Курсовая с практикой на тему Сопоставительный анализ повести «Страшная месть» Гоголя и «Хозяйка» Достоевского
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Гоголь в творчестве Достоевского 5
Глава 2. Сопоставительный анализ повестей «Страшная месть» и «Хозяйка». Линии сравнения 10
2.1 Образы главных героев 10
2.2 Фантастика на уровне сюжета в повестях «Страшная месть» и «Хозяйка» 15
2.3 Фантастика на уровне стиля повестей Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского 20
Заключение 27
Список используемой литературы 28
Введение:
Введение
Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский – величайшие писатели XIX века. Их творческие традиции тесно переплетены, о чем свидетельствуют многие современники, литературные критики более поздних периодов. Сам Ф.М. Достоевский не отрицал влияния Н.В. Гоголя на свое творческое становление. Он искренне восхищался талантом своего предшественника, заимствовал у него материал для своих произведений, переосмысливал созданные Гоголем образы, стилистические приемы изображения русской действительности, черпал в произведениях Гоголя вдохновение для собственных литературных шедевров.
У современного читателя не возникает сомнений в уникальности и самобытности литературного таланта и Н.В. Гоголя, и Ф.М. Достоевского. Но у писателей и критиков XIX века возникали острые разногласия в оценке художественного своеобразия произведений Достоевского, самостоятельность и уникальность последнего были признаны не всеми и далеко не сразу.
Вопросам влияния Гоголя на творчество Достоевского посвящены исследовательские работы разных лет Аксакова К., Бахтина М.М., Белинского В.Г., Григоровича Д. В., Григорьева Ап., Майкова В. Н., Розанова Я. В., Тынянова Ю.Н. Этот факт доказывает актуальность заявленной темы. В своей работе мы не предполагаем выдвигать какие-то новые аспекты раскрытия проблемы влияния творчества Гоголя на Достоевского, а вслед за обозначенными исследователями хотим проследить трансформацию гоголевских мотивов в произведениях Достоевского. Повести «Страшная месть» и «Хозяйка» особенно наглядно раскрывают как подражание Достоевского, так и становление его самостоятельности в художественной литературе.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования в данной работе являются повесть Н.В. Гоголя «Страшная месть» и повесть Ф.М. Достоевского «Хозяйка». Предмет исследования – продолжение фантастических мотивов Гоголя в повести Достоевского.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является рассмотрение специфики фантастических мотивов в произведениях Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского.
Задачи исследования:
1) Сопоставление литературных мистических образов повестей «Страшная месть» и «Хозяйка» выявление их сходства и различий;
2) Рассмотрение мистических мотивов в построении сюжета, характеристике главных героев и использовании художественных приемов в повестях;
3) Исследование причин введения мистической линии в изучаемых произведениях, их ценности для сюжета и идейного содержания.
Структура работы. Работа состоит из двух глав – теоретической и практической. В первой главе рассматриваются точки зрения исследователей и критиков по проблеме влияния творчества Н.В. Гоголя на литературную деятельность Ф.М. Достоевского. Во второй главе на основе сравнения приведенных точек
Заключение:
В соответствии с поставленной целью, мы проанализировали повести Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского «Страшная месть» и «Хозяйка», сопоставили различные аспекты проблемы влияния Гоголя на творчество Достоевского.
Анализ критической литературы и повестей «Страшная месть» и «Хозяйка» позволил нам сделать следующие выводы:
• проблема влияния литературных традиций Н.В. Гоголя на творчество Ф.М. Достоевского, особенно его ранний период, подробно исследована критиками;
• преемственность сюжетов, мотивов, символики доказана и научно обоснована и современниками писателей, и более поздними исследователями;
• подражательность Достоевского носит самостоятельный, индивидуальный характер, вносящий в традиции Гоголя психологическую составляющую;
• повесть «Хозяйка» нельзя назвать точной копией гоголевской повести или плагиатом, несмотря множество описанных совпадений. Личность Достоевского проступает в «Хозяйке» на каждом этапе развития сюжетной линии, в каждом персонаже, в каждом оттенке человеческих взаимоотношений, переживаний, душевных мук;
• фантастика и мистицизм являются основным объединяющим мотивом повестей «Страшная месть» и «Хозяйка», но этот мотив имеет художественное своеобразие у каждого из авторов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Гоголь в творчестве Достоевского
В русской литературе XIX тема наследования гоголевских традиций в творчестве Достоевского рассмотрена достаточно глубоко и подробно. Уже с 40-х г.г. сформировались две противоположные точки зрения относительно зависимости молодого писателя от гениального предшественника. В.Г. Белинский, чей авторитет в критической литературе непререкаем и в наши дни, писал: «В таланте г. Достоевского так много самостоятельности, что это теперь очевидное влияние на него Гоголя, вероятно, не будет продолжительно (…) хотя тем не менее Гоголь навсегда останется, так сказать, его отцом по творчеству» [3, стр.128-129].
Критики славянофильской ориентации (К. Аксаков, С. Шевырев, ранний Ап. Григорьев), анализируя такие произведения как «Бедные люди» и «Двойник», отрицали самостоятельность Достоевского, отмеченную Белинским. Несколько позже это мнение стало преобладающим в кружке «Современника». По свидетельству Д.В. Григоровича, у Достоевского искали и находили «на каждой странице влияние Гоголя» [5, стр.46].
В противовес этой точке зрения В.Н. Майков выразил мысль о «высшей степени оригинальности» Достоевского. Критик, в частности, отмечал следующее: «Гоголь — поэт по преимуществу социальный, а г. Достоевский — по преимуществу психологический» [13, стр.79].
Свою позицию в этом вопросе высказывали и представители почвеннической критики. Последовательно проводя сравнение творчества Гоголя и Достоевского, они формировали новое восприятие молодого писателя. Так, в более поздних работах Ап. Григорьева отмечена не только очевидная зависимость от Гоголя, но и не менее очевидная самостоятельность. В письме H. Н. Страхову Ап. Григорьев заявляет, что Достоевский первым сделал «смелую и решительную поправку Гоголя, существенный, глубокий поворот в нашей литературе» [6, стр.156].
Традицию противопоставления Гоголя и Достоевского как художников слова Я.В. Розанов перевел в русло духовно-философских ориентации