История и теория праздничной культуры Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Солярные праздники на Руси. День Ивана Купала.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Праздники на Руси и культура. 5

1.1.      Место праздника в контексте культуры. 5

Глава 2. Календарно-обрядовые праздники на Руси. 11

2.1. Русский праздничный календарь и его смысловое содержание. 11

2.2 Солярные праздники на Руси. 13

Глава 3. Иван купала – праздник летнего солнцестояния. 18

3.1 Традиции праздника Ивана Купалы за рубежом. 18

3.2 Традиции проведение праздника Ивана Купалы в России. 22

3.3. Традиции проведение праздника Ивана Купалы на Урале. 24

Заключение. 27

Список литературы и источников. 28

Приложения. 33

Таблица 1. – Проведение праздника Ивана Купалы.  Мировой опыт. 33

Таблица 2. Проведение праздника Ивана Купалы. Российский
опыт.
35

Таблица 3. Проведение праздника Ивана Купалы. Опыт по Уралу. 36

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования
. Солярные праздники на Руси всегда
занимали особенное место культуре. Это праздники природного круга, которые
связаны с солнцем и плодородием, урожаем, что являлось основным видом
деятельности славян. В целом же наши предки жили вне отрыва от природы. И сегодня
все больше людей начинает интересоваться бытом и сакральной жизнью наших
предков. Актуальность, соответственно, определяется возрождающимся интересом
нынешнего поколения к историческим истокам нашего народа. Многие традиционные
обряды дошли и до наших дней, среди них – празднование Ивана Купалы – дня
летнего солнцестояния.

Проблема
исследования
сегодня заключается в том, что в
настоящее время еще не собрано большого количества научных работ и
фундаментальных трудов по теме русского праздничного календаря и, в частности,
по солярным праздникам. Информация о традициях, обрядах празднования Ивана
Купалы зачастую фрагментарна и обрывочна.

Объект
исследования
: солярные праздники на Руси.

Предмет
исследования
: празднование Ивана Купалы в России и за
рубежом.

Цель
исследования
: провести анализ праздников и фестивалей
Ивана Купалы в разных традициях.

Гипотеза
исследования
: праздник Ивана Купалы является
традиционным праздников нескольких народностей.

Исходя из поставленной цели и гипотезы был
определен круг исследовательских задач:

— рассмотреть место праздника Ивана Купалы
в контексте культуры;

— изучить русский праздничный календарь и
его смысловое содержание;

— проанализировать солярные праздники на
Руси;

— представить традиции празднования Ивана
Купалы за рубежом, в российских городах и на Урале, в частности.

Методы
исследования
:

— теоретические (анализ, синтез);

— практические (контент-анализ,
дискурс-анализ, историко-логический метод).

Новизна
результатов исследования
. В данном исследовании предпринята
попытка систематизировать традиции празднования Ивана Купалы в разных странах,
в разных городах России и в городах Урала. Поскольку данный праздник не
является общепопулярным, подобных работ ранее не проводилось.

Практическая
значимость исследования
. Курсовая работа может являться
методическим пособием по солярным праздникам Руси и, более того, пособием по
современным традициям празднования Ивана Купалы в России и за рубежом. Особенно
ценен краевой компонент для учащихся Урала при ознакомлении с традиционной
культурой.

Структура
исследования
. Работа состоит из введения, основной
части, заключения, списка литературы и источников, приложения.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В представленном исследовании были решены
следующие задачи:

— рассмотрено место праздника Ивана Купалы
в контексте культуры;

— изучен русский праздничный календарь и
его смысловое содержание;

— проанализированы солярные праздники на
Руси;

— представлены традиции празднования Ивана
Купалы за рубежом, в российских городах и на Урале, в частности.

При решении первой задачи было определено,
что праздник как явление занимает очень важное место в любой культуре,
синтезируя в себе различные народные образования. Причем, интересным является
то, что праздник как явление является типичным для любой культуры, в то время
как именно такие составляющие как обряд, традиция и прочие делают его
культурно-уникальным в рамках конкретного народа. В процессе решения второй
задачи выявлено, что русский праздничный календарь – это календарь, который
посвящен земледелию. Каждый праздник так или иначе демонстрирует именно данный
аспект. Основной признак русского праздничного календаря – его знаковость и
мифологический, ритуальный подтекст. Решение третьей задачи дало возможность
заключить о том, что солярные праздник на Руси полностью посвящены природному
циклу и земледелию. Они помогают народу выращивать богатые урожаи и, вместе с
тем, дают надежду на будущее.

