, несложный сюжет литературного произведения). Речь начинает становиться не только средством общения, но и источником получения знаний посредством словесного объяснения взрослого.
М.М. Алексеева и В.И. Яшина полагают, что развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития дошкольников [3,57]. В процессе развития ребенка перестраиваются формы связной речи. Переход к контекстной речи находится в тесной связи с овладением лексикой и грамматической структурой языка.
Для детей тех лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы), но они только начинают осваивать умение последовательно излагать свои мысли. Их речь по-прежнему ситуационная, преобладает экспрессивное изложение. Дети младшего дошкольного возраст допускают много ошибок при построении предложений, определении действия, качестве предмета. Чаще всего используются короткие предложения, характеризующиеся инверсиями (нарушение порядка слов в предложении). Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие является основой для формирования монологической речи.