История и теория праздничной культуры Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Солярные праздники на Руси. День Ивана Купала.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Праздники на Руси и культура. 5

1.1. Место праздника в контексте культуры. 5

Глава 2. Календарно-обрядовые праздники на Руси. 11

2.1. Русский праздничный календарь и его смысловое содержание. 11

2.2 Солярные праздники на Руси. 13

Глава 3. Иван купала – праздник летнего солнцестояния. 18

3.1 Традиции праздника Ивана Купалы за рубежом. 18

3.2 Традиции проведение праздника Ивана Купалы в России. 22

3.3. Традиции проведение праздника Ивана Купалы на Урале. 24

Заключение. 27

Список литературы и источников. 28

Приложения. 33

Таблица 1. – Проведение праздника Ивана Купалы.  Мировой опыт. 33

Таблица 2. Проведение праздника Ивана Купалы. Российский
опыт. 35

Таблица 3. Проведение праздника Ивана Купалы. Опыт по Уралу. 36

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования. Солярные праздники на Руси всегда
занимали особенное место культуре. Это праздники природного круга, которые
связаны с солнцем и плодородием, урожаем, что являлось основным видом
деятельности славян. В целом же наши предки жили вне отрыва от природы. И сегодня
все больше людей начинает интересоваться бытом и сакральной жизнью наших
предков. Актуальность, соответственно, определяется возрождающимся интересом
нынешнего поколения к историческим истокам нашего народа. Многие традиционные
обряды дошли и до наших дней, среди них – празднование Ивана Купалы – дня
летнего солнцестояния.

Проблема
исследования сегодня заключается в том, что в
настоящее время еще не собрано большого количества научных работ и
фундаментальных трудов по теме русского праздничного календаря и, в частности,
по солярным праздникам. Информация о традициях, обрядах празднования Ивана
Купалы зачастую фрагментарна и обрывочна.

Объект
исследования: солярные праздники на Руси.

Предмет
исследования: празднование Ивана Купалы в России и за
рубежом.

Цель
исследования: провести анализ праздников и фестивалей
Ивана Купалы в разных традициях.

Гипотеза
исследования: праздник Ивана Купалы является
традиционным праздников нескольких народностей.

Исходя из поставленной цели и гипотезы был
определен круг исследовательских задач:

— рассмотреть место праздника Ивана Купалы
в контексте культуры;

— изучить русский праздничный календарь и
его смысловое содержание;

— проанализировать солярные праздники на
Руси;

— представить традиции празднования Ивана
Купалы за рубежом, в российских городах и на Урале, в частности.

Методы
исследования:

— теоретические (анализ, синтез);

— практические (контент-анализ,
дискурс-анализ, историко-логический метод).

Новизна
результатов исследования. В данном исследовании предпринята
попытка систематизировать традиции празднования Ивана Купалы в разных странах,
в разных городах России и в городах Урала. Поскольку данный праздник не
является общепопулярным, подобных работ ранее не проводилось.

Практическая
значимость исследования. Курсовая работа может являться
методическим пособием по солярным праздникам Руси и, более того, пособием по
современным традициям празднования Ивана Купалы в России и за рубежом. Особенно
ценен краевой компонент для учащихся Урала при ознакомлении с традиционной
культурой.

Структура
исследования. Работа состоит из введения, основной
части, заключения, списка литературы и источников, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В представленном исследовании были решены
следующие задачи:

— рассмотрено место праздника Ивана Купалы
в контексте культуры;

— изучен русский праздничный календарь и
его смысловое содержание;

— проанализированы солярные праздники на
Руси;

— представлены традиции празднования Ивана
Купалы за рубежом, в российских городах и на Урале, в частности.

При решении первой задачи было определено,
что праздник как явление занимает очень важное место в любой культуре,
синтезируя в себе различные народные образования. Причем, интересным является
то, что праздник как явление является типичным для любой культуры, в то время
как именно такие составляющие как обряд, традиция и прочие делают его
культурно-уникальным в рамках конкретного народа. В процессе решения второй
задачи выявлено, что русский праздничный календарь – это календарь, который
посвящен земледелию. Каждый праздник так или иначе демонстрирует именно данный
аспект. Основной признак русского праздничного календаря – его знаковость и
мифологический, ритуальный подтекст. Решение третьей задачи дало возможность
заключить о том, что солярные праздник на Руси полностью посвящены природному
циклу и земледелию. Они помогают народу выращивать богатые урожаи и, вместе с
тем, дают надежду на будущее.

