Курсовая с практикой Гуманитарные науки Русская литература

Курсовая с практикой на тему Специфика детский образов в романах Ф.М. Достоевского.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава I. Изучение детских образов в романах Ф. М. Достоевского. История вопроса 5
1.1 Отношение к детству в русской литературе XIX века 5
1.2 Детские образы в произведениях Ф. М. Достоевского: особенности 9
Глава II. Поэтика детства и ее реализация в романах Ф. М. Достоевского 17
2.1 Мотив детского страдания в романе «Униженные и оскорбленные» 17
2.2 Отцовско-родительские отношения в романе Ф. М. Достоевского «Подросток» 23
Заключение 27
Список используемой литературы 30

  

Введение:

 

Детскую пору принято считать счастливым времени в жизни человека. Культурное понимание говорит о детстве как о счастье. Но, к сожалению, часто в истории культуры счастье это омрачалось трагедией ребенка и самого детства. Например, мифология Древней Греции приводит нам примеры жестокости по отношению к детям, как Крон пожирал своих детей, а царь Фив Лаий приказывал сбросить своего сына Эдипа диким зверям на съедение. Эти мифы – образы трагических судеб детей, которые были и будут в истории всегда. В Спарте младенцев, которые родились с увечьями, лишали жизни, поскольку не хотели обрекать ни себя, ни ребенка на отчаяние и тяжелую жизнь. Часто греки избавлялись и от детей женского пола, но это, скорее, было связано с экономическими предпосылками. Ни религия, ни мораль, ни право в те времена не осуждали такой жестокости к детям. Те люди, кто находили брошенных младенцев и спасали им жизнь, также делали это, как правило, с определенным умыслом.
В Древнем Риме, к сожалению, убийство детей вообще было узаконено.
Изменяется ситуация только при христианстве. Младенец привносит, согласно христианству, в этот мир миссию. Жизнь младенца берет свое начало с его рождения. Формируется и созидается культ младенца Христа, детство реабилитируется.
Целью данной работы является рассмотрение специфики детских образов в романах Ф. М. Достоевского.
Тема детских образов и тема детства в трудах Ф. М. Достоевского изучена достаточно. К детским образам и мотивам детской судьбы, как ее показал писатель, критики и интерпретаторы его произведений обращались регулярно. Но, так или иначе, вопрос актуальности данной тематики будет стоять всегда, поскольку с течением времени меняется отношение к институту семьи, к детям, их обучению и воспитанию. Поэтому и отношение писателей того времени к детским образам будет актуально всегда, особенно с точки зрения истории, философии, психологии. Концентрация происходит на способности Ф. М. Достоевского выявить, обнаружить в детской душе самые глубокие темы, самые тонкие потребности и возможности, самые уязвимые стороны детской души. Также важно отметить, что Ф. М. Достоевский всегда был обеспокоен детскими страданиями. Последние, по мнению автора, лечат душу. Ф. М. Достоевский всегда пристально изучал детскую природу, на протяжении всего своего творческого пути.
Задачи, поставленные нами:
1) Анализ детских образов (общей специфики) в произведениях Ф. М. Достоевского;
2) Характеристика детства в произведениях русских писателей XIX века;
3) Описание мотива детского страдания в романе «Униженные и оскорбленные»;
4) Анализ отцовско-родительских отношений в романе Ф. М. Достоевского «Подросток».
Предмет исследования – детские образы в романах Ф. М. Достоевского. Объект исследования – мотивы детского страдания и семейных отношений в романах «Униженные и оскорбленные» и «Подросток».
Актуальность рассматриваемой темы также связана с тем, что сейчас в науке и социуме возрастает интерес к духовному потенциалу наследия Ф. М. Достоевского. Важно понимать, что наполняло ориентиры мировоззрения и художественные искания автора.
Изучением детских образов в произведениях Ф. М. Достоевского занимались такие авторы, как М. М. Бахтин, Л. В. Сыроватко, О. Миллер, В. В. Иванов, В. С. Пушкарева, В. Н. Захаров, Ю. Ф. Карякин и др.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Данная работа посвящена рассмотрению специфики детских образов в произведениях Ф. М. Достоевского. На основе проведенного анализа мы можем сделать следующие выводы:
