Курсовая с практикой Педагогика/Психология Возрастная психология

Курсовая с практикой на тему Стратегии поведения в конфликтах спортсменов в подростковом возрасте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


Введение 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ 5

1.1. Понятие «конфликт» и «межличностный конфликт» в педагогическом процессе 5

1.2 Направления профилактики межличностных конфликтов в общеобразовательной школе 15

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ СПОРТСМЕНОВ-ПОДРОСТКОВ 21

2.1 Конфликты в спортивных кружках 21

2.2. Диагностическое исследование уровней конфликтности у детей подросткового возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 25

2.3 Реализация комплекса мероприятий по профилактике межличностных конфликтов в спортивной группе 29

Заключение 36

Список использованной литературы 39

  

Введение:

 

Актуальность этого исследования заключается в том, что в настоящее время проблема конфликтов является открытой как в повседневной жизни, так и в педагогическом процессе. В учебном учреждении, как и в любой другой социальной группе, есть место противоречиям и конфликтам. Межличностные конфликты являются весьма значительным явлением в области образования, которое нельзя игнорировать. Ю.Ф. Лукин считает школу одной из самых противоречивых сфер в жизни общества и говорит, что проблемы взаимодействия между участниками педагогического процесса становятся все более и более актуальными для современной школы, которая является причиной многих негативных явлений [18, с. 58].

Федеральный государственный стандарт ориентирован на формирование личных характеристик выпускника: доброжелательный, способный слушать и слышать собеседника, оправдывающий свою позицию, выражает свое мнение; готов действовать независимо и нести ответственность за свои действия перед семьей и обществом.

Таким образом, в педагогической практике существует противоречие между необходимостью снижения уровня конфликтов среди учащихся и недостаточным развитием содержания педагогической работы по предотвращению межличностных конфликтов среди подростков.

Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальное тестирование эффективности комплекса мер по предотвращению межличностных конфликтов у подростков-спортсменов.

Объектом исследования являются межличностные конфликты подростков. Предметом исследования являются направления предотвращения межличностных конфликтов в аспекте спортивных соревнований. Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Проанализировать концепции «конфликта» и «межличностного конфликта»;

2. Изучить особенности межличностного взаимодействия учащихся-подростков;

3. Определить направления предотвращения межличностных конфликтов среди учащихся-спортсменов;

4. Разработать и осуществить комплекс мер, направленных на предотвращение межличностных конфликтов среди спортсменов-подростков, и проверить его эффективность в ходе экспериментальной поисковой работы.

Теоретической и методологической основой исследования являются положения преподавателей и психологов, изучающих вопросы межличностных конфликтов, связанные с отклонениями от так называемого нормативного поведения, нарушающего моральные и правовые нормы (А.С. Белкин, В.Н. Гуров, Д.И. Фельдштейн), а также положения А.Я. Анцупова и А.И. Шипиловой о сути конфликтов у обучающихся школы.

Практическое значение результатов исследований заключается в том, что преподаватель физкультуры может использовать в своей профессиональной практике положения и выводы, полученные в ходе этой работы; а также применять комплекс мер, разработанных в процессе выполнения этой работы.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические  изучение, анализ и сопоставление психологической и педагогической литературы, сравнение, обобщение, систематизация и эмпирические  наблюдение, беседа, методы психодиагностики.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе исследования по теме «Профилактика и решение межличностных конфликтов в школе» были поставлены следующие задачи:

1. анализ концепций «конфликтов» и «межличностных конфликтов»;

2. изучение особенностей межличностного взаимодействия учащихся подросткового возраста;

3. определение и определение направлений предотвращения межличностных конфликтов в спортивной группе;

4. диагностическое исследование, направленное на выявление первоначального уровня конфликтов среди школьников подросткового возраста;

5. рассмотрение комплекса мер, направленных на предотвращение межличностных конфликтов в спортивной группе, и проверить его эффективность в ходе экспериментальной поисковой работы.

В ходе решения первой, второй и третьей задач изучалась и анализировалась психологическая и педагогическая литература, что позволило определить «конфликт» и «межличностный конфликт» подчеркнуть особенности межличностного взаимодействия между учащимися подросткового возраста и определить направления предотвращения межличностных конфликтов в подростковом возрасте.

Таким образом, конфликт — это взаимное негативное психическое состояние двух или более людей, характеризующееся враждебностью, негативизмом в отношениях, вызванным несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей. Межличностный конфликт — это трудноразрешимая ситуация, которая проявляется между различными субъектами (личностями), вызванная конфронтацией, разногласиями, столкновениями между ними. Педагогический конфликт является одной из разновидностей межличностных конфликтов, которые охватывают различные уровни взаимодействия между учащимися, родителями и учителями. Межличностные конфликты в школе сопряжены с серьезной социально-педагогической проблемой, которая влечет за собой негативные последствия, затрагивающие не только личность учащегося и его успехи в образовательной деятельности, но также отношения с ровесниками и психологический климат группы в целом.

