Курсовая с практикой на тему Социально-психологические особенности подростков с девиантным поведением.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы исследования
социально – психологических особенностей подростков с девиантным поведением 5
1.1. Социально – психологические
особенности развития личности в подростковом возрасте 5
1.2. Содержание и виды девиантного
поведения подростков 8
2. Анализ существующего опыта по
профилактике девиантного поведения подростков в коллективе 12
2.1.
Психолого – педагогические аспекты профилактики девиаций в ходе
образовательного процесса 12
2.2.
Профилактика девиантного поведения подростков на примере 15
Заключение 20
Список использованных источников 22
Введение:
Сегодняшнему подростку
сложно определить свои стремления, будущий путь и жизненные цели в сложных современных
социально-экономических условиях. Самым важным и центральным осознанием подросткового
возраста является самоопределение, которое характеризуется активным процессом восприятия
себя и своего места в мире. Поэтому изучение и развитие
социально-психологических характеристик подростков имеет принципиальное
значение, поскольку будущее нашего общества неизменно соединено с молодыми
людьми и теми изменениями, которые происходят сегодня в духовно-нравственной
сфере.
Проблемы с
социально-психологическими характеристиками личности подростков с девиантным
поведением затрагивают многие области теории и практики. Так как наиболее
сложным периодом развития социальных качеств личности является подростковый
период, являющийся переходной фазой между детством и взрослой жизнью общества, отдельное
внимание в исследованиях уделяется именно этому периоду становления личности человека.
Факторами, которые влияют
на поведение подростка, являются социальные обстоятельства, а также отношение к
тем ситуациям, которые определяются конкретными условиями социализации и
индивидуальными особенностями. Влияние ситуации на поведение опосредовано
«восприятием когнитивных систем индивида».
Однако имеющаяся
неоднозначность нормативных актов в оценке выраженности девиантного поведения,
отсутствие четких границ нормы и патология отклонений в различных науках о
человеке и обществе выявляют противоречие в понимании причин девиантного
поведения подростков, механизмы его развития и недостаточное знание
социально-психологических характеристик, позволяющих отличить девиантное
поведение от других психологических явлений.
Актуальность данной
работы определяется необходимостью понимать особенности развития
социально-психологической сферы подростков и знать факторы, влияющие на их
воспитание, с тем, чтобы своевременно помочь в правильном выборе нравственных
ориентиров.
Объект исследования —
психологические особенности личности в подростковом возрасте.
Предметом исследования
являются социально-психологические особенности личности подростка со
склонностью к девиантному поведению.
Цель исследования:
выявление социально-психологических особенностей личности подростков со
склонностью к девиантному поведению.
Задачи:
— дать описание социально –
психологических особенностей развития личности в подростковом возрасте;
— на основе анализа
психолого-педагогической научной литературы раскрыть содержание и типы
девиантного поведения у подростков;
— проанализировать имеющийся опыт
предотвращения девиантного поведения подростков;
— разработать практические рекомендации
для педагогов по необходимости профилактике девиантного поведения у подростков.
Данная курсовая работа
состоит из введения, двух глав, заключения, содержит список использованных
источников из 19 наименований
Практическая значимость данной
работы заключается в том, что сравнительные данные исследования девиантных подростков
могут быть применены и использованы в работе преподавателей, а также при
разработке практических рекомендаций для учителей по профилактике девиантного
поведения.
Заключение:
Таким образом,
поставленные цель и задачи данной курсовой работы полностью достигнуты. Подводя
итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы. На теоретическом
уровне были проанализированы социально-психологические характеристики личности
подросткового возраста, представленные в научной литературе. Можно выделить
следующие личностные черты подростка: уровень способностей подростка, условия и
скорость его социального развития связаны с пониманием подростком себя и своей
принадлежности к обществу. степень выраженности прав и обязанностей, степень
владения миром вещей и социальных отношений, богатство дальних и близких связей
и их дифференциация. По мере взросления подростка меняются характер и
особенности его взгляда на себя в обществе, восприятие общества, иерархия
общественных отношений, меняются его мотивы и степень их адаптации к социальным
потребностям.
