Курсовая с практикой на тему Стратегическое управление развитием муниципального образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Теоретические аспекты стратегического управления развитием муниципального образования 4
2 Оценка практики стратегического управления развитием муниципального образования 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Введение:
Актуальность исследования. Проблема социально-экономического развития территорий является одной из главных, и обусловливается непростыми экономическими, политическими условиями, способствующими затруднению процессов развития социально-экономической сферы страны. Стратегическое управление, видение перспектив развития территорией органами власти входит в их непосредственную компетенцию, поэтому от эффективного развития социально-экономической сферы зависит то, как наиболее полно будут удовлетворяться потребности населения в социальных, жилищно-бытовых, коммунальных, культурных и других услугах.
В настоящее время в муниципальных образованиях стратегия процесса экономического развития разрабатывается, планируется и реализуется совместными усилиями органов местной власти, представителей частного бизнеса и государственных предприятий, общественных организаций, а также органов территориально-общественного самоуправления.
Программы стратегического развития концентрируются на перспективах города и в каждой сфере должны выявлять главные, ключевые факторы. Они не отменяют и не подменяют другие виды планов, а определяют развитие лишь в наиболее важных, приоритетных для города областях.
Цель работы: систематизация теоретических положений, раскрывающих содержание стратегического управления развитием муниципального образования, оценка практики его осуществления.
Для достижения поставленной цели в работе потребовалось решить следующие задачи:
раскрыть содержание стратегического управления развитием муниципального образования;
оценка практики стратегического управления развитием муниципального образования.
Объект исследования – муниципальные образования. Предмет исследования – стратегическое управление развитием муниципального образования.
Степень научной разработанности темы. Влияние проблем местного самоуправления на социально-экономическую сферу жизни общества привлекало внимание ведущих зарубежных и отечественных исследователей в области экономики, управления, политологии и социологии.
В отечественной литературе различные аспекты стратегического планирования социально-экономического развития территориальных образований представлены в работах О.С. Виханского, Г. В. Барабшева, А.М. Бабича, В. А. Киселева, Ж.Т. Тощенко и др. Проблемам развития муниципального образования также посвящены работы ученых-экономистов В.Н. Лексина, А.А. Мерцалова, Б.Г. Преображенского, В.Г. Садкова и др.
Объем и структура работы. Структура определяется логической последовательностью исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили теории региональной экономики, муниципальной экономики, экономики города, государственного и муниципального управления.
В работе использованы логический, системный, структурный, сравнительный анализ, экономико-статистические методы исследования. Информационной базой исследования выступили данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития Российской Федерации, администраций муниципальных образований, нормативно-правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, материалы периодической печати.
Заключение:
На основании проведенного анализа можно сделать ряд выводов.
Если проанализировать современные подходы к стратегическому планированию и управлению, то становится очевидным, что в большинстве таких исследований стратегическое планирование рассматривается как действенный механизм регионального планирования. Более того, показано, что внутренние ресурсы и потенциал любого региона в определенной степени зависят от внешней среды.
Несмотря на то, что в России уже накоплен значительный опыт разработки стратегии, стратегического планирования и управления, ряд проблем остается нерешенным.
Необходимо совершенствовать методы стратегического планирования и управления, в частности построения (разработки и актуализации) стратегий социально-экономического развития, включая механизмы реализации. Следует отметить, что на современном этапе особый интерес российских ученых вызывают вопросы прогнозирования; стратегическое планирование и стратегический менеджмент, включая методологическое обеспечение этого процесса; координация процессов территориального планирования и управления; и развитие «умных городов»; и инновационное развитие.
Поскольку общепринятых механизмов реализации стратегии не существует, мы сформулировали ряд рекомендаций.
Во-первых, раздел «Механизмы реализации Стратегии» должен стать неотъемлемой частью любой стратегии социально-экономического развития, поскольку в нем описаны ключевые принципы стратегического управления, мониторинга и актуализации стратегии.
Во-вторых, в этом разделе должны быть определены этапы, механизмы и принципы реализации и мониторинга стратегии, а также стороны, ответственные за каждый этап.
Механизмы реализации стратегии являются одними из ключевых элементов стратегического управления, собственно, эти механизмы и делают стратегию жизнеспособной. Внедрение универсальных методологических подходов, в том числе касающихся механизмов реализации на всех уровнях (от муниципалитетов до макрорегионов и страны в целом), создаст основу для эффективной целостной системы стратегического планирования и управления.
Одной из неотложных задач, которую необходимо решить правительству России, является установление общих методологических подходов к стратегическому планированию и управлению территориями разного уровня.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические аспекты стратегического управления развитием муниципального образования
Существует огромное количество исследовательской литературы по стратегическому планированию и управлению. В российской и международной практике стратегического планирования под стратегическим планом (или стратегией) обычно понимают документ, описывающий приоритетные (стратегически важные) направления развития определенной территории, выбранные и согласованные различными группами местных сообществ. Несомненно, крайне важно учитывать мнения и интересы различных заинтересованных сторон при определении приоритетов государственной политики и разработке документов стратегического планирования. Не существует общепринятого единого определения стратегии. Значительный вклад в исследования в этой области внесли Г. Б. Кляйнер, М. Портер, И. Ансофф, А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд, Х. Минцберг, Дж. Куинн, С. Гошал и другие.
На наш взгляд, наиболее адекватным является следующее определение: стратегия — это комплекс четко определенных целей; политика, то есть искусство реализации ключевых целей и согласованных действий (способов реализации), необходимых для достижения желаемых целей.Стратегический менеджмент — это подход к разработке стратегии государственными организациями или другими организациями, который объединяет формулировку и реализацию стратегии и обычно включает стратегическое планирование для формулирования стратегий, способы реализации стратегий и непрерывное стратегическое обучение. Стратегическое управление может помочь общественным организациям или другим организациям достичь важных целей и создать общественную ценность .
Стратегия — это то, что связывает возможности и стремления. Существуют четыре основных типа стратегов (в виде отдельных лиц, команд, организаций и сотрудничества) в государственном управлении: «реактор» (низкие стремления, низкие возможности), мечтатель (высокие стремления, низкие способности), неудачники (низкие стремления, высокие способности). и смекалистый стратег (высокие стремления, высокие способности).
Существует восемь подходов к стратегическому планированию. Более всеобъемлющие подходы к процессам включают те, на которые повлияла Гарвардская модель политики, логический инкрементализм и управление заинтересованными сторонами. Более частичные процессные подходы включают стратегические переговоры, управление стратегическими проблемами и стратегическое планирование как основу для инноваций. Наконец, также существуют два содержательных подхода, а именно портфельный анализ и анализ конкурентных сил .
Можно выделить семь подходов к системам стратегического управления. К ним относятся: подход интегрированных единиц управления (или многоуровневых или многоуровневых единиц управления), подход к управлению стратегическими вопросами, контрактный подход, подход к сотрудничеству (включая подходы ведущей организации, совместного управления и сетевой административной организации), подход к управлению портфелем, цель или эталонный подход, и гибридные подходы.
Стратегическое планирование и управление – это подходы к выявлению и решению проблем. Ни одна из них не является единой неизменной вещью, а вместо этого представляет собой набор концепций, процессов, процедур, инструментов, методов и практик (и структур в случае систем стратегического управления), которые должны использоваться выборочно и вдумчиво и стратегически адаптироваться к конкретным контекстам, если они должны помочь получить желаемые результаты. Хотя существует множество общих подходов к обоим, границы между ними не обязательно четкие, а стратегическое планирование и управление на практике обычно носят гибридный характер. Накапливаются исследования о том, какие подходы к стратегическому планированию и управлению работают, при каких обстоятельствах, как и почему, но многое еще предстоит сделать .
Хотя использование стратегии и стратегического управления особенно актуально в бизнес-секторе, в государственном секторе можно использовать принципы стратегического управления.
Стратегический менеджмент — это процесс постановки целей, процедур и задач, направленный на повышение конкурентоспособности муниципального образования. Как правило, стратегическое управление направлено на эффективное использование персонала и ресурсов для достижения этих целей. Часто стратегическое управление включает в себя оценку стратегии, внутренний организационный анализ и реализацию стратегии в масштабах всего муниципального образования .
Эффективное стратегическое управление муниципалитетами поддерживает и поощряет адаптационный потенциал для поддержания или улучшения условий социально-экологических систем и аспектов управления коммерческих и некоммерческих организаций. С организационной и управленческой точки зрения лишь немногие исследования определяют атрибуты муниципалитета, необходимые для создания и укрепления адаптивного потенциала в коммерческих и некоммерческих организациях.