Курсовая с практикой на тему Специфика проявления зависимого поведения у современных юношей и девушек.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение. 2
Глава 1. Теоретический анализ зависимого поведения у
современных юношей и девушек. 5
1.1 Понятие и социально-психологические характеристики
молодежи. 5
1.2 Характеристика зависимого (аддиктивного)
поведения. 12
1.3 Девиации в молодежной среде и ее последствия для
общества. 19
Глава 2.
Исследование и анализ результатов исследования взаимосвязи зависимого
поведения и индивидуально-психологических особенностей личности юношей и
девушек. 26
2.1
Сравнительный анализ показателей зависимого поведения юношей и девушек 26
2.2
Представление и анализ индивидуально-психологических особенностей личности
юношей и девушек. 31
2.3
Выявление и анализ взаимосвязи показателей зависимого поведения и
индивидуально-психологических особенностей личности. 34
Заключение. 41
Список литературы.. 43
Введение:
Актуальность исследования.
В
последние десятилетия понятие «зависимость» стало очень актуальным. В связи с
постоянными стрессовыми ситуациями, нестабильной политической, экономической и
социальной ситуацией в стране, кризисом духовной жизни, утратой жизненных
ценностей современному человеку приходится все больше адаптироваться к
современной действительности и искать выход из проблем. которые возникли. Но
справиться с этим могут далеко не все, а потому возникает иллюзия решения
проблемы в виде бегства от реальности и развития различных форм зависимостей.
Этот уход можно делать по-разному. Элементы аддиктивного поведения так или
иначе присущи практически каждому человеку.
Проблема зависимого поведения человека имеет многолетний
исследовательский опыт и носит междисциплинарный характер, у истоков ее
изучения зависимостей стояли основоположники социологии и девиантологии Э.
Дюркгейм и Ф. Гидденс. Научное изучение отклонений в поведении личности сегодня
проводится с позиций социологии, социальной психологии, психопатологии,
социальной работы, социальной педагогики, криминологии.
В социальном плане проблема зависимости личности представляет собой
угрозу современному российскому обществу, которое находится в процессе роста и
перехода к новому типу.
В переходный период девиантное поведение особенно распространено среди
молодежи, у которой формируется система мировоззрений и ценностных ориентаций.
Ситуация осложняется социально-экономическими проблемами российской молодежи —
частичной доступностью высшего образования, невостребованностью на рынке труда,
большим разрывом в доходах и уровне жизни и преобладанием идеологии социального
нигилизма.
Масштабы и скорость распространения алкоголизма, наркомании и наркомании,
азартных игр и интернет-зависимости в стране таковы, что угрожают физическому и
моральному здоровью молодежи и будущему всего государства. В современных
условиях особое внимание следует уделять проблемам профилактики аддиктивного
поведения у молодежи в различных сферах жизни.
В связи с этим возрастает спрос на психологические исследования феномена
наркомании, при котором состояние и поведение человека начинает сильно зависеть
от различных факторов (наркотики, алкоголь, еда, работа, секс, игры на деньги).
и компьютерные игры и т. д.).
Во многом именно социальная потребность в результатах объясняет
повышенный интерес к изучению проблемы девиантного поведения, возникший в
различных социальных науках за последние два десятилетия.
Теоретические основы психологического исследования наркомании и
результаты эмпирических исследований проблемы наркомании более полно
представлены в работах Я.Л. Гилинского, Е.В. Змановской, Ю.А. Клейберг, В.
Менделевича и др. Феномен наркомании, а также его социально-психологические
факторы и последствия изучаются в современных исследованиях А.Ю. Акопова, А.В.
Гоголева, Л. Кесельман, Ц.П. Короленко, Н.П. Фетискин.
Заключение:
В результате теоретического и эмпирического исследования
связи между склонностью к аддиктивному поведению и
индивидуально-психологическими особенностями личности в подростковом возрасте
поставленные задачи были решены.
Проведен теоретический анализ литературы по проблеме
психологической сущности аддиктивного поведения и его типов; учитываются
факторы формирования наркозависимости, психологические риски формирования наркозависимости
в подростковом возрасте; выделены индивидуально-психологические особенности
личности, склонной к аддиктивному поведению.
Выявлено, что аддиктивное поведение является одним из типов
девиантного (девиантного) поведения с формированием желания уйти от реальности
путем искусственного изменения психического состояния путем приема определенных
веществ или постоянной фиксации внимания на определенных действиях с целью
развития и поддержания сильные эмоции. Субъективно это переживается как
невозможность жить без объекта (агента) зависимости, как непреодолимое влечение
к нему.
О том, что действует как агент — это вещества или виды
деятельности, мы говорим о химической зависимости (алкоголь; наркотики;
наркотики; токсические вещества и т. д.) или социальной зависимости (игры;
компьютер; сексуальная сфера; расстройство пищевого поведения, обжорство или
атараксия; работа; длительное прослушивание ритмичной музыки; деструктивное
религиозное поведение, религиозный фанатизм, принадлежность к секте).
Целью эмпирического исследования была проверка гипотезы о
существовании связи между склонностью к аддиктивному поведению и
индивидуально-психологическими характеристиками личности в подростковом
возрасте.
В ходе проведения эмпирического исследования на отобранной
группе юношей и девушек были выявлены индивидуально-психологические особенности
личности с помощью многофакторного личностного опросника Р. Кеттелла и уровни
выраженности пациента аддиктивного поведения в различных сферах жизни по
методике «Самостоятельность». оценка личных пристрастий» В. Леви. Затем был
проведен анализ выраженности индивидуально-психологических характеристик
личности и уровней зависимого поведения в различных сферах жизни обследованных
мальчиков и девочек.
Большинство опрошенных мальчиков и девочек имеют ярко
выраженную социальную и природную зависимость: 1) от семьи, которая проявляется
в первую очередь по отношению к родителям; 2) интимные отношения (друг,
подруга); 3) социальные отношения (общение, встречи, вечеринки, похвала, успех,
влияние); 4) естественные (органические) потребности (еда, напитки, сладости,
газированная вода и др.); 5) от информации (в основном в Интернете, просмотре
фильмов — видео, телевидение, чтении журналов).
Фрагмент текста работы:
Понятие
и социально-психологические характеристики молодежи
Проблемы
молодежи, ее образование, воспитание, социальное образование, участие в
общественной жизни находятся в центре внимания и на пересечении различных наук.
Социология считает их наиболее важными. Несмотря на то, что социальный портрет
молодежи формируется под влиянием различных социально-политических и социальных
факторов, социология заинтересована в роли определенных социальных ценностей,
морали, традиций для молодежи.
Молодежь
является социально дифференцированным социально-демографическим сообществом,
которое имеет специфические физиологические, психологические, познавательные,
культурно-образовательные свойства, характеризующие его биосоциальное
созревание как осуществление самовыражения его внутренних существенных сил и
социальных качеств. Молодые люди приходят и являются конкретным сообществом,
его основные характеристики и черты, в отличие от представителей старших
поколений и эпох, находятся в состоянии становления и формирования. Суть
молодежи и проявление ее основного социального качества — мера достижения
социальной субъективности, степени усвоения общественных отношений и
инновационной деятельности [10, с.28].
Изучение
молодежных проблем происходит во многих областях, в различных сферах жизни:
работа, образование, семья, неформальные организации, во время досуга,
предполагает активный обмен информацией с другими заинтересованными науками.
Например, демография показывает тенденции количественных изменений в структуре
населения, рождаемости, смертности, соотношения числа молодых мужчин и женщин.
Вместе с социологией молодежи она исследует проблемы возрастных границ,
возрастной дискриминации, изменения поколений, конкретного социального статуса
молодежи в переходный период, последовательности жизненных событий.
Психология
исследует возрастные особенности молодого сознания и поведения, возрастные
изменения в структуре личности, процесс ускорения, динамику интеллектуального,
эмоционального развития. Социальная психология раскрывает специфику механизмов
коммуникации, формирование контактных групп, изменения в социальных ролях.
Педагогика определяет возможности и средства воспитания и обучения молодого
человека, ассимиляции необходимой им информации, привлечения молодежи к
различным видам деятельности.