Выявлено также содержание
и типы девиантного поведения в подростковой среде, а именно поведения, в
котором регулярно проявляются отклонения от социальных норм: стремление уйти от
активной социальной жизни, уйти своих обязанностей и ответственности, отказ от
решения личных и социальных проблем, уклонение от работы и учебы,
бродяжничество, употребление алкоголя, токсичных веществ, суицид.
В ходе работы были
выявлены и описаны социально-психологические особенности личности подростка с
девиантной тенденцией. Связь между социально-психологическими характеристиками
и девиантным поведением очевидна, а именно в области ориентаций смысла жизни, установок
в сфере мотивационных потребностей, отношения к социальным достижениям (цели
жизни, интересы и эмоциональная насыщенность жизни, удовлетворенность
самореализацией).
Исходя из идей и
положений, обозначенных в трудах ученых, которые определили основные
теоретико-методологические основы исследования, мы пришли к выводу, что
проблемы профилактики девиаций, девиантного поведения и молодежного экстремизма
взаимосвязаны. Необходимость решения этих проблем актуализирует воспитание
нравственной устойчивости и толерантности в учебном процессе как альтернативы
указанным социальным угрозам для детей. Она особенно актуальна в современном
обществе и решается в ходе комплексного подхода к учебно-воспитательной деятельности:
умелого сочетания преподавания гуманитарных дисциплин, воспитательной деятельности,
сотрудничества с другими социальными институтами-школой, семьей, правоохранительными
органами в целостном педагогическом процессе.
Формирование системы
ценностей личности определяет цели, направление и содержание деятельности,
критерии оценки и самооценки. Это происходит под руководством непосредственных
воспитателей (родителей, учителей). Их жизнь зависит от того, насколько
подростки подготовлены к жизни. Взрослые должны помогать детям решать их
проблемы, и в то же время они должны учить их решать свои проблемы и выбирать
свой собственный образ жизни. Девиантное поведение опасно не для соблюдения дисциплины.
Речь идет о последствиях – девиантное поведение очень существенно влияет на
формирование характера, от которого зависит вся дальнейшая жизнь человека. Если
такое поведение вовремя не прервать и не исправить, то общество будет
неуравновешенным, морально незрелым, подверженным различным влияниям, без
жизненных принципов и морально слабым человеком.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 1.1. Социально – психологические
особенности развития личности в подростковом возрасте Ученые считают половое
созревание самым трудным из всех периодов детства, представляющим период
формирования личности. В то же время, это наиболее прорывной период, потому что
именно здесь формируются основы нравственности, формируются социальные
установки, отношения к себе, людям и обществу. Кроме того, в этом возрасте
стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.
Основные направления мотивации этого возраста, связанные с активным стремлением
к самосовершенствованию, — это самосознание, самовыражение и самоутверждение.
Подростковый возраст полон
противоречий и конфликтов, характерных для этого возраста. С одной стороны,
интеллектуальное развитие подростков, которое они демонстрируют, решая
различные задачи, связанные со школьными предметами и другими делами, побуждает
взрослых обсуждать с ними довольно серьезные проблемы, а сама молодежь активно
к этому стремится.
С другой стороны, при обсуждении проблем,
особенно связанных с будущей профессией, этикой поведения и ответственным
отношением к своим обязанностям, выявляется инфантилизм этих людей, внешне
выглядящих почти взрослыми[1].
В процессе быстрого роста
и физиологической перестройки организма подростки могут испытывать тревогу,
повышенную возбудимость и снижение самооценки. Общие черты этого возраста —
перепады настроения, эмоциональная нестабильность, неожиданные переходы от
веселья к унынию и пессимизм. Придирчивое отношение к родственникам идет рука
об руку с острой неудовлетворенностью собой. Центральным психологическим
новообразованием в подростковом возрасте является формирование у подростков
особого ощущения взрослости как субъективного переживания отношения к себе как
взрослому. Физическая зрелость дает подростку ощущение зрелости, но его
социальный статус в школе и семье не меняется.
И тогда начинается борьба
за признание своих прав, независимости, которая непременно приведет к конфликту
между взрослыми и подростками. Результат — подростковый кризис.
Суть подросткового
кризиса заключается в поведенческих реакциях подростков, характерных для этого
возраста. К ним относятся: реакция эмансипации, реакция группировки
сверстников, реакция увлечения.