Детство у русских писателей – пора беззаботности, свободы от сомнений и страданий, которые есть у взрослого человека. Детство также пересекается с терминами «бездумное счастье», «бессознательная гармония». «Детство» как термин противопоставляется терминам «мужество», «сильный». Поэтому, идея детства имеет приоритетное назначение говорить о слабости описываемого героя, если он во взрослом возрасте [3].
Эпитет детства в творчестве русских писателей также может говорит о специфике восприятия ребенка – ребенок воспринимает все ярко, с бурными эмоциями и откровенными чувствами.
Важно также подчеркнуть важность роли детства в становлении личности человека. Детские годы героев литературы – будь то повествование, воспоминание или краткие сведения – проясняют специфику их характеров. Многие писатели говорят о сожалении, тоске, ностальгии по детству. Как тому, что утратило свою гармонию, то, что уже не вернуть. Детство, в понимании русских писателей того времени – беззаботное счастье [1]. Детство ассоциировалось с терминами «радостное», «прекрасное», «счастливое». Жизненное начало – оно всегда светлое, чистое, веселое, прекрасное, с отсутствием сомнений, безусловная вера в добро и справедливость. В представлении русских писателей детство – это идеализация. Взрослые люди не способны обрести такое гармоничное миросозерцание на более высоком уровне умственного и нравственного развития.
Но особенно важное значение занимает детская тема в творчестве Ф. М. Достоевского. Автор чаще других классиков нашей страны обращается к детям и в его произведениях мы находим огромное количество детских образов. Это придает особую специфику его произведениям. Именно любовь к детям и понимание, как они и чем живут, понимание их характеров, ценностей, чувств дает возможность вести рассказ Ф. М. Достоевскому о детской судьбе того времени, о характере детей того времени. И это, безусловно, читателю всех времен.
Дело в том, что дети в произведениях Ф. М Достоевского – не совсем дети. Они выглядят как взрослые и удивляют своим эксцентризмом и разговорами не «по летам». Нет «рисованности» и инфантилизма в этих образах.
Ребенок у автора – это образ Христа на Земле. Следовательно, если обижают ребенка – обижают Христа. По сравнению с А. Чеховым, Короленко и Л. Толстым, детская точка зрения абсолютна, а не обладает спецификой [13, c. 62]. Ф. М. Достоевский писал Н. А. Любимову 25 мая 1879 года: «все, что относится к детям – чисто, светло и прекрасно» [13, с.62]. Автор был убежден, что взрослым не нужно быть выше детей. Взрослые, по мнению писателя, хуже ребенка. Просто прикосновением и своим присутствием дети делают взрослых лучше. Дети очеловечивают душу взрослого только своим появлением. Поэтому уважение – это первоочередное, что нужно проявлять взрослым к детям.
Детский образ у Ф. М. Достоевского – это ангел, и демон. В нем больше, чем во взрослом, выражена противоречивость человеческой нравственности. В ребенке Ф. М. Достоевского соединились ангел и бес. Важно помнить, что в «евангелиях детства», духовных стихах и легендах поступки и чудеса, которые совершает Иисус, иногда кажутся жестокими.
Страдание у автора, как и Ч. Диккенса, аргументируется ранним взрослением как результат негативного воздействия семьи и воспитания. То, на что ребенок ориентировался в детстве, будет определять его экзистенциальный выбор во взрослом возрасте.
Например, в романе «Униженные и оскорбленные» Ф. М. Достоевский на примере сироты Нелли демонстрирует рождение и созревание гордости и эгоизма в человеке.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Изучение детских образов в романах Ф. М. Достоевского. История вопроса
1.1 Отношение к детству в русской литературе XIX века
Оформление детской темы в русской литературе XIX века.
