Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психодиагностика

Курсовая с практикой на тему Методы диагностики мотивации.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧИТЕЛЯ НА МОТИВАЦИЮ УЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 5
1.1. Общая характеристика учебной деятельности в младшем школьном возрасте 5
1.2. Основные подходы к исследованию мотивации учения в психологии и педагогике 12
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ И МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 20
2.1. Организация исследования 20
2.2 Статистический анализ результатов исследования 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

 

  

Введение:

 

На сегодняшний день формирование мотивации учения, у младших школьников можно назвать одной из значимых проблем в школе. Ее актуальность связана с обновлением задач обучения, структурированием задач формирования у школьников навыков самостоятельного обретения знаний, и познавательных интересов, реализации идейно – политического, трудового и нравственного воспитания детей, а также целесообразностью формирования и совершенствования субъектности учащихся. Сформированная субъектность школьников является гарантом его успешной учебной деятельности и обеспечивает базу для формирования у него способности к самообразованию и самосовершенствованию методом сознательной и активной работы [13].
Проблема мотивации учения пребывает на стыке обучения и воспитания, а также представляется важнейшим фактом современного обучения. Актуальность этой проблемы и определила выбор темы исследования «Влияние стиля преподавания учителя на учебную мотивацию младших школьников».
Методологической основой исследования представляются культурно-историческая теория психического развития (Выготский Л.С.); деятельностный подход в педагогической психологии и психологии развития (Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Леонтьев А.Н., Рубцов В.В., Эльконин Д.Б.); научные положения, согласно которым учебная деятельность младших школьников рассматривается в непрерывном развитии (Ананьев Б.Г., Кулагина И.Ю., Леонтьев А.Н., Хухлаева О.В., Эриксон Э.).[28, с.17]
Значительный вклад в разработку проблемы мотивации младших школьников добавили ученые А.К. Маркова, Г.И. Щукина, М.В. Матюхина и другие. Ю.К. Бабанский разработал классификацию методов обучения, в которой определил методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.
Объект исследования: учебная мотивация младших школьников.
Предмет исследования: влияние стиля преподавания учителя на учебную мотивацию младших школьников.
Гипотеза исследования: стиль преподавания учителя оказывает влияние на мотивацию учения младшего школьника.
Цель исследования: выявить психологические и педагогические особенности взаимосвязи между индивидуальным стилем педагогической деятельности и мотивацией учения младших школьников.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ научно-методической литературы по проблемам мотивации учения и индивидуального стиля деятельности учителя.
2. Выявить какой стиль индивидуальной педагогической деятельности является наиболее эффективным в формировании мотивации учения.
3. Разработать рекомендации для учителей начальных классов и школьных психологов по работе с собственными стилями педагогического общения.
Методы исследования:
— анализ научно — методической литературы о стилях преподавания и мотивация обучения;
— наблюдение за стилем преподавания учителей;
— беседа с учителями и учащимися;
— тестирование учащихся и учителей;
— изучение характеристик учащихся.
Практическая значимость: данная работа может быть применена учителями начальных классов, школьными психологами, родителями младшего школьного возраста и людям, проявляющими интерес к теоретической стороне данной проблемы, в качестве методических рекомендаций для увеличения учебной мотивации младших школьников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, изучив научно-методическую литературу по проблеме влияние стиля преподавания учителя на учебную мотивацию младших школьников, можно сделать вывод, что мотивация – это стремление к улучшению показателей, неудовлетворенность достигнутыми результатами, настойчивость в достижении своих целей, желание достигнуть своего, не смотря ни на что. Это является одним из ядерных, основополагающих свойств личности, которое оказывает значительное влияние на всю жизнь человека.
Многие исследования выявили очень тесную связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизнедеятельности. Доказано, что люди, которые обладают мотивацией достижения, уверены в себе, ищут информацию для суждения о своих успехах, решительны в неопределенных ситуациях, не теряются в ситуации соревнования, показывают большее упорство при столкновении с трудностями [6].
Важную роль в процессе обучения играют интересы школьника. Интересы, мотивы, потребности младших школьников динамичны, весьма неустойчивы. Статистический анализ результатов исследования показал, что полученные эмпирические значения находится в зоне незначимости. Исходя из полученных данных видим, что при проведении тестов «Исследование школьной мотивации», «Направленность на отметку», «Направленность на приобретение знаний» отличия между показателями двух классов являются не значимыми.
Итак, задачи курсовой работы выполнены в полном объеме, гипотеза экспериментального исследования не подтвердилась. Стиль педагогического общения не влияет на мотивацию учения младшего школьника.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧИТЕЛЯ НА МОТИВАЦИЮ УЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1. Общая характеристика учебной деятельности в младшем школьном возрасте
Приход в школу для любого ребёнка характеризуется началом другой сферы жизни; происходит трансформация всей системы взаимоотношений ребенка с иными — взрослыми и сверстниками. Учебная деятельность становится базовой для построения взаимосвязей и отношений ребенка с реальностью; она ставит его в абсолютно новое положение по отношению ко окружающим.
