Курсовая с практикой на тему Связь стиля семейного воспитания с проявлением девиантного поведения подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы семейного
воспитания и девиантного поведения в подростковом возрасте 6
1.1. Особенности взаимоотношений с родителями в
подростковый период 6
1.2. Причины и тенденции
проявления девиантного поведения у подростков 14
Глава 2. Эмпирическое изучение связи между стилем
семейного воспитания и девиантным поведением подростков 19
2.1. Организация и
методики исследования 19
2.2. Анализ результатов
исследования 20
Заключение 27
Список литературы 29
Введение:
которое
охватывает жизнь человека во всех его проявления. В семье протекает
формирование всех личностных качеств, и семья выступает главным фактором
развития личности растущего человека. Семейное воспитание является определенной
системой воспитания и образования, которая складывается в условиях конкретной
семьи силами родителей и родственников.
Следует
заметить, что семейное воспитание представляет собой сложную систему, на
которую оказывает влияние наследственности и биологическое здоровье детей и
родителей, материально-экономическое и социальное положение, уклад жизни и
количество членов семьи, а также место проживания и отношения к детям. Все эти
стороны переплетаются между собой и в каждом конкретном случае проявляются
по-своему.
Что
же касается подросткового возраста, то он представляет собой сенситивный период
развития эмоциональной сферы. На первом плане у подростковой личности находятся
ее эмоции и чувства. Нередко этот возрастной период называют периодом
повышенной эмоциональности, когда ребенок становится легко возбудимым,
страстным, характеризуется частной сменой настроения и т.п. Это время, когда
ребенок из детства переходит в новое состояние. Поэтому подросток в
относительно короткий период осваивает эмоциональную сферу во всей ее
сложности. Он становится ранимым, эмоционально неустойчивым, может проявлять
тревожность и неуверенность в себе. Такое положение часто приводит к нарушениям
поведения и как следствие к появлению различных трудностей в общении между
подростками и родителями.
Актуальность
изучения проблемы антисоциального поведения заключается в том, что с каждым
годом наблюдается тенденция увеличения количества подростков, которые проявляют
те или иные отклонения в поведении. Помимо этого, такие дети имеют значительные
трудности в социальной адаптации, которые в свою очередь, оказывают сильное
влияние на специфику их обучения и воспитания.
Методологические
основы изучения девиантного поведения можно увидеть в трудах по девиантологии
В.С. Афанасьева, Я.И. Гилинского, Б.М. Левина, в современной социологии права
таких исследователей как В.П. Казимирчук, В.Н. Кудрявцева, В.Ф. Левичевой, А.С.
Харчева и др.
Большой
вклад в изучение девиантного поведения подростков внесли работы авторов,
которые исследуют отдельные аспекты этого явления. Так, девиантное поведение
как нарушение процесса социализации мы видим в трудах Б.Н. Алмазова, С.А.
Беличева, И.С. Кона, А.В. Мудрика. Проблему проявления девиантных форм
проявления у подростков, вызванную неблагоприятным положением ребенка в семье
исследуют такие ученые как Г.А. Гурко, А.Н. Елизарова, Г.П. Орлова, Б.С.
Павлова и др.
Целью исследования является изучение связи между стилем
семейного воспитания и проявлениями девиантного поведения в подростковом
возрасте.
Поставленная
цель предполагает необходимость решить следующие задачи исследования:
1.
Охарактеризовать особенности взаимоотношений с родителями в подростковый
период.
2.
Изучить причины и тенденции проявления девиантного поведения у подростков.
3.
Организовать исследования по изучению связи между стилем семейного воспитания и
девиантным поведением подростков.
4.
Проанализировать результаты исследования.
Объектом исследования выступает подростковый возраст и
его особенности.
Предметом исследования является взаимосвязь между семейным
воспитанием и девиантным поведением подростков.
Гипотеза исследования: предполагается, что подростки с
позитивным стилем семейного воспитания не склонны к девиантному поведению, а у
подростков с негативным стилем воспитания будет наблюдаться высокая склонность
к девиантному поведению.
Для
решения задач и достижения поставленной цели выбраны следующие методы исследования – теоретический,
раскрывающий сущность рассматриваемой проблемы, в частности, анализ, синтез и
обобщение теоретического материала, и эмпирические методы, которые заключаются
в сборе конкретных фактов для определения и описания девиантного поведения
подростков, в частности, анкетирование, количественный и качественный анализ
данных.
Структура
работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав
(теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Девиантное
поведение представляет собой такое поведение, которое противоречит правовым,
морально-этическим и культурным нормам общества. Анализ психологической
литературы позволил нам сделать вывод, что антисоциальное поведение следует
понимать как проявление девиантного поведения.
Так,
было определено, что девиантное поведение является социальным поведением,
которое отклоняется от принятого, социально приемлемого поведения в том или
ином обществе. Постоянные проявления такого поведения в конце концов приводит к
изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителей.
Также
было выявлено, что проблемы отклоняющегося поведения, несмотря на то, что
существует множество эмпирических и теоретических исследований, являются одними
из наиболее сложных в психологии, имеющих множество неоднозначных категорий и
одновременно актуальными.
Девиантное
поведение подростков имеет свою специфическую природу. Среди причин,
обуславливающих различные девиации подростков, выделяют причины, связанные с
психическими и психофизиологическими расстройствами; причины социального и
психологического характера; причины, связанные с возрастными кризисами. Особое
место среди причин формирования девиаций у подростков отводится семейным
отношениям. Так, неблагополучные стили семейного воспитания сказываются на
особенностях развития подростков, что было доказано эмпирическим путем, когда в
неблагоприятных семьях у подростков прослеживается девиантное поведение.
В
результате проведения методики «Определение склонности к отклоняющемуся
поведению» (А.Н. Орёл) было выяснено, что все исследуемые подростки
характеризуются средней степенью склонности к отклоняющемуся поведению, причем
подростки из неблагополучных семей, более склонны к проявлению форм девиантного
поведения, чем подростки, которые воспитываются в обычных семьях, что позволяет
подтвердить гипотезу, выдвинутую в начале исследования.
Таким
образом, проведенное исследование позволило выявить зависимость проявлений
девиантного поведения от стилей семейного воспитания. Гипотеза, выдвинутая в
начале исследования, подтвердилась, подростки из неблагополучных семей имеют
склонность к девиантному поведению.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы семейного
воспитания и девиантного поведения в подростковом возрасте
1.1. Особенности
взаимоотношений с родителями в подростковый период
Для
изучения вопросов межличностных отношений, важно определить понятие
«отношения». Так понятие отношений выступает как интегративная характеристика личности,
которая определяет психологическую связь человека с окружающим его миром людей
и вещей. В своем общем виде отношения представляют собой взаиморасположение
объектов, а также их свойств [30].
Философия
предлагает понимать под отношениями момент взаимосвязи многих видов сущего,
которые имеют субъективную или объективную, абстрактную или конкретную форму.
Другими словами, отношения означают материальное или смысловое единство,
взаимоопределяемость такого существования [2].
Что
касается психологии, то под отношением в ней предлагается понимать
предрасположенность к классификации предметов или явлений, а также реакции на
них с некой степенью постоянства в оценках. Такой исследователь как В.Н.
Мясищев говорит о том, что отношения представляют собой одну из форм отражения
человеком окружающей его действительности [20]. Таким образом, обобщая, можно
сказать, что отношения представляют собой субъективную сторону отражения
действительности, и являются результатом взаимодействия человека с окружающей
средой.
Говоря о межличностных отношениях, следует заметить, что они
предполагают субъективно переживаемых взаимосвязи между людьми, которые
объективно проявляются в характере и способе взаимного влияния людей в процессе
совместной деятельности и общения. Они представляют собой систему установок,
ориентаций и стереотипов, посредством которых люди воспринимают и оценивают
друг друга [17].