Традиционно термин «детский» был употребим русскими писателями, чтобы обозначить невинность и нравственность чистоты. Также подчеркивались убеждения не только отсутствия, но и невозможности проявления грехов в детстве. У ребенка не может быть априори вины перед кем бы то ни было – ни перед Богом, ни перед людьми. Полагалось, что в ребенке нет полноценного сознания. Следовательно, ребенок не может сознательно сделать зло. Ребенок априори невинен. Ребенок, как полагают русские писатели того времени, характеризуется качествами «идеальной» личности. Ребенок может безгранично доверять, верить и любить. Дети – это отсутствие эгоизма, доброта [3].
Одновременно с этим, выражение «как дитя» могло пониматься с отрицательным подтекстом. Например, если писатель употреблял данный термин, он подчеркивал неразумность какого-либо поступка человека, нелогичность и наивность, неприспособленность к жизни, неспособность анализировать последствия ситуации, слепоту души и пр. Ребенок – все-таки существо не мыслящее.
Детство – пора беззаботности, свободы от сомнений и страданий, которые есть у взрослого человека. Детство также пересекается с терминами «бездумное счастье», «бессознательная гармония». «Детство» как термин противопоставляется терминам «мужество», «сильный». Поэтому, идея детства имеет приоритетное назначение говорить о слабости описываемого героя, если он во взрослом возрасте [3].
Эпитет детства в творчестве русских писателей также может говорить о специфике восприятия ребенка – ребенок воспринимает все ярко, с бурными эмоциями и откровенными чувствами.
Такова семантика сравнения с ребенком. Противоречивость темы детства находит свое отражение в противоречивом ее употреблении русскими писателями.
Важно также подчеркнуть важность роли детства в становлении личности человека. Детские годы героев литературы – будь то повествование, воспоминание или краткие сведения – проясняют специфику их характеров. Многие писатели говорят о сожалении, тоске, ностальгии по детству. Как тому, что утратило свою гармонию, то, что уже не вернуть. Детство, в понимании русских писателей того времени – беззаботное счастье [1]. Детство ассоциировалось с терминами «радостное», «прекрасное», «счастливое». Жизненное начало – оно всегда светлое, чистое, веселое, прекрасное, с отсутствием сомнений, безусловная вера в добро и справедливость. В представлении русских писателей детство – это идеализация. Взрослые люди не способны обрести такое гармоничное миросозерцание на более высоком уровне умственного и нравственного развития.
Чувство жалости к утраченной гармонии сочетается с признанием за детьми способности «чутья». Интуитивно важно отличать хорошее от плохого, правду от лжи. Взрослый, когда теряет детскую интуицию, становится более сознательным и опытным. Но одновременно теряет критерии добра и зла. С детством теряется спокойствие и уверенность, даже если детство – это покой. Для взрослых соприкосновение с ребенком дает надежду на появление в мире первых любви, добра, всего прекрасного и доброго.
Появление ребенка делает добрым даже самого сурового человека. Например, главная в жизни ценность – дети – становится приоритетной для крестьян в повести Никитина. Дети являются напоминанием нам о будущем. Многие русские писатели говорят о важности большего уважения к ребенку, его внутреннему миру. Важно также оберегать значительность и богатство духовного мира ребенка. Русские писатели всегда понимали личностную ценность детей (трилогия Л. Толстого, «хроника» С. Т. Аксакова, произведения Некрасова, Тургенева, Салтыкова-Щедрина) [18].
Русские писатели всегда надеялись на счастливое будущее детей. Основным фактором любой реальности в обществе всегда была личность, поэтому для будущего было важно воспитывать лучших людей. Детям выдавался больший кредит доверия, чем родителям. Но от последних также зависело многое. Важность выращивания человечности в детях, упрочение их развития наряду с совершенствованием сознания – данная мысль становится главной в литературе того времени, особенно в вопросах воспитания. Важно было взращивать человеческие качества в ребенке, на это обращалось огромное внимание писателей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы