Курсовая с практикой на тему Самосознание юношей при выборе профессий
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей выбора
профессии в юношеском возрасте. 5
1.1. Психологические особенности профессионального
самоопределения в юношеском возрасте. 5
1.2. Влияние личностных качеств на выбор профессии в
юношеском возрасте. 9
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния личных качеств
на выбор профессии в подростковом возрасте. 15
2.1. Организация и методы исследования. 15
2.2. Результаты исследования. 17
Заключение. 30
Список использованной литературы.. 32
Введение:
Актуальность темы исследования. Актуальность
темы исследования. В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы
профессионального самоопределения и профессиональной ориентации. Важно
подчеркнуть, что правильный выбор профессии и профориентация важны не только с
точки зрения определения плана жизни человека, но и с точки зрения развития
общества в целом. Профессиональное
самоопределение — это определение человека себя по отношению к профессиональным
критериям, принятых в обществе.
Профессиональное
самоопределение возникает в юношеском возрасте как психологическое
новообразование. Суть профессионального самоопределения заключается в поиске
личного смысла в выборе, осваиваемой или уже осуществляемой деятельности.
Динамика профессионального самоопределения включает в себя изменение отношения
к себе и изменение критериев такого отношения. Говоря о проблеме
профессионального самоопределения, следует отметить, что в ряде видов
деятельности свойства темперамента влияют не только на процесс его реализации,
но и в определенной степени на результат. Об этих видах деятельности можно
говорить о более благоприятной и менее благоприятной психо-динамической
характеристике. В тех сферах труда, где существуют строгие требования к интенсивности
и скорости действий, личностные характеристики психической динамики могут быть
факторами, влияющими на пригодность к деятельности.
Степень разработанности проблемы. Профессиональное
самоопределение рассматривали И.С. Кон, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Е.И.
Головаха; С.Н. Чистякова, С.А. Боровикова, М.Р. Гинзбург, Г.С. Никифоров, Л.С.
Выготский, Н.С. Пряжников, Л.И. Божович.
Хотя многие научно-исследовательские и теоретические работы посвящены
вопросам профессионального самоопределения, эта тема еще не исчерпана. Цель
исследования — более подробно раскрыть особенности выбора профессии и профессионального
самоопределения и выявить связанные с ним проблемы. Полученные результаты
позволяют получить более четкое представление об исследуемом явлении и,
возможно, решить ряд проблем в этой области.
Цель исследования —
изучение личностных качеств, влияющих на профессиональное самоопределение
подростков.
Объектом исследования
является профессиональное самоопределение подростков. Предметом исследования является определение влияния личностных
качеств на профессиональное самоопределение в возрасте 15-17 лет.
Задачи:
1.
Изучение психологических особенностей профессионального самоопределения
подростков. 2.
Выявить влияние личностных качеств на выбор профессии подростка.
3.
Рассмотрены основные психологические проблемы выбора профессии в подростковом
возрасте.
4.
Проведено практическое исследование влияния личностных качеств подростков на выбор
профессии.
5.
Анализ результатов исследований.
Гипотеза исследования существует
взаимосвязь между особенностями самосознания личности и профессиональными
интересами.
Экспериментальная
база исследований. В исследовании приняли участие 40 учащихся 10-х классов общеобразовательной
школы г. Москвы №15.
Методы исследования. Основными
методиками нашего исследования являются:
1. Диагностика профессиональной
направленности личности «Дифференциально-диагностический опросник» автор Климов
Е.А
2. Методика «Общепсихологическая типология
личности» Г. Ю. Айзенка.
3.
Опросник «Я умею» (Климов Е.А)
Структура работы. Работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы,
приложений.
Заключение:
Проанализировав
психологическую и педагогическую литературу, мы сделали ряд выводов:
1)
В этой литературе представлены различные подходы к определению психологических
факторов принятия решений при выборе карьеры. Ряд исследователей придерживаются
позиции выбора профессии как выбора карьеры. Профессиональное самоопределение
рассматривается как процесс развития предмета труда. В связи с пониманием
профессии как выбора карьеры широко распространено мнение, что главным
определяющим фактором правильного выбора является профессиональный интерес или
профессиональная ориентация. Наиболее продуктивный подход — это выбор профессии
как одного из важнейших событий в целостном определении личности. Этот подход
ориентирован на активность субъекта в выборе карьеры, которая определяет, какие
факторы преобладают на том или ином решающем этапе жизни.
2)
Количество личностных качеств, присущих человеку, достаточно велико, но не все
они являются существенными при выборе карьеры. Некоторые профессии не особенно
требовательны к личным качествам человека, а именно, они кажутся
«универсальными» по отношению ко всем людям и многие могут ими овладеть. Однако
для развития большинства профессий человек должен обладать (или отсутствовать)
определенными физическими, умственными и духовными навыками. Молодые люди часто
ошибаются при выборе карьеры. Поэтому даже при благоприятных условиях им сложно
освоить профессию или они становятся посредственными специалистами. Молодые
люди должны четко понимать особенности будущей профессии, связанные с наличием
или отсутствием определенных качеств и навыков.
3)
У людей, которые собираются принять профессиональное решение, особое
психологическое отношение к самосознанию. Их особенности: понимание собственных
желаний, оценка своих навыков в современном мире, в том числе профессиональных,
оценка условий, при которых они могут внести свой вклад и препятствующих выходу
в профессиональный мир. Однако подростки с трудом осознают роль самооценки при
выборе карьеры. Большинство из них выбирают профессию, не анализируя ее, и
когда они это делают, большую часть времени они делают это поверхностно.
Достаточная самооценка доступна небольшому количеству студентов. Как правило,
они склонны переоценивать или недооценивать свои возможности. В случае
переоценки размер пособия будет ниже доступных вариантов. Исходя из этого,
профессиональный выбор в конечном итоге приводит к разочарованию. Низкая
самооценка также негативно сказывается на выборе карьеры и личном развитии.
Таким
образом, результаты эмпирического исследования можно резюмировать:
1.
Наиболее популярным среди молодежи является тип «человек-человек» (32%). 9
(22,5%) отдали предпочтение виду занятия «личный художественный образ». 8
молодых людей (20%) выбрали вид занятия «Личные приметы». 6 молодых людей (15%)
проявили интерес к профессиям «гуманного». 4 молодых человека (10%) отдали
предпочтение профессиям типа «человек-техник».
2.
У подростков экстраверсия и невротизм — наиболее частые черты личности.
Эмоциональная нестабильность и преобладание интровертных черт встречаются реже.
3. У подростков выявлены статистически значимые
корреляции между профессиональными интересами и личностными качествами.
Индивидуальные занятия предпочитают подростки с высокой степенью экстраверсии,
а индивидуальные занятия предпочитают подростки с низкой степенью невротизма. Следовательно,
выдвинутая гипотеза верна. Существует связь между личностными качествами и
профессиональными интересами. Выбор карьеры — одно из важнейших решений в жизни
человека. Насколько работа соответствует склонностям и способностям человека,
насколько эффективно он выполняет действия, необходимые в его работе,
определяет качество жизни
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические основы изучения особенностей выбора профессии в юношеском
возрасте 1.1. Психологические особенности профессионального
самоопределения в юношеском возрасте Понятие
профессионального самоопределения, то есть выбор профессии, разными исследователями
рассматривается по-разному. Р. С. Немов обозначает профессиональное
самоопределение как осознанный выбор профессии для человека [15]. То есть он
считает это разовым явлением. Аналогичной точки зрения также придерживается И.
М. Кондаков, о профессиональном выборе он говорит как об отдельном периоде профессионального
развития, который личность проходит после завершения общего образования и до
фактического профессионального обучения [9].
В. Б. Шапарь
придерживается иной точки зрения. Он считает, что профессиональное
самоопределение-это процесс, который охватывает весь период профессиональной
деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода на
пенсию [31]. Оба данных подхода объединяет определение, которое дал В. Н.
Дружинин. С его точки зрения профессиональное самоопределение представляет
собой выбор профессии на основе анализа , оценки внутренних ресурсов субъектом
выбора и их соотнесения с требованиями профессии и субъекта труда [3].
Профессиональное
самоопределение в педагогической энциклопедии рассматривается в качестве
процесса формирования отношения профессиональной деятельности и метод его
осуществления через согласование социально – профессиональных и личностных потребностей.
Это часть жизненного самоопределения, то есть вхождение в определенную
социально-профессиональную группу, выбор образа жизни, профессии [16].
Интересна позиция
Э.Ф. Зеера, что профессиональное самоопределение — это самостоятельная и
сознательная гармонизация профессиональных и психологических способностей
человека с требованиями и содержанием профессиональной работы, а также смыслом
деятельности, осуществляемой в конкретных социально-экономических условиях[4].
Н.С.
Пряжников рассматривает сущность профессионального самоопределения — поиск и
поиск индивидуального выбора, осмысление и смысл уже проделанной работы, а
также поиск смысла в процессе самоопределения[20]. В то же время сразу же был
выявлен парадокс самоопределения: найденный смысл сразу же принижает жизнь.
Поэтому важно искать такую стадию процесса, в которой индивидуальное значение
является единственным. С более творческим подходом к своей жизни, смысл
воссоздается человеком заново. В этом случае человек становится подлинным
субъектом самоопределения.
Одна из
самых сложных проблем — это поиск смысла для человека, который сам принимает
решение. Что касается профессионального самоопределения, то можно отметить один
общий смысл: поиск профессии и работы, которая даст людям возможность получат заработок
по справедливости, то есть согласно с приложенными усилиями. Другая
версия смысла — это стремление к элитарности. Известно, что многие люди склонны
мечтать — попасть из «из грязи в князи».
Это особенно важно в эпоху социально-экономических преобразований и потрясений,
когда не так много творческих, высококвалифицированных специалистов работают в
стабильных условиях эффективно, а так называемые «авантюристы», которые имеют
талант не столько хорошо работать,
сколько обладают талантом устраиваться хорошо. Авантюристические идеи в
настоящее время пользуются большой популярностью среди молодежи, стремящейся к
самоопределению[11].
В. A .Поляков определил две основные цели
построения «успешной» карьеры: достижение в обществе высокого положения и высокий
доход. Элитарная ориентация профессионального самоопределения не только предусматривает
престиж и высокую отдачу, но и творческое построение жизни, направленность на
высшие человеческие ценности и идеалы [19]. По словам Н. С. Пряжникова,
понимание успеха неоднозначно. Проявляется эта неоднозначность не только в
моральном аспекте, но и в процессе