Межличностные отношения в подростковом возрасте школы приобретают определенный характер. В жизни школьников, помимо родителей, появляется еще один авторитет — сверстники. При переходе в среднюю школу ребенок приобретает новый социальный статус — основной деятельностью становится личностное общение.

Отход преподавателя в жизни подростка «на второй план» не означает, что родители и учителя «уходят в прошлое», напротив, оценка родителями их работы и поведения является наиболее важной. Педагог формирует нравственные качества человека, поскольку в течение этого периода обучения дети в большей степени слушают его, чем учитывают мнение своих товарищей. Однако роль учителя становится менее значимой в жизни подростка, и общение со сверстниками, общение с друзьями и присоединение к определенной детской группе продвигается вперед.

Профилактика — это термин, означающий комплекс различных мер, направленных на предотвращение явления или устранение факторов риска. Предотвращение конфликтов — работа не с самого начала ситуации, а только с возможными конфликтами. Она предполагает их прогнозирование при постоянной информационной и аналитической поддержке. Предотвращение конфликтов по сути оказывает воздействие на те социально-психологические явления, которые могут стать элементами структуры будущего конфликта, на его участников и на используемые ими ресурсы.

Существуют три направления работы по предотвращению межличностных конфликтов: работа с учителями, работа с родителями, работа с учащимися. Они включают создание условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций; оптимизацию организационных и управленческих условий в школе; устранение социально-психологических причин, способствующих конфликту; блокирование личных причин конфликтов. Формы предотвращения конфликтов: массовые мероприятия, экскурсии, споры, деловые игры, интеллектуальный марафон, кружки, секции.

Методы предупреждения: вербальные, визуальные, участие в деятельности, организация деятельности, сотрудничество, анализ ситуаций, метод позитивного примера, метод вмешательства «авторитетного третьего», стимулирование. Благодаря полученным данным мы доказали актуальность исследования, согласно которому учащиеся спортивной группы нуждаются в предотвращении конфликтов; определили содержание педагогической работы по предотвращению межличностных конфликтов у детей подросткового возраста; и исследовал комплекс мероприятий, которые могут быть проведены в форме учебных часов или тренингов.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

1.1. Понятие «конфликт» и «межличностный конфликт» в педагогическом процессе

Педагогический процесс является сложным системным явлением. Его большое значение объясняется культурной, исторической и социальной ценностью процесса созревания человека. И.П. Подласый трактовал педагогический процесс как «развитие взаимодействия между педагогами и учащимися, направленного на достижение поставленной цели и ведущее к заранее спланированным изменениям в состоянии, преобразованию свойств и качеств учащихся» [4, с. 43].

Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие старших (обучающих) и младших (обучающих) поколений с целью передачи старшим поколениям и усвоения младшим социального опыта, необходимого для жизни и работы в обществе [2, с. 8-11]. В настоящее время теория и практика педагогики накопили значительный объем фактов и наблюдений для того, чтобы попытаться поднять вопрос о формировании теоретического направления  педагогической конфликтологии, как независимой области исследований в науке образования.

Проблема педагогических конфликтов относится к области научных знаний, которая занимает свое место во всех науках, как социальных, так и технических. Конфликтология  теоретическое и прикладное направление, основная цель которого  изучение природы и причин педагогических конфликтов, разработка методов их практического регулирования и разрешения [6, с. 68].

Одной из насущных проблем психологии является проблема конфликта. Он охватывает широкий круг вопросов, в том числе определение концепции феномена, его характер как социального явления, причины возникновения, возможности урегулирования, а также типологию конфликтов, классификацию, определение их роли в общественной жизни. Согласно словарю Ожегова  «это столкновение, серьезное разногласие, спор» [20, с. 252]. В советском энциклопедическом словаре конфликт рассматривается как «столкновение сторон, мнений, сил» [23, с. 198]. Философский энциклопедический словарь не включал понятие «конфликта» в качестве отдельной единицы, его эквивалент «противоречие»  оно определяется как «взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций, объектов и явлений» [26, с. 173].

Термин «конфликт» используется только для обозначения острых противоречий и классовых интересов. Это форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидуумом / группой / сами собой  в случае внутреннего конфликта), возникающая из несоответствия желаний, интересов, ценностей или представлений [21, с. 81].

В психологии конфликт представляет собой конфронтацию или столкновение нескольких противоположных целей, интересов, мотивов, позиций, мнений, намерений, критериев или концепций противников в процессе общения  коммуникации [16, с. 151]. Иными словами, конфликт  это ситуация, в которой несколько субъектов взаимодействуют таким образом, что шаг вперед в удовлетворении интересов, ценностей или желаний одного из них означает шаг назад для другого или других. Необходимо проводить различие между такими понятиями, как «конфликт» и «конфликтная ситуация», поскольку различие между ними является весьма значительным.

Конфликтная ситуация представляет собой «такое сочетание человеческих интересов, которое создает основу для реальной конфронтации между социальными субъектами» [5, с. 122]. Основной особенностью является появление темы конфликта, но отсутствие открытой активной борьбы. По мнению ряда исследователей педагогического процесса, конфликтная ситуация всегда предшествует конфликту, поскольку она лежит в его основе, компоненты которой являются субъектами и объектом конфликта со всеми их отношениями и характеристиками [9].

Вот почему важно, чтобы учитель точно видел этот этап развития конфликта, потому что, зная это, он может не предоставить возможности для развития конфликта, но сможет вовремя предотвратить противоречия учеников. Таким образом, конфликтная педагогическая ситуация может восприниматься как комплекс объективных и субъективных усилий, которые возникают в школьном обществе и создают определенный психологический стресс, из-за чего ослаблен рациональный контроль субъектов коммуникации и активировано их эмоциональное восприятие существующих противоречий. Для того чтобы конфликтная ситуация переросла в конфликт, необходим инцидент.

Инцидент является причиной конфликта, конкретным обстоятельством, которое является «триггером», порождающим развитие событий [13, с. 125]. М.Р. Битьянова считает, что «инцидент представляет собой ситуацию взаимодействия, которая позволяет его участникам осознать наличие объективного противоречия интересам и целям» [12, с. 103]. Разумеется, с этим утверждением трудно согласиться, поскольку инцидент не всегда является сознательным фактом. Она часто служит предлогом для конфронтации. В конце концов, именно он способствует переходу от конфликтной ситуации к конфликтному взаимодействию.

Рассмотрим слова В.А. Сухомлинского о школьных конфликтах: «Конфликт между учителем и ребенком, между учителем и родителями, учителем и классом является большой проблемой. Чаще всего, конфликт возникает, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Подумайте о ребенке справедливо  и конфликтов не будет. Способность избегать конфликтов является одной из составляющих педагогической мудрости учителя. Предотвращая конфликты, учитель не только защищает, но и создает образовательную мощь коллектива» [22, с. 185].

Рассматривая конфликт в качестве эффективного средства воздействия на личность в плане образования, ученые отмечают, что преодоление конфликтных ситуаций возможно только на основе специальных психологических и педагогических знаний и соответствующих навыков [14, с. 23]. Большинство учителей негативно оценивают конфликт как явление, которое говорит об их неудачах в образовательной работе. Многие преподаватели по-прежнему настороженно относятся к самому слову «конфликт», который, по их мнению, ассоциируется с ухудшением отношений, нарушением дисциплины, что наносит ущерб процессу обучения. Они пытаются избежать конфликтов любыми средствами, и, если они существуют, они пытаются погасить лишь внешние проявления последних. Сам по себе педагогический конфликт является нормальным социальным явлением, вполне естественным для такого динамичного общества, как современная школа [15, с. 19].

Конфликтная парадигма направляет сознание людей к пониманию того, что столкновения интересов неизбежны в различных сферах человеческой деятельности, включая педагогику. Вместе с тем низкий уровень конфликтной подготовки руководителей и преподавателей учебных заведений, неспособность урегулировать школьные конфликты на практике, найти наилучшие пути их предвидения и преодоления, как правило, негативно сказывается на организации учебного процесса в школе.

Наиболее эффективным средством решения данной проблемы является момент, когда преподаватель организует общение с учащимися через решение педагогических ситуаций, которые, по словам Н.В. Кузьминой, определяются как реальная ситуация, которая должна учитываться при принятии решения о методах влияния в рамках исследовательской группы и в рамках сложной системы взаимоотношений и взаимоотношений [25].

Конфликт в педагогическом процессе может рассматриваться как форма проявления отягощенных субъективных противоречий, возникающих в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников образовательного процесса, которые чаще всего вызывают негативную эмоциональную предысторию общения в них и предлагают конструктивный переход от столкновения сторон в конфликте к заинтересованной ликвидации его причин [3, с. 373-394].

В этой интерпретации педагогического конфликта как типа конфликта в целом, прежде всего, внимание уделяется сфере его курса (образовательного процесса), особенностям предметов (учителя и ученики), эмоциональной подоплеке. Педагогу следует также обратить внимание на тот факт, что педагогический конфликт является формой проявления обостренных противоречий между предметами и предметами, что имеет весьма важное значение для определения путей его предотвращения и преодоления [14, с. 11]. В педагогическом процессе конфликт представляет собой сложное явление, которое, как правило, возникает по объективным и субъективным причинам [9, с. 27].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы