Курсовая с практикой на тему Своеобразие конфликта в пьесах Е. Водолазкина
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Литературоведческие трактовки воплощения конфликта в сюжетах русских пьес. 5
1.1
Драматический конфликт и способы его воплощения в сюжете. 5
1.2
Степень изученности конфликта в произведениях Е. Водолазкина. 11
Глава
2. Способы воплощения драматического конфликта на примере пьес Е. Водолазкина. 18
2.1
Методы и приёмы создания конфликта в произведениях Е. Водолазкина 18
2.2
Типы конфликтов в пьесах Е. Водолазкина. 26
Заключение. 35
Список
использованной литературы.. 37
Введение:
Актуальность работы. Наша работа посвящена изучению
современной литературы, а именно пьес Е. Водолазкина. Изучение драматического
творчества всегда востребовано в литературе. Чтобы понять драматический
материал, нужно иметь представление о законах драматического конфликта, его
специфических особенностях. В этой работе делается попытка постичь эти черты и
узоры действием — основным носителем смысла в драме, композиции и жанре. Поскольку
все эти понятия взаимосвязаны в художественной целостности произведения, их
исследование является актуальным, особенно в контексте малоизученных
драматических произведений.
Поскольку Е.Г. Водолазкин является современным
автором, изучение его творчества тоже представляет научный интерес.
Актуальность исследования художественного наследия Е. Водолазкина определяется
необходимостью найти доминанту, основу художественного мировоззрения автора,
который ведет идейно-эмоциональную оценку изображаемого. На наш взгляд, если
найти доминантный принцип его творчества, то можно выйти к личности писателя и
его методу, которые являются частью понимания современного драматического
творчества.
Объектом исследования являются тексты пьес Е.
Водолазкина. Предметом работы являются способы эскалации конфликта в пьесах
автора.
Целью работы является изучение своеобразия
реализации конфликта в пьесах Е. Водолазкина. Эта цель достигается путем
решения следующих задач:
1) обобщить предыдущие исследования, посвященные
работе Е. Водолазкина и изученности конфликта в его работе;
2) выявить основные тенденции реализации конфликта
в пьесе;
3) охарактеризовать способы и приёмы создания
конфликта в пьесах Е. Водолазкина;
4) систематизировать типы конфликтов в пьесах Е.
Водолазкина.
Для исследования использовались следующие методы и
приемы текстового анализа: общий научный описательный метод, сравнительный
метод, семиотический анализ.
Материалом работы послужили тексте пьес Е.
Водолазкина.
Теоретическая значимость работы заключается в в
комплексном изучении типологических особенностей конфликта в русской драме и
расширении теоретических концепций.
Практическая значимость заключается в том, что
изучаемый материал может быть использован при дальнейшем изучении драматических
произведений, в литературных исследованиях, посвященных труду Е. Водолазкина, а
также при преподавании дисциплин литературного цикла.
Структурно данная работа состоит из введения, двух
глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В нашей работе были рассмотрены пьесы Е.
Водолазкина, такие как «Сестра четырёх», «Музей», «Пародист» и «Микрополь».
Художественные конфликты наглядно передают в виде
конкретных столкновений жизненные конфликты, то есть становятся своеобразной
моделью. Соответственно, при исследовании художественного конфликта пьес
Водолазкина доминирующим становится моделирующий подход, который имеет
преимущества как на общенаучном, так и на собственно литературоведческом
уровне.
Опираясь на знание компонентов конфликта, можно
говорить о том, что в пьесах Е. Водолазкина он является антропоцентричным, то
есть, в его центре всегда стоят люди. Анализируя опыт литературы автора и
литературоведения, можно увидеть множество доказательств того, что
художественный конфликт отражает жизненный конфликт, а это является
характеристикой применения моделирующего подхода. На первый план выдвигается
конфликт между личностью и обществом, а предпосылкой художественных открытий
становятся острые коллизии.
Для атрибуции компонентов произведения литературы
(образ, время, пространство, конфликт и т.д.) как художественных вполне
достаточно их принадлежности к произведению как художественного. И наоборот:
поскольку время, пространство, конфликт и т.д. являются компонентами
художественного произведения, они априори обозначаются как художественные, хотя
невозможно к критериям художественности не относить креативность, наличие
рамки, выборочность, поданность, изображенность, многозначность,
неоднозначность, маркированность, оценочность, неограниченное количество
субъективных интерпретаций, ассоциативность.
Все эти черты характерны для пьес Водолазкина, что
было детально описано нами в нашем исследовании.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Литературоведческие трактовки воплощения
конфликта в сюжетах русских пьес
1.1 Драматический конфликт и способы его воплощения
в сюжете
Природа конфликта, его глубинные причины находятся
в области мировоззрения персонажа, при этом необходимо учитывать и социальные
причины, вообще весь тот совокупный комплекс, который мы условно называем
«внутренним миром героя». Любой конфликт в пьесе уходит своими корнями вглубь,
к различным мировоззрениям, которые, в данный момент (время пьесы) или
исторический момент (эпоха в которой все происходит), оказываются в состоянии
конфликта. Пави по этому поводу замечает, что «в конечном счете, конфликт
определяется не одной лишь волей драматурга, но зависит от объективных условий
реальности» [21].
Как известно, сначала конфликт существует в
событиях представленных в пьесе (в «предлагаемых обстоятельствах»), а точнее —
события пьесы является решением уже существующего конфликта. Затем происходит
какое-то событие, что нарушает существующее равновесие и конфликт
разворачивается, приобретая видимую (зримую) форму. Стоит отметить, что именно
с этого момента и начинается непосредственно пьеса. Все дальнейшее действие
сводится к установлению нового равновесия, как следствие победы одной
конфликтующей стороны над другой.
Выразителем основного конфликта можно считать
героя (группу героев), поэтому разбор сводится чаще всего к анализу поступков,
слов (словесных действий) и, испытываемых героем, различных психологических
состояний. Кроме того, конфликт находит свое выражение и в составе основных
событий: в сюжете и фабуле, месте действия, времени (например, «темное царство»
— город Малинов в «Грозе» Островского). В распоряжении драматурга есть еще ряд
дополнительных средств выражения конфликта: музыка, свет, сценография,
мизансцена и т.д.
Решается конфликт, традиционно, в финале пьесы.
Можно сказать, что это положение является основным требованием в драматургии.
Но есть ряд пьес (например, в театре парадокса) в которых мы можем наблюдать
нерешенность основного конфликта. Именно в этом и заключается основная идея
подобных пьес [1]. Этот принцип характерен для драматургии открытой формы.
Необходимо отметить, что решение основного конфликта
в драматургии «закрытой формы» происходит на разных уровнях:
· на субъективном или на уровне идей, когда
персонаж сам добровольно отказывается от своих намерений в пользу высшей
нравственной инстанции;
· на объективном, когда какая-то власть, как
правило, политическая (Герцог в «Ромео и Джульетте»), но может быть и
религиозная («Снегурочка» Островского) резко пресекает конфликт;
· на искусственном, когда драматург прибегает к
приему, так называемом «deus ex machine».
Конфликт — от лат. ñonflictus ( «столкновение»). По
определению П. Пави драматический конфликт происходит от столкновения «антагонистических
сил драмы».
Конфликтом называется столкновение противоположных
сил, преодоление трудностей, препятствий, открытие нового, неизвестного. Конфликт
— противоречие, приводит действующих лиц к борьбе, разворачивается в событиях
пьесы и завершается в ее пределах.
Конфликт в драме возникает по двум причинам:
1) стремление персонажей к различной цели;
2) достижение одной цели разными путями.
Важно в этом процессе
определить основной предмет конфликта, то есть за что идет борьба. Кроме того