Курсовая с практикой на тему Социальное проектирование в социальной работе в пенитенциарных учреждениях.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
1. Общие основы – теоретический аспект 5
1.1.Цели и задачи социальной работы в пенитенциарных учреждениях 5
1.2.Правовые основы социальной работы в пенитенциарных учреждениях 12
2.Практическая часть 22
2.1. Основные технологии социальной работы в пенитенциарных учреждениях 22
2.2 Проект «Система социальной работы в пенитенциарном учреждении» 28
Заключение 42
Список литературы 44
Приложение………………………………………………………………………49
Введение:
Актуальность проблемы исследования обусловлена важностью социальной работы в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Граждане, совершившие преступления относятся к числу наиболее уязвимых категорий населения. Самостоятельно преодолеть свои социальные проблемы большинство осужденных не может. Трудная жизненная ситуация у всех осужденных также имеет свои специфические характеристики. Находясь в пенитенциарном учреждении, осужденный выполняет предъявляемые к нему требования, участвует в общественно-полезной и трудовой деятельности, налаживает социально-полезные связи. Самостоятельно преодолеть свои социальные проблемы большинство осужденных не может. Следовательно, объективно необходима и практически значима организации профессиональной социальной работы с этой категорией граждан. Таким образом, социальная работа в уголовно-исполнительной системе – объективная необходимость.
Социальный заказ исправление осужденных определяет необходимость социальной работы в области пенитенциарной системы, отвечающей требованиям времени и основным тенденциям реформирования уголовно-исполнительной системы России.
Степень изученности проблемы исследования. Теоретические основы и прикладные аспекты социальной работы в пенитенциарных учреждениях нашли отражение в трудах О.Г. Ананьева, В.А. Аушевой, С.В. Бабурина, В.В. Виноградова, С.А. Горкиной, А.А. Ефименко, А.Б. Закировой, Э.В. Зауторовй, В.Н. Казанцева, Л.В. Ковтуненко, Ю.А. Кузьмина, А.Б. Серых, Е.О. Сиряковой, Г.Н. Тюриковой и др. ученых и практиков.
Объектом исследования определен процесс социального проектирования в социальной работе в пенитенциарных учреждениях.
Предметом исследования являются теоретические основы, особенности и практические аспекты социального проектирования в социальной работе в пенитенциарных учреждениях.
Цели работы – комплексный анализ организации социальной работы в пенитенциарных учреждениях, разработка проекта социальной работы с осужденными и рекомендаций по ее совершенствованию.
Задачи исследования:
1) определить цели и задачи социальной работы в пенитенциарных учреждениях, вытекающие из ее сущности;
2) проанализировать правовые основы социальной работы в пенитенциарных учреждениях;
3) ….
4) …..
Нормативная основа исследования – нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и осуществление социальной работы в пенитенциарных учреждениях, это, прежде всего, Конституция Российской Федерации , Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и др. нормативные правовые акты.
Теоретическая основа исследования: учебно-методические пособия по социальной работе; материалы научных конференций, семинаров; труды выше обозначенных ученых и практиков.
Научная новизна исследования заключается в том, что разработана модель (проект) социальной работы с осужденными в пенитенциарном учреждении.
Теоретическая значимость работы определяются актуальностью исследуемой проблемы; обоснованы теоретические подходы к организации социального проектирования в работе с осужденными в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Практическая значимость: разработаны ……
Структура работы соответствует целям и задачам исследования, работа представлена введением, основной частью, состоящей из двух глав (…разделов), заключением, списком использованной литературы и приложениями. Всего … страницы.
Заключение:
По итогам проведенного исследования сформулированы следующие выводы.
Социальная работа в пенитенциарном учреждении призвана к формированию у осужденного, уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам и традициям человеческого общения.
Цель и задачи социальной пенитенциарной работы обусловлены ее Особенности социальной работы в пенитенциарном учреждении определяют ее цель и задачи. Цель и задачи социальной работы с осужденными в уголовно-исполнительном учреждении обусловлены жесткой правовой регламентацией условий жизнедеятельности осужденного; педагогически неблагоприятной средой; ограничением возможности взаимодействия с социумом; высоким индексом социального неблагополучия и повышенной стрессогенностью осужденных; неразрывностью с исполнением уголовного наказания; потребностью применения социально-педагогических средств сопровождения процесса ресоциализации и пр.
Цель пенитенциарной социальной работы – разрешение социальных проблем осужденного, актуализация личностного потенциала по преодолению имеющихся и перспективных трудностей, содействие реализации основной стратегической цели исполнения уголовного наказания – исправление осужденного.
Социальная работа с осужденными представляет собой сложный многоаспектный социально-педагогический процесс, который осуществляется с целью исправления осужденного с каждым осужденным по следующим направлениям в комплексе: психологическому, социальному, образовательному, профессиональному.
Во многом успех социальной работы в пенитенциарном учреждении определяется учетом и решением социальных проблем осужденного, которые, как правило, самостоятельно он не может решить, ему необходим посредник, выражающий его интересы и помогающий ему адаптироваться в новых условиях, а также защитить его права. Специалист по социальной пенитенциарной работе способен профессионально оказывать помощь в организации жизнедеятельности человеку, находящемуся в ситуации «социального срыва», может осуществлять обучение обеспечению источниками существования, трудовой деятельности, обретению социально полезных связей, развитию статуса и ведению здорового образа жизни.
Анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих социальную работу в области исполнения наказания, показывает, что воспитательное воздействие является одним из приоритетных направлений деятельности мест лишения свободы. В исправительных учреждениях России осуществляется социальная работа с осужденными, основанная на соблюдении прав, свобод и законных интересов осужденных, соответствующая принятым международным нормам и стандартам обращения с ними и несущая в исправительные учреждения гуманизацию и демократизацию отношений.
Социальная работа в отношении осужденных остается необходимой деятельностью и на сегодняшний день. Выбор технологии определяется в каждом конкретном случае в зависимости от решаемых задач.
Основные технологии, используемые специалистами по социальной работе в пенитенциарных учреждениях: социальная диагностика, социальная адаптация и реабилитация, консультирование и социальное посредничество, при этом, основные категории осужденных, которые нуждаются в помощи социального работника являются: пенсионеры, инвалиды, лица, нуждающиеся в оформлении паспортов и иных документов, а также категория осужденных, которые освобождаются из исправительного учреждения и те, которые заинтересованы в восстановлении социально полезных связей.
Фрагмент текста работы:
1. Общие основы – теоретический аспект
1.1. Цели и задачи социальной работы в пенитенциарных учреждениях
Стабильность любого общества обеспечивается порядком, который регламентируется законодательством. К сожалению, в любом обществе есть люди, преступающие законы. Нарушители законов подрывают установленный порядок, мешают нормальной жизни граждан, создают угрозу безопасности общества. Для обеспечения стабильности и общественного порядка, а также безопасности граждан, государство призвано добиваться соблюдения действующего законодательства, наказывая его нарушителей. Соответственно, определенная категория людей в обществе за административно-правовые нарушения подвергаются мерам наказания адекватным совершенным ими противоправным деяниям (преступлениям).
Наказание в уголовном праве – это меры государственного воздействия, применяемые к лицу, признанному виновным в совершении преступления. Для реализации мер наказания за совершенные преступления создана и функционирует пенитенциарная система государства. Пенитенциа́рная (уголовно-исполнительная) система (от лат. Poenitenti -раскаяние) – это государственный институт, ведающий исполнением уголовных наказаний, наложенных на граждан в соответствии с законом. Она обеспечивает исполнение наказаний как связанных, так и не связанных с лишением свободы, а также содержание подследственных с момента их заключения под стражу до изменения им меры процессуального пресечения .
В связи с этим, становится понятной необходимость строить работу с осужденными таким образом, чтобы из исправительных учреждений в общество выходили правопослушные граждане, способные активно жить, трудиться и самореализовываться в нем. Граждане, освободившиеся из мест лишения свободы, должны пополнять человеческие ресурсы, а не вливаться в криминогенную среду, создавая опасность рецидива преступлений и угрожая социальному благополучию страны.
Проводимая на современном этапе уголовно-исполнительная политика направлена на гуманизацию исполнения наказания. Ее задача – изменение концепции исправительного учреждения, его преобразование в эффективную реабилитационную систему, нацеленную на ресоциализацию личности осужденных, профилактику совершаемых ими правонарушений .
Целенаправленное управление процессом исправления осужденного обеспечивает научно организованное воспитание, или специально организованная воспитательная работа. Сущность профилактической деятельности персонала исправительных учреждений раскрывается в противодействии асоциальному поведению лиц, отбывающих наказание, практически с первых дней их пребывания в учреждении. Противодействие девиантному поведению осужденных осуществляется путем регламентации правоограничений, присущих наказанию в виде лишения свободы .
Пенитенциарная социальная работа – это специфический вид профессиональной деятельности по диагностированию, оказанию социальной помощи, поддержке и защите осужденных в целях их ресоциализации в период исполнения уголовного наказания, а также социальной адаптации (реадаптации) в обществе после освобождения .
Социальная работа с осужденными является составной частью и элементом многоуровневой системы государственного и негосударственного содействия гражданину, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. В широком смысле воспитательная работа с осужденными к лишению свободы представляет собой комплекс социально- экономических, организационно-правовых, производственно-хозяйственных, бытовых и идеологических мер, направленных на обеспечение цели исправления и предупреждения совершения осужденными новых преступлений. В узком значении – комплекс индивидуальных, групповых и массовых мер по распространению и утверждению общечеловеческих и общественно значимых ценностей, признаваемых и защищаемых государством и обществом, направленных на выработку у осужденных убеждения в добросовестном отношении ко всем средствам исправлении, формирование их гражданской позиции, готовности строго следовать предписаниям закона и нормам человеческого общежития .
Одна из проблем пенитенциарной социальной работы всегда состояла в том, чтобы добиться максимального повышения эффективности преднамеренных, целенаправленных воспитательных воздействий на личность осужденного. Целью воспитательного процесса может быть не только воспитание, но и изменение личности, корректировка поведения, устранение ошибочных суждений и оценок, преодоление девиантных форм поведения. Поскольку пенитенциарная система имеет дело с результатами деятельности других воспитательных систем, причем в деформированном виде, то целью социальной работы в пенитенциарном учреждении в ее рамках принято обозначать термином «исправление» .
Социальная работа в исправительном учреждении представляет собой комплексную социально-педагогическую деятельность сотрудников совместно с общественностью, территориальными службами занятости, социальной защиты населения и другими заинтересованными структурами с целью оказания социально-педагогической помощи осужденным и поддержки их в период отбывания наказаний и во время подготовки к освобождению .
Социальная работа в уголовно-исполнительной системе предполагает выявление, формирование и учет наиболее существенных, устойчивых, объективных социальных связей и явлений, имеющих отношение к конкретной ситуации и проблемам осужденного .
А.Б. Серых отмечает особенности специфические, типичные только для социальной работы в пенитенциарных учреждениях: широкая распространенность тюремной, криминальной субкультуры; криминогенное межличностное общение, а также ограниченность нормального общения; распространенность криминальных способов разрешения противоречий; наличие различных форм насилия и притеснения; неблагоприятный социально-психологический фон жизнедеятельности; повышенный риск быть подвергнутым насилию, оскорблению, ущемлению человеческого достоинства .
Таким образом, социальный работник является посредником не только между властью и гражданином, но и между философией наказания и враждебной ей философией преступного мира, заставляя приверженцев этих философий искать приемлемые точки соприкосновения .
Социальная работа с осужденными имеет следующие основные направления:
– увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы социально одобряемым способом;
– создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;
– достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает .
Следовательно, цель пенитенциарной социальной работы состоит в превенции ухудшения ситуации, сложившейся у конкретного осужденного и их групп, разрешении социальных проблем, актуализации личностного потенциала по преодолению имеющихся и перспективных трудностей или, по крайней мере, в фасилитации (облегчении) субъективного переживания человека, изменении отношения к неразрешенным проблемам и ситуациям в период лишения свободы. Главное при этом – содействие реализации основной стратегической цели исполнения уголовного наказания – исправлению осужденного.
Профессиональная деятельность пенитенциарного сотрудника, направленная на человека в среде исправительного учреждения, нацеленная на решение всей совокупности проблем в контексте «личность и окружающая среда», осуществляется в ходе социально-педагогического процесса, под которым предлагается понимать динамику развития соответствующего социального, социально-педагогического явления или сложившуюся последовательность действий (социальной, социально- педагогической деятельности) пенитенциарного сотрудника, обеспечивающих достижение главной цели – формирование социальности осужденных.