Курсовая с практикой на тему Самооценка как фактор успешности профессиональной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретическое исследование влияния самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности 5
1.1 Самооценка, её виды и направления развития. Роль самооценки в становлении сознания. 5
1.2 Подходы к понятию деятельности в психологии 9
1.3 Определение категории «успешность деятельности» в психологии 13
1.4 Теоретическое обоснование влияния самооценки на успешность профессиональной деятельности 17
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности. 23
2.1. Организация и методы исследования. 23
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 26
Выводы по главе 2 30
Заключение 32
Список используемой литературы 34
Приложения 36
Введение:
Одним из основных факторов, влияющих на поведение человека, в частности, и на его жизненную реализацию, в целом, является его самооценка. На протяжении всего жизненного пути человека, в процессе формирования личности, самооценка оказывает мощное влияние на его жизнедеятельность, и, в частности, на его профессиональную деятельность. Самооценка не возможна вне системы координат жизненных ценностей человека. Она предполагает умение найти свое место в этой системе. Современному человеку все труднее оценить свою «значимость» в постоянно меняющейся внешней системе координат, где все меньше устойчивых точек опоры.
Актуальность темы данной курсовой работы определена тем, что самооценка — с одной стороны вопрос психологии глубоко изученный, а с другой стороны заключающий в себе колоссальное пространство для творческих изысканий. Исследования личности и особенностей ее самооценки позволят лучше понять процессы само восприятия, само презентации личности, сделать шаг к целостному пониманию эмоциональных, поведенческих и других характеристик личности.
Поведение человека всегда, так или иначе, обусловлено его представлением о себе («образ «Я») и с тем, каким он хотел бы быть. Исследование свойств самосознания, адекватности самооценок, структуры и функций «образа «Я» представляет не только теоретический, но и практический интерес в связи с формированием жизненной позиции человека.
Таким образом, проблема возникновения и вырабатывания самооценки является одной из основных проблем личности. Самооценка является необходимым компонентом самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающему, к другим людям к самому себе.
Психологические особенности профессиональной деятельности были объектом исследования многих (как отечественных, так и зарубежных) ученых. Различные аспекты указанной проблемы исследовали в рамках когнитивной психологии такие ученые, как Г.Айзенк, Дж.Брунер, Дж.Гибсон, Ж. Пиаже и др. Профессиональную деятельность изучали и отечественные психологи: К.Абульханова[1,2], Б. Ананьев [3,4], Л.Выготский, П.Гальперин, В.Давыдов, С.Рубинштейн [21,22,23] и др.
Анализ современной литературы по психологии показывает, что наряду с значительным количеством работ, посвященных изучению личностных особенностей успешности человека, лишь малый их процент уделяет серьезное внимание особенностям такого существенного компонента личности, как отношение к себе и его проявление в виде самооценки. В связи с этим можно сделать вывод, что аспект влияния самооценки на успешность профессиональной деятельности освещен недостаточно.
Вопрос компетентности человека в профессиональной деятельности и его самооценка представляется нам наиболее актуальным, перспективным и интересным. Опираясь на результаты исследования, зная психологические особенности само оценивания, ведущий тип самооценки личности, можно более обоснованно ее изучать, рекомендовать выбор той или иной профессии, того или иного жизненного пути, естественно совмещая эти данные с другими показателями (уровень развития способностей, мотивации и др.).
Исходя из всего выше сказанного, мы определили тему нашей работы: «Влияние уровня самооценки на успешность профессиональной деятельности личности».
Объектом исследования является самооценка личности.
Предметом исследования является влияние самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности.
Целью исследования является изучение особенности влияния самооценки на успешность профессиональной деятельности личности.
Исходя из поставленной цели, объекта и предмета исследования, нами были выдвинуты следующие задачи:
1.Исследовать понятие «самооценка личности», её виды и параметры. 2.Раскрыть понятие деятельности в целом и профессиональной деятельности в частности.
3. Определить критерии успешной профессиональной деятельности в психологии
4.Проследить влияние уровня самооценки на успешность профессиональной деятельности на теоретическом уровне
5. Провести исследование влияния самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности
6. Обобщить полученные результаты и сформулировать основные выводы.
Методы исследования:
• Анализ научной литературы по проблеме исследования
• Классификация и систематизация материала
Психодиагностические методы:
• Методика исследования самооценки личности по С.А. Будасси
• Методика исследования самооценки личности по Дембо – Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан)
• Анкетирование, изучающее успешность. Для его проведения была самостоятельно составлена анкета, которая была предложена к заполнению руководителю организации, в которой работают респонденты.
Гипотеза: Самооценка человека оказывает влияние на его деятельность и является важным фактором для достижения профессиональной успешности. Наиболее успешны в профессии люди с адекватным уровнем самооценки, и наоборот заниженная или завышенная самооценка приводит к не успешности в профессиональной деятельности.
Заключение:
В процессе работы над теоретическим исследованием влияния самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности, анализируя различные источники информации, мы пришли к выводу, что самооценка оказывает непосредственное влияние на успешность профессиональной деятельности: все авторы едины во мнении негативного влияния заниженной и сильно завышенной самооценки на успешность деятельности человека, в том числе и профессиональной.
В первой главе мы провели анализ научной литературы, и рассмотрели понятия «самооценка», «деятельность», «успешность деятельности». Исходя из полученных результатов – можно подытожить, что самооценка является процессом, не прекращающимся на протяжении всей жизни человека. Она не только зависит от окружения личности, ее стиля общения, успешности в жизни, но и оказывает сильное влияние на все сферы жизни человека, в том числе и на профессиональную деятельность. Также в теоретической части работы были приведены мнения авторов, занимающихся теоретическим изучением проблемы связи самооценки и профессиональной деятельности.
Спланировав и организовав эмпирическое исследование, мы апробировали в нём выдвинутую гипотезу о том, что при адекватной самооценке профессиональная деятельность будет успешна.
Целью проведенного эмпирического исследования был поиск и анализ связи самооценки и профессиональной успешности. Из данных полученных в результате трех методик исследования была составлена сводная таблица (стр.28). Благодаря ей можно проследить следующую связь: наиболее успешны в профессии респонденты с адекватным уровнем самооценки, за счет таких качеств как трудоспособность, отношение к работе, готовность ставить перед собой цели, соответствующие возможностям. В то же время анкетируемые с неадекватно низкой либо же наоборот слишком высокой самооценкой оцениваются руководителем как неуспешные, ввиду недооценки или переоценки своих возможностей в процессе решения рабочих задач. В случае с низкой самооценкой на успешность снижается за счет недостаточного стремления, готовности заранее к неуспеху, сниженной инициативности. Говоря о чрезмерно высокой самооценке – факторами не успешности являются излишняя самоуверенность, чрезмерное требование внимание к себе, напряженные отношения с рабочим коллективом.
Таким образом наша гипотеза доказана.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что ее результаты могут применяться в работе психолога. К примеру – используемые методики на выявление уровня самооценки личности можно предлагать соискателям на определенную вакансию и исходя из полученных результатов возможно будет предположить насколько успешен будет тот или иной кандидат в будущей профессиональной деятельности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое исследование влияния самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности
1.1 Самооценка, её виды и направления развития. Роль самооценки в становлении сознания.
Скорый темп социального развития нашего общества, его гуманизация и демократизация увеличивают требования к развитию инициативной, созидающей личности. В связи с этим особенно важными становятся исследования проблем формирования регуляторных процессов, позволяющих человеку выступать истинным субъектом своего поведения и деятельности, самостоятельно устанавливать перспективы своего развития, пути и средства их реализации.