При решении четвертой задачи было
выяснено, что за рубежом празднование Ивана Купалы – это большой праздник,
порой даже национальный, чего нельзя встретить в современной русской традиции.
Российские фестивали – локальные, малоизвестные. Это же касается и фестивалей
на Урале – они «местечковые», однако же богато наполнены как традиционными
обрядовыми событиями, так и современным видением праздника.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПРАЗДНИКИ
НА РУСИ И КУЛЬТУРА

 

1.1.         
Место праздника в контексте культуры

 

Само по себе понятие «праздник» и его
эквиваленты в различных языках обусловлены словарным фондом повседневной речи,
соответственно, данный термин зачастую употребляются для характеристики
эмоциональных состояний, являясь термином «служебного» характера.

Праздник во все времена являлся
неотъемлемой частью жизни человека и общества. По мнению М.И. Воловиковой, С.В.
Тихомировой и А.М. Борисовой испокон веков праздник «сохраняют в культуре как
драгоценность, потому что в нем – одно из важнейших условий сохранения
жизнеспособности народа».[1] Соответственно, все, что
касается темы народа – это пласт определенной народной культуры, которая
сложилась поколениями.

Праздник призван отражать жизнь общества и
отдельного человека, он представляется общественной социально-культурной
ценностью, которая непосредственно способствует формированию личностной
духовности. В нем всегда отражаются политические и социально-экономические
аспекты развития общества, а также интересы и стремления человека и
государства. Праздник, в соответствии с этим, представляется как особое
средство формирования и утверждения общности, поскольку он всегда содержит
идеологическую составляющую.[2]

Научная литература сформировала большую
определительную базу данного феномена культуры. Интересно рассмотреть, как в
разных культурах трактуется понимание праздника:

1. В древнееврейском языке первоначальное
название праздника – «хач» («хачать» – танцевать), что связано с праздничной
церемонией, которая совершается в плясовом ритме вокруг алтаря; далее,
древнееврейское название – «моэд» – урочный час, сегодня же употребляется
термин «йом-тов».[3]

2. В латинском языке имеют место быть два
термина: feriae – праздничные дни, каникулы, дни отдыха и festum – праздник,
торжество, праздничный день.[4]

3. Во французском языке термин «праздник» имеет
три составляющих: особый день, посвященный культу религиозных церемоний;
публичные развлечения, у которых обязательно есть какой-то радостный и
нерелигиозный повод, а также просто радости житейского характера.

4. В немецком языке празднику
соответствуют два термина – Fest (непосредственно праздник) и Feier
(торжество).[5]

Общепринято праздник создается вокруг какого-либо
особого мифического сюжета, он необходим для того, чтобы получить или укрепить
в общественном сознании согласие на требуемый порядок. Праздник – это
символическая игра, которая реориентирует практику в направлении мифа,
предлагающего ей смысл.

Кроме того, необходимо рассмотреть определение
праздника в толковых словарях:

1. Энциклопедический словарь русского
библиографического общества «Гранат» (1897 г.) рассматривает праздник только
как акт религиозной составляющей.

2. Ф.А. Брокгауз и А.И. Ефрон, в свою
очередь, различали религиозные и светские праздники (1898 г.).

3. В.И. Даль излагал понятие «праздник» от
слова «праздный», где речь идет о периоде, в который не нужно работать и можно
проводить время «пустым» образом.

4. М. Фасмер полагал, что понятие
«праздный» пришло из исконно древнеславянского слова «праздь», суть которого –
безделье (1964 г.).

В современном же русском языке смысловое
значение понятия «праздник» несколько отделилось от понятия «праздный», то
есть, бессодержательный.

5. Авторы словарей русского языка Д.Н.
Ушаков и С.И. Ожегов более широко понимали функционирование праздников, тем не
менее, их также привязывали к культовым дням.

6. Л.В. Успенский в этимологическом
словаре «Почему не иначе» рассматривал праздник исходя из старославянского
понятия «праздный» в значении «порожний».



[1] Воловикова М.И,
Тихомирова С.В., Борисова A.M. Психология и праздник: Праздник в жизни
человека. – М., 2003. – С. 49.

[2] Аниконова Т.Г.
Праздничный календарь в формировании ценностных установок общества // Наука.
Искусство. Культура. – 2015. – №2 (6). – С. 20-30.

[3] Даты календаря.
Общий обзор [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.machanaim.org/yearroun/trad/2_2.htm (дата обращения
24.08.2020).

[4] Степанова И. В.
Определение праздника. Проблемы терминологии // МНКО. – 2008. – №1. – С. 45-48.

[5] Вереитинова Т.Ю.
Праздник как феномен и концепт антропологии культуры // Наука. Искусство.
Культура. – 2015. – №4 (8). – С. 150-167.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы