Курсовая с практикой на тему Современные требования ЦБ к коммерческим банкам
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1.Основы организации регулирования банковской деятельности 5
1.1.Структурные особенности российской банковской системы 5
1.2. Тенденции развития банковской системы на современном этапе 9
2. Анализ системы регулирования Центральным банком Российской Федерации деятельности кредитных организаций 14
2.1. Финансовые механизмы регулирования денежно-кредитной системы Российской Федерации 14
2.2. Методы повышения эффективности денежно-кредитной политики в современных условиях 23
Заключение 29
Список использованных источников 31
Введение:
Актуальность темы исследования. В настоящее время Банк России реализует денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции, и его приоритетом является обеспечение стабильно низкой инфляции. Учитывая особенности российской экономики, Банк России установил цель удержания инфляции вблизи 4%.
В последние годы банковское регулирование было посвящено в значительной мере внедрению требований Базельского комитета по банковскому надзору. Для отечественного банковского сообщества эти требования не всегда выполнимы или чрезмерно завышены, поэтому безусловное и быстрое внедрение международных стандартов в нормативную практику будет затруднено. Российские банки, которые смогут внедрить международные стандарты в полном объеме, в дальнейшем будут менее подвержены кризисным явлениям и станут менее зависимыми от Центрального Банка России. Однако, для большинства банков существуют трудно преодолимые барьеры на этом пути и поэтому предстоит выработать поэтапную политику перевода отечественных банков на требования Базельского комитета.
В данной работе рассматривается воздействие денежно-кредитной политики на реальный сектор экономики через процентные ставки, нормативы обязательных резервных требований, ставки РЕПО, механизм курсовой политики.
Целью работы является изучение структурных особенностей российской банковской системы и динамики основных показателей ее эволюции.
Достижение данной цели связано с решением следующих задач:
рассмотреть сущность банковского регулирования и его необходимость;
изучить деятельность Центрального банка;
рассмотреть основную нормативно-законодательную базу банковского регулирования;
изучить современное состояние банковской системы;
обосновать направления совершенствования системы банковского регулирования;
рассмотреть направления совершенствования в области банковского законодательства;
изучить пути совершенствования учета кредитных организаций.
Объектом исследования выступает деятельность российских коммерческих банков.
Предметом исследования является регулирование банковской деятельности государством в ходе проведения своей стратегической и текущей политики.
В качестве основных методов исследования выбраны сравнительно-аналитический и статистический.
Материалами послужили ежегодные отчеты Банка России и других отечественных и зарубежных кредитных организаций, а также данные Росстата.
Заключение:
Таким образом, представляется целесообразным обеспечить самостоятельное развитие региональных кредитных организаций путем предъявления целевых требований к минимальному размеру их капитала при условии обеспечения этими банками кредитования реального сектора экономики. Недостаточная функциональность банковской системы и даже некоторая ущербность в этой области отмечается во многих современных экономических публикациях. Сложившаяся на настоящий момент территориальная структура российской банковской системы пока далека от оптимальной, она явно не способствует развитию национальной экономики в целом и в частности сглаживанию ее региональных диспропорций, в том числе устойчивого развития корпораций в новых, информационно открытых формах взаимодействия в сфере производства, торговли, финансирования, управления социальными программами, а ведь именно информационная открытость стала важнейшим фактором развития этих отраслей.
В 2018 г. в банковской системе России происходят существенные перемены, отраженные в Федеральном законе от 01.05.2017 г. № 92-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Эти перемены фактически означают переход российской банковской системы на модель с тремя уровнями, которая предполагает разбиение банков по совокупности признаков на разные категории, предполагающие пределы операций, задаваемых регулятором.
Эти пределы будут регламентироваться типами лицензий (помимо уже выделенной группы системно значимых элементов) – универсальной (дающей право на проведение полного объема всех банковских операций) или ограниченной (предполагающей лишь определенные их виды). Универсальные банки будут регулироваться безоговорочно. Чем ниже окажется уровень рисков, принимаемых на себя элементами системы, тем проще будет для них регулирование. Это позволит снизить регуляторные и надзорные издержки, связанные с соблюдением малыми и средними региональными банками жестких базельских принципов.
В результате реформы российская банковская система будет в целом соответствовать германской модели, в которой, кроме Бундесбанка, имеются еще четыре системообразующих банка и 1681 кредитная организация разных типов.
На вновь образуемых уровнях будут выдвинуты гибкие условия функционирования и сформированы неоднородные требования к надежности банка и размеру его уставного капитала. Важным фактором дальнейшей трансформации структуры национальной банковской системы России является усиление в ней роли особо значимых кредитных институтов, выполняющих ключевые социально-экономические задачи. К таким институтам, в частности, можно отнести банки с государственным участием, банки развития, инвестиционные и локальные банки.
Фрагмент текста работы:
1. Основы организации регулирования банковской деятельности
1.1. Структурные особенности российской банковской системы
Рассматривая современную модель банковской системы России, которая начала свое формирование в 1992 г., можно утверждать, что она принадлежит к классическому универсальному типу. Верхний ее уровень образуется мегарегулятором – Банком России, нижний формируется простыми элементами системы – универсальными коммерческими банками, представительствами иностранных банков и небанковскими кредитными организациями. Цель представленного здесь исследования заключается в изучении эволюции структурных особенностей российской банковской системы и динамики основных показателей ее эволюции за последние годы. В качестве основных методов исследования выбраны сравнительно-аналитический и статистический. Материалами послужили ежегодные отчеты Банка России и других отечественных и зарубежных кредитных организаций, а также данные Росстата. В ходе эволюции банковской системы за последнее десятилетие отчетливо просматриваются две взаимосвязанные тенденции: количественное сокращение на фоне укрупнения элементов.
Примечательно, что эти тенденции характерны для разнообразных отраслей – промышленной, финансовой, торговой, логистической, а также в сфере услуг, как показано в . Число российских банков сократилось практически вдвое: с 1143 (на01.01.2007) до 517 (на 01.01.2018). Одновременно с этим доля пяти главных банков в совокупных активах увеличилась с 42,5% до 55,3%, а доля банков, расположенных ниже 200 места, сократилась с 8,2% до 2%. Помимо кризисных процессов в российской экономике, определяющую роль в таком развитии событий сыграла целенаправленная политика Банка России, применяющего все более жесткие стандарты в регулировании и надзоре .
Отягчающим фактором для отечественной экономики и, как следствие, российской банковской системы, стало ограничение доступа к зарубежным кредитным ресурсам, ставшее следствием внешнеполитического кризиса и взаимных санкций. Совокупно это ухудшает основные показатели, сужает структурно-организационное разнообразие, затормаживает развитие банковской системы, снижает эффективность и рентабельность ее элементов. Объем активов банковского сектора в объеме ВВП является крайне низким показателем в сравнении с другими банковскими системами мира, что показано на диаграмме, составленной по данным International Monetary Fund. World Economic and Financial Surveys.
Кредитное сжатие происходит как в сфере крупных займов, так и в сегменте малых – за год падение составило 6,9%, с 33,3 до 30,1 трлн руб. Наблюдается фактически ничтожная, однопроцентная, прибавка в кредитовании физических лиц, что на фоне осуществления многочисленных ипотечных программ, в том числе с опорой на господдержку, нельзя считать удовлетворительным результатом работы банковской системы . При этом стоит обратить внимание на еще одно обстоятельство: кредитное сжатие происходит на фоне структурного профицита ликвидности в системе и уменьшения поддержки элементов системы со стороны мегарегулятора при возрастании степени ее избирательности.
Банк России поступательно сокращал долю своих ресурсов в пассивах коммерческих банков, с 12,0% в 2015 г., до 6,5% в 2016 г., а сейчас она упала до 2,4%. Суммарные остатки кредитных организаций на счетах в Банке России в течение всего прошлого года в среднем держались на уровне более 2 трлн руб., а с начала 2017 г. достигли рекордных значений – около 3 трлн руб. Приток ликвидности в 2017 г. был обеспечен привлечением ресурсов Фонда консолидации банковского сектора, а также перечислениями Агентства по страхованию вкладов с целью санации банков. Профицит ликвидности стал следствием расходования средств суверенных фондов на снижение дефицита федерального бюджета. На фоне сокращения рынка в России (так же, как и во всем мире) проявляется заметная степень универсализации банковского дела, что прежде всего диктуется жесткой конкуренцией на рынке банковских услуг и упоминавшейся выше централизацией банковских активов .
Заметно, что Банк России при отзыве лицензий с 2016 г. стал выдвигать в качестве основной причины утрату капитала. Сокращение банков, конечно, не уникально для нашей страны и может наблюдаться в некоторых других странах, но его темпы просто несопоставимы со сложившимися в Российской Федерации. На рис. 2 представлена иллюстрирующая этот процесс диаграмма, которая составлена на основе годовых отчетов центральных банков Германии, США, Китая и России за период 2007–2016 гг. Согласно отчету Банка России за 2018 г., по состоянию на 01.01.2019 ликвидации подлежали 362 кредитные организации, у которых за год лицензии были отозваны; тенденция к сокращению сохраняется и накануне 2020 г.
Ситуация парадоксальная: экономическая теория и математическое моделирование показывают, что по мере роста отечественной экономики ее потребность в кредитных услугах и банковских учреждениях, их осуществляющих, должна возрастать. Однако этого пока не наблюдается. Более того, опять-таки в теории, облегчение доступа населения и экономических субъектов к банковским услугам имеет решающее значение для обеспечения непрерывного роста производства в стране, чего пока также не происходит.