Среди факторов, оказывающих основное влияние на формирование механизмов само регуляции, центральное место принадлежит самооценке, определяющей направление и уровень активности субъекта, становление его ценностных ориентаций, личностных смыслов и в конечном итоге «потолок» его достижений. [12]
Самооценка личности – ценность, которая придается человеком себе или отдельным своим качествам. Главным критерием самооценки является система личностных смыслов индивида. Основные функции самооценки – регуляторная, опираясь на которую человек решает задачи личного выбора, и защитная, обеспечивающая относительное постоянство и независимость личности, корректируя при этом сигналы внешнего мира. Психолог В.В. Столин дает такое определение: «Самооценка — это осознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды». [27] Также можно сказать, что самооценка — это состояние, когда человек оценивает самого себя в разных сферах своей личности, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, сексуальность, профессионализм).
В современном социуме самооценка личности состоит из множества факторов, некоторые из них — это интеллектуальные способности, физическое и психическое здоровье, наличие семьи, друзей, материальная успешность, а также оценка индивида окружением.
Психологи отмечают два основных вида самооценки:
— адекватная (оптимальная)
— неадекватная (неоптимальная)
Адекватная самооценка придает индивиду уверенность в себе, позволяет успешно устанавливать и достигать целей в бизнесе, карьере, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как активность, предприимчивость, способность приспособления к условиям различных социумов.
Человек с такой самооценкой воспринимает мир следующим образом:
1. Его «хочу» и «могу» соответствуют возможностям.
2. Дает себе правильные и достижимые установки, справедливо определяя свой потенциал.
3. Может критически оценить себя.
4. Он осознает, к чему приведут его действия.
Отличают два вида неадекватной самооценки: завышенная и заниженная. Они, в свою очередь, различаются по степени неадекватности. Если человек оценивает себя немного пониже нормы, или повыше – это никак не отражается на его характере и повадках, он нормально общается с окружением, у него не возникает проблем с адаптацией и нормами социума.
Неадекватная самооценка характеризует личность, чье представление о себе далеко от реального. Такой человек оценивает себя необъективно, его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие. Неадекватную самооценку, чуть превышающую средний показатель, невозможно выявить без психологического тестирования человека. Немного завышенная самооценка даже не требует корректировки, это всего лишь чувство собственного достоинства, которое помогает человеку жить и ценить собственные достижения. [26]
Другое дело, если самооценка зашкаливает в ту или иную сторону. Это сразу видно по поведению человека, она мешает жить, создает проблемы в социализации личности, приводит к конфликтным ситуациям.
Низкая (заниженная) самооценка нередко вызвана воздействием и оценкой родителей в детстве, а в последующей жизни — внешней оценкой социума. У взрослых людей заниженная самооценка личности сохраняется в тех случаях, если они придают чрезмерно большую важность тому или иному событию, либо думают, что проигрывают в сравнении с другими. При этом вероятно, они забывают, что неудачи – также ценный ресурс опыта, а также что их индивидуальность не менее уникальна, чем у других людей. [11]
Отличительные черты людей с заниженной самооценкой:
· Постоянные сомнения в тех или иных ситуациях, нерешительность.
· Они постоянно оборачиваются на других, не могут брать инициативу в свои руки.
· Не любят брать обязательства, стараются переложить риски на других.
· Не видят в себе перспективы, чувствительны, уязвимы, не могут найти точки соприкосновения с окружением или не хотят.
· Дотошны и капризны, стремятся к безупречному поведению и от других требуют того же.
· Щепетильны, злопамятны, ревнивы.
Человек с завышенной самооценкой основывает свой идеальный образ, не соотносясь с реальным опытом, реальными обстоятельствами, реальными реакциями людей. Такой человек всегда идеализирует себя, он воспринимает себя как подарок человечеству, он ощущает себя лучше, умнее, талантливее других. Такая оценка себя позволяет ему вести себя самоуверенно, безапелляционно, часто просто нагло и бесцеремонно. [11]