Реакция эмансипации. Эта
реакция представляет собой тип поведения, при котором подросток пытается
вырваться из-под опеки, контроля, покровительства взрослых. Необходимость
освободиться связана с борьбой за независимость, за установление себя как
личности. Реакция может проявляться отказом от общепринятых норм, правил
поведения, девальвацией нравственных и духовных идеалов старшего поколения.
Уход за детьми, чрезмерный контроль поведения, наказание лишением минимума
свободы и независимости обостряют конфликты между подростками и подталкивают
подростков к крайним мерам: пропуску занятий в школе, уходу из школы и дома,
бродяжничество[2].
Реакция группировки сверстников.
Молодежи характерна инстинктивная склонность к сплочению, объединение со
сверстниками, где они развивают и проверяют свои навыки социального
взаимодействия, способность соблюдать коллективную дисциплину, завоевывать
авторитет и достигать желаемого статуса. В группе сверстников более эффективно
прорабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников,
предпочитая их общество обществу взрослых, критику которых он отвергает.
Реакция увлечения. В
подростковом возрасте увлечения – очень отличительная черта. Хобби имеют важное
значение для формирования личности подростка, поскольку хобби, интересы и
индивидуальные способности подростков формируются через увлечения. Они делятся
на следующие виды:
1. Интеллектуальные и эстетические
увлечения (музыка, рисование, радиотехника, электроника, история и др.).
2. Накопительные увлечения.
3. Эксцентрические (стремление подростка
быть в центре внимания приводит к увлечению экстравагантной одеждой)[3].
Знание подростковых
увлечений помогает лучше понять внутренний мир и переживания подростков,
улучшает взаимопонимание между подростками и взрослыми. В подростковом возрасте
познавательные процессы достигают высокого уровня развития. Становится
возможным научить подростка разнообразным практическим и умственным занятиям.
Главное новое свойство, которое появляется в психологии подростка по сравнению
с ребенком, — это более высокий уровень самосознания, потребность ощущать и
самоидентифицировать себя как личность.
Формирование самосознания
— главный результат переходной эпохи. В этом возрасте создаются хорошие условия
для формирования организаторских способностей, работоспособности, находчивости
и других полезных личных качеств, связанных с взаимоотношениями между людьми, в
том числе умения устанавливать деловые контакты, договариваться об общих делах
и распределять обязанности между ними. Такие личностные качества могут
развиваться практически во всех сферах деятельности, которыми занимается
подросток и которые могут быть организованы в группы: учеба, работа, игра.
Основные черты личности
младшего подростка следующие:
1. Непримиримость со злом, его
эмоциональное неприятие, с одной стороны, сочетаются с неспособностью понимать
сложные явления жизни.
2. Подросток хочет быть хорошим,
стремиться к идеалу, но не любит откровенно вежливого.
3. Подросток хочет быть человеком. Сделайте
что-нибудь героическое, романтическое, необычное. При потребности действовать и
желании самоутвердиться подросток до сих пор не знает, как этого добиться.
4. У подростка есть противоречие между
богатыми желаниями и ограниченной силой. Отсюда многочисленность и
непоследовательность увлечений. Подросток боится обнаружить свою
непоследовательность, слишком горд и может прикрываться показной решительной
уверенностью, скрывающей беспомощность.
5. В подростке очень сильно сочетаются
романтический задор и грубые выходки. Восхищение красотой и хроническое к ней
отношение. Ему стыдно за свои чувства. Такие человеческие чувства кажутся ему
ребяческими. Он боится, что их сочтут излишне чувствительными, и прячется за
грубость[4]. [1] Гордеев, С.С. Общая
психология / С.С. Гордеев. — М.: Норма, 2019. –
c. 304 [2]
Краснов, В.С. Психология девиантного поведения: Учебное пособие / В.С. Краснов.
— М.: Астрал, 2019. –c. 124 [3] Макарова, И.В. Общая
психология: Учебное пособие / И.В. Макарова. — Люберцы: Юрайт, 2016. – c. 168 [4] Шадриков, В.Д. Общая
психология: Учебник для академического бакалавриата / В.Д. Шадриков, В.А.
Мазилов. — Люберцы: Юрайт, 2018. – c.
206