При решении четвертой задачи было
выяснено, что за рубежом празднование Ивана Купалы – это большой праздник,
порой даже национальный, чего нельзя встретить в современной русской традиции.
Российские фестивали – локальные, малоизвестные. Это же касается и фестивалей
на Урале – они «местечковые», однако же богато наполнены как традиционными
обрядовыми событиями, так и современным видением праздника.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПРАЗДНИКИ
НА РУСИ И КУЛЬТУРА 1.1. Место праздника в контексте культуры Само по себе понятие «праздник» и его
эквиваленты в различных языках обусловлены словарным фондом повседневной речи,
соответственно, данный термин зачастую употребляются для характеристики
эмоциональных состояний, являясь термином «служебного» характера.

Праздник во все времена являлся
неотъемлемой частью жизни человека и общества. По мнению М.И. Воловиковой, С.В.
Тихомировой и А.М. Борисовой испокон веков праздник «сохраняют в культуре как
драгоценность, потому что в нем – одно из важнейших условий сохранения
жизнеспособности народа».[1] Соответственно, все, что
касается темы народа – это пласт определенной народной культуры, которая
сложилась поколениями.

Праздник призван отражать жизнь общества и
отдельного человека, он представляется общественной социально-культурной
ценностью, которая непосредственно способствует формированию личностной
духовности. В нем всегда отражаются политические и социально-экономические
аспекты развития общества, а также интересы и стремления человека и
государства. Праздник, в соответствии с этим, представляется как особое
средство формирования и утверждения общности, поскольку он всегда содержит
идеологическую составляющую.[2]

Научная литература сформировала большую
определительную базу данного феномена культуры. Интересно рассмотреть, как в
разных культурах трактуется понимание праздника:

1. В древнееврейском языке первоначальное
название праздника – «хач» («хачать» – танцевать), что связано с праздничной
церемонией, которая совершается в плясовом ритме вокруг алтаря; далее,
древнееврейское название – «моэд» – урочный час, сегодня же употребляется
термин «йом-тов».[3]

2. В латинском языке имеют место быть два
термина: feriae – праздничные дни, каникулы, дни отдыха и festum – праздник,
торжество, праздничный день.[4]

3. Во французском языке термин «праздник» имеет
три составляющих: особый день, посвященный культу религиозных церемоний;
публичные развлечения, у которых обязательно есть какой-то радостный и
нерелигиозный повод, а также просто радости житейского характера.

4. В немецком языке празднику
соответствуют два термина – Fest (непосредственно праздник) и Feier
(торжество).[5]

Общепринято праздник создается вокруг какого-либо
особого мифического сюжета, он необходим для того, чтобы получить или укрепить
в общественном сознании согласие на требуемый порядок. Праздник – это
символическая игра, которая реориентирует практику в направлении мифа,
предлагающего ей смысл.

Кроме того, необходимо рассмотреть определение
праздника в толковых словарях:

1. Энциклопедический словарь русского
библиографического общества «Гранат» (1897 г.) рассматривает праздник только
как акт религиозной составляющей.

2. Ф.А. Брокгауз и А.И. Ефрон, в свою
очередь, различали религиозные и светские праздники (1898 г.).

3. В.И. Даль излагал понятие «праздник» от
слова «праздный», где речь идет о периоде, в который не нужно работать и можно
проводить время «пустым» образом.

4. М. Фасмер полагал, что понятие
«праздный» пришло из исконно древнеславянского слова «праздь», суть которого –
безделье (1964 г.).

В современном же русском языке смысловое
значение понятия «праздник» несколько отделилось от понятия «праздный», то
есть, бессодержательный.

5. Авторы словарей русского языка Д.Н.
Ушаков и С.И. Ожегов более широко понимали функционирование праздников, тем не
менее, их также привязывали к культовым дням.

6. Л.В. Успенский в этимологическом
словаре «Почему не иначе» рассматривал праздник исходя из старославянского
понятия «праздный» в значении «порожний». [1] Воловикова М.И,
Тихомирова С.В., Борисова A.M. Психология и праздник: Праздник в жизни
человека. – М., 2003. – С. 49. [2] Аниконова Т.Г.
Праздничный календарь в формировании ценностных установок общества // Наука.
Искусство. Культура. – 2015. – №2 (6). – С. 20-30. [3] Даты календаря.
Общий обзор [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.machanaim.org/yearroun/trad/2_2.htm (дата обращения
24.08.2020). [4] Степанова И. В.
Определение праздника. Проблемы терминологии // МНКО. – 2008. – №1. – С. 45-48. [5] Вереитинова Т.Ю.
Праздник как феномен и концепт антропологии культуры // Наука. Искусство.
Культура. – 2015. – №4 (8). – С. 150-167.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы