Курсовая с практикой на тему Семантический потенциал образа погоды
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ…………………………………………………………………………………… 2
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………… 3
КОНЦЕПТ «ПОГОДА», ПРИЗНАКИ И СПОСОБЫ ЕЕ ВЫРАЖЕНИЯ…….. 5
1.1. Метафора как один из стилистических приемов выражения
значения слова 5
МЕТАФОРА КАК СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ ОБРАЗА ПОГОДЫ…………….. 13
2.2. Образ погоды в метафорической форме как средство
метафоризации… 15
2.3. Семантическая структура концепта «Погода»…………………………………. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………. 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………… 40
Введение:
Лексемы, входящие в образ погоды,
многочисленны и разнообразны по конкретному содержанию, отражают различные
явления в природе, которые напрямую влияют на настроение человека, как
следствие – на его поведение и отношение к окружающей действительности и другим
объектам общества. Также лексемы обладают яркой образностью и выразительностью.
Это объясняет некоторые трудности в их изучении, тем самым поддерживает интерес
к этому лексическому материалу, вобравшему в себя народную мудрость, духовные,
нравственные и культурные ценности русского народа.
Лексему погода
можно рассматривать, с одной стороны, в ее прямом значении, например, погодные
условия, с другой стороны, в ее переносном значении, как отражение
эмоционального состояния человека под влиянием разных погодных условий. Эта
семантическая двойственность (многозначность слова) вызывает еще больший
интерес и подтверждает необходимость изучения данного концепта [1].
Следует отметить, что данная лексема широко
используется обществом в повседневной жизни. Порой мы не замечаем, что каждый
день можем говорить о погоде, имея в виду на подсознательном уровне ее образ.
В данной работе нами исследуется употребление
концепта погода в ее образном
восприятии на основе сходства или сравнения с окружающими явлениями, объектами
или людьми.
Цель данного
исследования – определение семантической структуры образа погоды. Для
достижения цели данного исследования перед нами были поставлены следующие
задачи:
1)
изучение
литературы по теме исследования;
2)
определение
лексического состава рассматриваемого поля;
3)
анализ
контекстов с метафорическим употреблением лексем, воплощающих концепт «погода»
в русском языке;
4)
моделирование
семантической структуры концепта «погода»;
5)
сбор
фактического материала.
Объектом нашего исследования является концепт
погода в русской языковой картине
мира.
Предметом исследования является семантическая
структура концепта погода в русском
языке.
Теоретическая значимость работы заключается в
том, что удалось проанализировать и определить семантическую структуру концепта
погода.
Практическая ценность работы заключается в
использовании полученных результатов сплошной выборки и анализа образа погоды в
русскоязычных СМИ, изучении русского языка как родного или иностранного,
лингвистике как неотъемлемой части языковедения. Полученные результаты могут
быть применимы для расширения и пополнения толковых и специализированных
словарей.
Материалом для исследования являются авторская картотека
объемом 326 единиц, составленная на основе сплошной и частичной выборки из
текстов художественной литературы, а также публицистики.
В
данном исследовании были использованы различные методы, как общенаучные
(описательный и сопоставительный приёмы аналитического метода, элементы
статистического анализа, индуктивно-дедуктивная методика), так и
частнолингвистические, реализующие семантико-когнитивный подход к языку (методы
компонентного, контекстуального анализа).
Работа состоит из
введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
В современном мире
человек в своей речи употребляет метафоры, не осознавая этого. Метафоры так
прочно закрепились в разговорной речи, публицистическом стиле и средствах
массовой информации, что они рассматриваются как отдельный уникальный языковой
пласт.
В данном исследовании
рассмотрены метафоры в диапазоне концепта «погода», виды метафор и виды
переносов значений лексических единиц при образовании метафор. Нами
использованы в качестве примеров разнообразные образные выражения в диапазоне
погодных и атмосферных явлений.
Метафоры,
полученные в результате сплошной выборки, представлены грамматическими частями
речи, а именно именами существительными, прилагательными и глаголами. Внимание
было обращено на следующие лексические единицы: «холод», «тепло», «осадки». В
диапазоне данных понятий были приведены и проанализированы их атрибутивные формы.
Недаром говорят, что «не
бывает плохой погоды, бывает плохое настроение». Действительно, погода постоянно меняется, и человек вынужден
приспосабливаться к изменчивым проявлениям погоды. Поэтому на изменения погоды
человек реагирует внешне, то есть одевается соответственно по погоде, и его
настроение зависит напрямую от того, солнечно или пасмурно за окном. Так как
погода играет огромную роль в жизни человека, в языке многих этнических групп
сформировался богатый и разнообразный пласт лексических единиц и их атрибутивных
форм, связанных с погодой.
Нами проанализирован концепт «погода» и составляющие его элементы.
Концепт «погода» рассматривается с одной стороны, в ее прямом значении как
описание погодных условий, с другой стороны, в ее переносном значении, как
влияние на внутреннее состояние, поведение и отношение человека к окружающей
действительности. Лексические единицы, относящиеся к концепту «погода»,
составляют большой пласт в русском языке.
В данном исследовании нами рассмотрена лексико-семантическая группа
«погода», в состав которой входят несколько категориальных сем «погодные
явления», «климат» и «сезон». Категориальная сема «климат» подразумевает
средние условия, которые ожидаются в определенном месте в течение ряда лет.
Категориальная сема «сезон» подразумевает четыре времени года: весна, лето,
осень и зима. В диапазоне каждой категориальной семы есть так называемые
дифференциальные семы, которые по значению тесно связаны с категориальной.
Итак, примеры, приведенные по тексту работы, относятся в основном к
концепту погода, к ее образному
выражению. Внимание в работе сосредоточено на изучении метафорического образа
погоды.
Таким образом, мы можем утверждать о том, что через
образность родного языка человек неосознанно впитывает национальные формы
культуры, материальной и духовной. Именно благодаря образному выражению
лексических единиц человек воспринимает окружающую действительность через
призму своей идентичности к национальной культуре.
Фрагмент текста работы:
КОНЦЕПТ «ПОГОДА»,
ПРИЗНАКИ И СПОСОБЫ ЕЕ ВЫРАЖЕНИЯ
1.1. Метафора как один из стилистических
приемов выражения значения слова
По мнению Дж. Лакоффа, американского лингвиста, профессора когнитивной
лингвистики,
метафору необходимо рассматривать как явление, которое относится не только к
сфере слов, а к сфере мышления или действия. Метафора пронизывает всю нашу
повседневную жизнь и проявляется не только в языке, но и в мышлении и действиях.
Наша обыденная понятийная система, в рамках которой мы мыслим и действуем,
метафорична по самой своей сути. В данном случае язык – важный источник лексем, которые структурируют
наше мышление и действия.
Исследования
зарубежного ученого Р. Лангакера связаны с новым подходом в лингвистике – современная когнитивная
лексика ХХ – ХХI вв. С когнитивным подходом
сопряжены новое понимание языка в целом, пересмотр и
реинтерпретация разных языковых процессов, категорий и единиц. Р. Лангакер
исследовал когнитивную грамматику в той части, которая освещает когнитивный
взгляд на значение языковых выражений, состоящий в экспликации разнообразных
когнитивных концептов (восприятие, память, внимание, категоризация,
концептуализация и прочее). Когнитивная грамматика Р. Лангакера представляет
«субъективистский» взгляд на значение, что приравнивает значение к
«концептуализации или ментальному опыту». Термин «концептуализация» включает
абстрактные «интеллектуальные» концепции, сенсорные, эмотивные и кинестетические
ощущения и осознание человеком физического, социального и лингвистического
контекста речевых событий. По мнению ученого субъективистский взгляд на
значение базируется на понятии «образность». Образность – наша способность
ментального построения воображаемой ситуации альтернативными способами.
Семантическое значение выражения присуще не только внутренним свойствам объекта
или ситуации, которая описывается, но включает и то, как люди предпочитают
думать об этом