Курсовая с практикой на тему Социальная работа с семьёй, воспитывающей ребёнка с ОВЗ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения социальной работы с семьёй,
воспитывающей ребёнка с ОВЗ. 7
1.1 Проблемы
социальной помощи лицам с ограниченными возможностями в современном обществе. 7
1.2 Структура
современной системы социальной помощи лицам с ограниченными возможностями в
России. 19
Выводы по 1 главе: 23
Глава 2.Эмпирическая часть. 25
2.1 Организация и методы
исследования. 25
2.2Результаты исследования и
их анализ. 27
Выводы по 2 главе: 48
Заключение. 49
Список литературы. 51
Приложения. 54
Введение:
Актуальность темы. Отношение общества к
лицам с отклонениями в развитии имеет исторический характер и определяется
уровнем развития общества: состоянием науки и культуры,
социально-экономическими отношениями, господствующими религиозными взглядами,
национальными традициями, правовыми нормами.
На протяжении многих веков проблема аномального развития
не рассматривалась с научных позиций и была неоднозначна во все времена. В силу
своей биологической сущности человек никогда не был физически и психически
неуязвимым, и идеально приспособленным к жизни в окружающей среде. Во все
времена существовала определённая часть людей, ослабленных в силу возрастных
(детство, старость) и индивидуальных (врождённые пороки развития, болезни,
травмы и т. п.) особенностей, которые делали их уязвимыми или даже беззащитными,
зависимыми от помощи окружающих. На протяжении всего периода развития
цивилизации человеческое сообщество стояло перед необходимостью определять своё
отношение к людям, отличающимся нетипичными формами физического состояния или
социального поведения, и в соответствии с ними поступать, взаимодействуя с
такими людьми.
На сегодняшний день, социальная защита является
достаточно многогранной системной социально-правовой конструкцией. Она является
объектом исследования различных наук, таких как экономической теории,
философии, политологии, социологии, юриспруденции. Также социальная защита в то
же время является правовой формой реализации социальных функций государства и
важным объектом конституционно-правового регулирования, который создаёт
различного характера предпосылки для формирования инновационной модели
социальной защиты.
Общество, являясь активной системой, представляет собой
единство разнообразных сфер жизнедеятельности. История, фиксируя и обобщая
социально-исторический опыт, соотносит историю и современность.
Формирование новой социальной реальности, знаменуется
начавшимися в 1990-е гг. в России революционными социально-экономическими
переменами. Время, характеризующиеся социальным неравенством, бедностью и
безработицей широкого слоя населения, породило резкий рост численности
населения, которое нуждалось в социальной поддержке со стороны государства. На
эти же годы пришлось становление социальных служб, социальной работы, которые
были призваны осуществлять помощь и поддержку населению.
Актуальность темы заключается в том, что в современных
условиях реформирования страны, становления новых рыночных отношений, десятки
миллионов людей нуждаются в социальной защите и социальной помощи со стороны
государства.
Степень разработанности исследования. Современный
подход к семье, воспитывающей ребёнка ОВЗ, рассматривается учеными (С. Д.
Забрамная, И. Ю. Левченко, Э. И. Леонгард, Н. В. Мазурова, Г. А. Мишина, Е. М.
Мастюкова, Л. И. Солнцева, 4 В. В. Ткачёва и др.) как структуру реабилитации,
обладающую всеми возможностями, чтобы создать максимально благоприятные условия
для развития и воспитания ребёнка. Проблемам социального сопровождения семей
воспитывающих ребёнка инвалида посвящены работы таких ученых, как Ж. А. Захаровой,
Н. А. Меркуловой, Л. В. Токарской.
Мнения учёных сходятся в том, что в нашей
стране недостаточно внимания уделяется социальному сопровождению семей
воспитывающих детей-инвалидов, постоянный рост числа детей-инвалидов в
современной России свидетельствует о актуальности разработанности мер и
способов социального сопровождения семей, воспитывающих ребёнка инвалида.
Противоречие: между необходимостью
социального сопровождения семей, воспитывающих ребёнка ОВЗ и недостаточным
применением форм социального сопровождения в практике центра социальной помощи
семье и детям.
Проблема исследования: каковы формы
социального сопровождения семей, воспитывающих ребёнка инвалида в Центре
социальной помощи семье и детям учреждения ОГКУСО РЦ "Восхождение" в
с. Большие Ключищи?
Цель
исследования: теоретическое обоснование, разработка и реализация эмпирического
исследования по социальной адаптации несовершеннолетних в условиях
социально-реабилитационного центра.
Объект исследования: семья детей с ОВЗ.
Предмет исследования: Социальная работа с семьёй,
воспитывающей ребёнка с ОВЗ.
Задачами исследования являются:
-изучить теоретические аспекты изучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья;
-рассмотреть особенности социально педагогической помощи
лицам с ОВЗ в России;
-изучить структуру и виды
социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья в
России;
-проанализировать проблемы личности с ограниченными
возможностями в современном обществе.
-провести психодиагностическое обследование, направленное
на выявление детско-родительских отношений у детей с ДЦП;
Гипотеза
исследования: социальная адаптация несовершеннолетних в условиях
социально-реабилитационного центра будет эффективной, если:
— даны характерологические особенности
несовершеннолетних прибывающих в социально-реабилитационном центре;
—
подобрана и проведена диагностика по социальной адаптации несовершеннолетних,
которая позволит выявить уровень социальной адаптации;
— теоретически обоснованы и разработаны
рекомендации для практической работы с несовершеннолетними по социальной
адаптации.
Эмпирическая база исследования. Отделение реабилитации
для детей и подростков в МО"Сенгилеевский район" учреждения ОГКУСО РЦ
"Восхождение" в с. Большие Ключищи.
Методы исследования:анализ психологической и
педагогической литературы по проблеме исследования; сравнительный анализ;
теоретический синтез; психолого-педагогический эксперимент; моделирования и
проектирования; количественное обобщение и качественная интерпретация; методы
статистической обработки информации.
Структура данной работы содержит: введение; основную
часть, состоящую из двух глав; заключение; список использованных источников и
литературы.
Заключение:
Социальная помощь — это комплекс гуманитарных услуг
представителям из экономически необеспеченных, социально слабых, психологически
уязвимых слоев и групп населения в целях улучшения их способности к социальному
функционированию. Она носит, как правило, характер периодических и
единовременных доплат к пенсиям и пособиям, а также долговременных услуг
(медицинских, психологических, правовых, педагогических, бытовых и др.) в целях
оказания адресной поддержки наименее защищенных слоев населения, ликвидации или
нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых
неблагоприятнымисоциально-экономическими условиями. В системе социальной помощи
на современном этапе развития российского общества возрастает роль
социально-педагогической деятельности по поддержке инвалидов — лиц с
ограниченными возможностями жизнедеятельности и трудоспособности.
Социально-педагогическая деятельность по поддержке лиц с
ограниченными возможностями — это непрерывный педагогически целесообразно
организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития
личности человека с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в
различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех
субъектов воспитания и социальной помощи.
Современная система социально-педагогической помощи лицам
с ограниченными возможностями имеет многопрофильную инфраструктуру. Различные
ее подразделения входят в блок практической деятельности учреждений органов
образования, здравоохранения социальной защиты населения, культуры и спорта, а
также создаются общественными благотворительными организациями, ассоциациями
родителей и специалистов.
В настоящее время происходит становление
государственно-общественной системы социально-педагогической помощи лицам с
ограниченными возможностями, которая представлена с учетом собственной
специфики в следующих сферах. Если болезнь не определена, невозможно и лечить
ее. Основное положение современной системы социально-педагогической помощи —
утверждение в ее структурах и механизмах действия приоритета личности и семьи
по отношению к обществу и государству. Существенным тормозом при координации
деятельности всех субъектов системы социально-педагогической помощи является
отсутствие полноценной статистической информации о лицах с ограниченными
возможностями, поскольку нет единого банка данных, единого механизма их учета. Эмпирическая
часть работы в своей основе содержит вывод, что подтверждает наши рабочие
гипотезы: социальная адаптация несовершеннолетних в условиях
социально-реабилитационного центра будет эффективной, если:
— даны
характерологические особенности несовершеннолетних прибывающих в
социально-реабилитационном центре;
— подобрана и проведена диагностика по социальной
адаптации несовершеннолетних, которая позволит выявить уровень социальной
адаптации;
— теоретически
обоснованы и разработаны рекомендации для практической работы с
несовершеннолетними по социальной адаптации.Соответственно, можно судить о
необходимости коррекционной работы.
Психологическая коррекция является важным звеном всей
системы психологической помощи детям с церебральными параличами. Основная цель
психокоррекции — исправление имеющихся нарушений в психическом развитии детей,
гармонизация их личности и профилактика возможных отклонений в развитии,
обусловленных как внутренней спецификой психического нарушения, так и внешней. Целесообразно
организована система психокоррекционных воздействий способствует положительной
перестройке отношение родителей к больному ребенку, гармонизирует семейные
отношения в целом, а также помогает редукции их негативных переживаний.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические аспекты изучения социальной работы с семьёй, воспитывающей ребёнка с ОВЗ
1.1 Проблемы социальной помощи лицам с
ограниченными возможностями в современном обществе Вхождение России в европейское и мировое образовательное
пространство предполагает обновление национальной системы образования, ее
своеобразное движение, взаимодействие с совокупностью образовательных
учреждений, научно-педагогических центров разных стран, правительственных и
общественных организаций, направленных на просветительскую деятельность.
Обще-цивилизационные тенденции ХХІ века влияют на все сферы жизни общества и
человека и определяют приоритетные направления современного образования, в
частности, понимание на общегосударственном и индивидуальном уровнях человека
как высшей ценности и ее осознанного и эффективного функционирования в
современном мире; Неслучайно в государственной федеральной программе
„Образование” („РФ XXI века”) отмечается, что для достижения основной цели
российской системы образования необходимо создать условия для развития и
самореализации каждой личности как гражданина РФ, формировать поколение,
способны учиться на протяжении жизни, создавать и развивать ценности
гражданского общества"[3]. Особое внимание стоит обратить на потребности
лиц с ограниченными возможностями, их полноценную интеграцию в современное
общество. В России нет единого термина в отношении лиц, имеющих физические и
психические отклонения в здоровье. В средствах массовой информации и в
профессиональной литературе употребляются разные понятия:
— инвалид;
— лицо с ограниченными функциональными возможностями;
— человек с ограниченной дееспособностью;
— человек с особыми потребностями;
— лицо с пороками развития;