Как пишет Г.И. Щукина, учебная деятельность — это деятельность, которая берет свое начало с того, что ребенка подвергают оценке. Она демонстрирует себя в умении осознано ставить цели действия и намеренно устраивать поиск, и находить методы их достижения, устранения трудностей и препятствий [27, с.6].
Огромная особенность школьного обучения видится в том, что при погружении в него ребенка приходится кардинально менять всю структуру отношений с воспитывающими его взрослыми. Структура отношений становится опосредствованной, т.е. для гармоничного общения учителя с учениками и учеников с учителем нужно овладеть специальными средствами. Это касается, прежде всего, умений грамотно воспринимать образцы манипуляций, показываемые учителем в процессе объяснения, и адекватно относится к оценке, которые демонстрирует учитель действиям, производимым школьниками, и их результатам.
Как полагает Д.Б. Эльконин, роль учебной деятельности в младшем школьном возрасте значимо потому, что, во-первых, через нее выполняются основные отношения ребенка с социумом; во-вторых, в них реализуется формирование как базовых качеств личности ребенка школьного возраста, так и конкретных психических процессов. Объяснение взаимоотношений появляющихся в школьном возрасте новообразований процесса развития учебной деятельности и ее уровня [28, с.27].
Д. Б. Эльконин, отмечает переход к регулярному обучению в школе, к усвоению знаний демонстрирует собой настоящую революцию в видениях ребенка об окружающих его предметах и явлениях реальности. Это прежде всего новая отношение ребенка к оценке вещей и переменам, происходящих в них. На донаучном этапе развития мышления ребенок оценивает вещи и их смену с своей индивидуальной точки зрения, а при изменении усвоения научной картины мира ему нужно судить об этом с объективно-общественной точки зрения, — с той, с которой оценивают об этом иные люди.
Учебная деятельность, как и любая деятельность, состоит из своего предмет — это человек. В случае учебной деятельности младшего школьника — ребенок. Учась методам письма, счета, чтения и т.д., ребенок направляет себя на самоизменение — он овладевает нужными, присущими окружающей его социальной культуре методами служебных и умственных манипуляций. Рефлексируя, он может себя отличить прежнего и себя нынешнего. Индивидуальное изменение отслеживается и открывается незамедлительно на ступени достижений.
Самое главное в учебной деятельности — это совершаемая в ответ рефлексия на самого себя, наблюдение новых достижений и итог изменений. «Не умел» — «Умею», «Не среда мог» — «Могу», «Был» — «Стал» — оценки итога множественной углубленной рефлексии собственных достижений и установку на перемены. Очень значимо, чтобы ребенок структурировал для самого себя вместе с предметом изменения и субъектом, который реализует эту перемену самого себя. Если ребенок испытывает удовлетворение от рефлексии на собственное восхождение к более развитым индивидуальных методам учебной деятельности, к самосовершенствованию, это означает, что он психологически пребывает в учебной деятельности.
В структурировании учебной деятельности главное место отводится вовлечению ребенка в учебные моменты, которые определяются совместно с учителем. Одно из правил формирования учебной деятельности видится в том, что комплексный процесс преподавания в младших классах первоначально формируется на базе развернутого ознакомления детей с основными компонентами учебной деятельности, и дети вовлекаются в их активную реализацию. Такое «растянутое» поступление в учебный материал является условием формирования познавательной деятельности детей, внимания к фундаментальным, а не только внешним ситуациям учения, интереса к нему.
Ш.А. Амонашвили описал количество специфических качеств учебной деятельности в младшем школьном возрасте:
1. психологическая Один из закономерностей учебной деятельности в том, что будучи эмоциональным по своему значению, смыслу и форме, она вместе с тем реализуется индивидуально, а ее продукты есть продукты индивидуального усвоения. Оценка собственных изменений, рефлексия на себя — собственный предмет учебной деятельности. Именно поэтому всякая учебная деятельность берет начало с того, что ребенка оценивают. Отметка — определенная форма оценки. Через оценку предмета случается выделение себя как предмета перемен в учебной деятельности.
2. доступность Вторая специфика учебной деятельности — обретение ребенком навыка подчинять собственную работу на разных занятиях ее обязательных для всех требований как социально выработанной структуре. Подчинение требованиям формирует у ребенка навыки регулировать собственное поведение и тем самым более значительные формы произвольного управления им.
3. К моменту определения ребенка в школу структурирование учебной деятельности еще начинается. Процесс и эффективность реализации учебной деятельности зависят от смысла усваиваемого материала, определенной методики обучения и видов организации учебной работы школьников. Новая методика обучения в младших классах школы по арифметике и русскому языку структурирована без учета нужности формирования учебной деятельности [1, с.17].
В основе постепенно вовлечения ребенка в учебную деятельность находится теория ступенчатого формирования умственных операций. Учебная деятельность не присуща ребенку с рождения, ее нужно структурировать вместе с включением взрослого в процесс деятельности ребенка. По аналогии с изучением предметных манипуляций в раннем возрасте можно заметить, что сначала все заключается в руках учителя и преподаватель «действует руками ученика». Хотя в школьном возрасте деятельность реализуется с идеальными объектами (числа, звуки), и «руки учителя» — это его мозг. Учебная деятельность — это подобная предметная деятельность, но предмет ее теоретический, поэтому и коллективная деятельность затруднена.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы