Проблемы современной методики преподавания биологии Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Сочетание наглядных и словесных методов при обучении биологии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………….6

1 Теоретико-методологические
основы сочетания наглядных и словесных методов
  6

1.1 Наглядность обучения как основополагающий принцип
организации учебного процесса. 6

1.2 Специфика использования словесных методов в
образовательном. 11

 2 Анализ возможностей сочетания наглядных и словесных
методов при обучении биологии
. 17

2.1 Организация урока биологии в соответствии с ФГОС.. 17

2.2 Педагогический опыт сочетания наглядных и словесных
методов при обучении биологии на примере урока «Класс насекомые». 24

Заключение. 32

Список использованных источников ……………………………33

Приложение А Технологическая
карта урока биологии

  

Введение:

 

Современная система образования переживает коренные перемены,
которые
связаны с
введением Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго
поколения [1].

Сегодня важнейшими приоритетами в обучении являются личностно-ориентированные
технологии, которые способствуют формированию у учащихся универсальных учебных
действий (УУД). Задачей учителя становится не только дать детям определенный
багаж знаний, но и научить их учиться. Урок всегда был основной формой образовательной
деятельности. Но урок современный во многом отличается от урока, который
проводился еще несколько десятилетий назад. Для его усовершенствования
педагоги, творчески проявляющие себя в профессии, постоянно ищут новые пути и
подходы [2].

Современные требования ФГОС делают акцент на самостоятельность учащихся и
значительно расширяют и обогащают методический арсенал учителя, в котором
сочетание наглядных и словесных методов при обучении биологии, что
обуславливает необходимость изучения данной темы.

Актуальность нашего исследования состоит в том, что урок является
основной динамической и вариативной формой организации процесса
целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся, которая включает
содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяет их для
решения задач обучения, воспитания и развития учащихся исходя из современных
подходов ФГОС [3].

Цель исследования выявить
методические аспекты применения в процессе обучения биологии сочетания
наглядных и словесных методов
.

Задачи исследования:

– путем проведения анализа научной, психолого-педагогической и
методической литературы, обобщить теоретический материал, раскрыть понятия
«методы обучения», «словесные методы», «наглядные методы» и «наглядность»;

–определить специфику использования словесных и наглядных методов в
образовательном процессе;

– проанализировать особенности организации урока биологии в соответствии
с ФГОС;

– показать методические возможности организации сочетания наглядных и
словесных методов обучения на уроках биологии;

– описать педагогический опыт сочетания наглядных и словесных методов при
обучении биологии на примере урока «Класс насекомые».

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

ОСНОВНАЯ
ЧАСТЬ

1 Теоретико-методологические основы сочетания наглядных и
словесных методов

1.1. Наглядность обучения как основополагающий принцип
организации учебного процесса

Наглядность в педагогике
понимается как «один из принципов обучения» [4] и является «важнейшим средством
обучения» [5].

Наглядность
обеспечивается посредством использования различных изображений и демонстраций,
посредством выполнения лабораторных и практических работ; через использование
наглядных примеров и иллюстрирования материала фактами из жизни, через введение
в занятие
наглядных
пособий, карт, диаграмм, через показ слайдов и т.д. Наглядность как метод
используется на различных этапах педагогического процесса.

И. Д. Зверев различает следующие
типы наглядности по степени абстрактности (от наименее абстрактного к наиболее
абстрактному):

1)   
естественная
(может быть описана предметами объективной реальности);

2)   
экспериментальная
(достигается через введение в ход урока опытов и экспериментов);

3)   
объемная
(предполагает использование объемных объектов, например, макетов);

4)   
изобразительная
(делает упор на использование изобразительного материала – фотографий,
рисунков, репродукций картин);

5)   
звукоизобразительная
(предполагает использование кино и иных медиа для целей обучения);

6)   
звуковая
(предполагает применение аудиоматериала для целей обучения);

7)   
символическая
и графическая (включает графики, схемы, карты, формулы для обучения);

8)   
внутренняя
(предполагает создание образов через лекцию педагога) [6].

Принцип наглядности в рамках
обучения был впервые сформулирован известным педагогом Яном Амосом Коменским.
Он трактует его как «способ привлечения всех органов чувств ученика для
восприятия предмета изучения» [7].

И. Д. Зверев отмечает, что в прошлом
наглядность предполагала больших затрат усилий со стороны педагога, который
всегда должен был понимать, зачем он вводит наглядность на занятие и стоит ли
результат затраченных усилий. Но теперь очень легко получить доступ к различным
инструментам наглядности и визуализации, и преподавателя не всегда могут
правильно их использовать. Чтобы понять, как процесс наглядности действует на
ученика, нужно понять, как он воспринимается мышлением. Элементы чувственного и
рационального познания выделяются как элементы мыслительной деятельности. Для
рационального мышления характерно использование рациональных структур –
суждений, понятий, выводов, теорий, знаков и символов, а для чувственного
познания характерно использование визуальных образов в восприятии и
представлении. В процессе обучения необходимо оптимально регулировать обе эти
стороны для достижения целей обучения [8]. Наглядный образ является сложной
структурой, которая создается в результате мыслительной работы. Изображение
воспринимается «как результат отражения человеком предметов реальности» [9]. Он
соотносится с различными визуальными образами, часто символическими, например,
выполненными в виде графиков и диаграмм. Они также выполняются через
отображение свойств предметов реальности и через логические выводы.

Итогом процесса становится отражение
фрагмента реальности в виде конкретного образа. Одним из главных назначений
наглядности в процессе обучения является выделение существенной информации,
представленной в виде образов [10]. Затем изображения, которые были получены
благодаря использованию средств наглядности, включаются в процесс мышления и
вместе с концептуально-словесными элементами мысли помогают строить
разветвленную структуру теоретического знания. Для создания такой структуры
важно понимать, что графические элементы могут быть включены в структуру знания
только как следствие осознанного процесса, который
должен быть осознан и понят в первую очередь преподавателем. Тогда эта
структура становится эффективной, иначе ученик становится только носителем
изученного материала, но не активно воспринимающим реципиентом. Мышление,
выполняемое с помощью образов, сочетается со всеми видами деятельности
человека, которые очень разнородны по своей сути. Наполнение психических
образов изменчиво под влиянием практической деятельности познания, потому что
образы осуществляют функционирование в рамках мыслительных актов, а не в рамках
отдельной мысли [11]. Соответственно, процесс обучения обязан учитывать эту
структуру и особенности взаимодействия разных форм мышления. Чтобы е
происходило отделение знаний от реальности, преподавателю нужно создавать сложные
образы и концепции, развивать у учеников умение работать с обоими элементами
мышления. Понять материал объекта исследования обучающийся может только тогда,
когда в его мыслительную деятельность вовлечены и рациональные фрагменты, и
зрительные образы мышления. Поэтому на занятиях должно быть сбалансированное
соотношение чувственного и рационального. Именно для этого баланса и необходимо
использовать наглядность в процессе обучения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы