Курсовая с практикой на тему Русский характер в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 РУССКИЙ ХАРАКТЕР И ЕГО МЕСТО В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5
1.1 Понятие и сущность русского характера 5
1.2 Русский характер российской литературе XIX — XX веков 11
2 РУССКИЙ ХАРАКТЕР В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М.А.ШОЛОХОВА 17
2.1 Русский характер в произведениях М.А. Шолохова: краткий обзор 17
2.1. Русский характер и русский человек в произведении «Судьба человека» 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 25
Введение:
Понятия национального характера всегда волновало умы философов, историков, социологов и прочих ученых. Так же данной темой всегда интересовались деятели искусства. Сейчас в эпоху глобализации разговор о какой-то иной, отличной от всех ментальности на национальной или этнической почве очень часто воспринимается большинством обывателей как стереотипы и проявление бытового расизма и национализма. Однако наличие присущих конкретной нации черт характера не является отрицательным фактом. Напротив это свидетельствует о плодотворном влиянии культуры конкретного народа и национальности на способы мышления человека. Чаще всего в быту очень просто характеризуют черты характера лиц восточной национальности, говоря о гостеприимстве, радушии и уважении предков. Вспоминая Европу, так же отмечают более чопорный и деловой подход к делу у многих ее выходцев. При желании особенности характера можно найти у каждой нации, однако интереснее всего говорить о самих себе. Тем не менее, при разговоре о России чаще всего можно столкнуться со стереотипными и неприятными выражениями относительно российского менталитета и характера. Чаще всего даже сами россияне не до конца понимают, в чем их характерная особенность. Как говорил персонаж романа Виктора Пелевина «Generation П»: «Нужно найти русскую национальную идею. Вот только где?» Данная фраза применительна и к российскому характеру.
Лучше всего искать решение данной проблемы в литературе, в которой характерные образы подвергались консервации, что позволит нам взглянуть на них сквозь призму времени. Однако сосредоточится лучше всего на рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека», в которой перед нами не просто русский, а советский человек. Данная особенность делает исследование русской души более интересным, так как часто можно встретить мнения что советский и русский это совершенно разные понятия.
Актуальность данного исследования подкрепляется недавними геополитическими событиями, когда русское сообщество по всему миру столкнулось с крайней враждебностью со стороны запада и востока. В мировых СМИ упорно стараются построить опыт «кровожадного» и «жестокого» русского человека. Данной работой мы попытаемся на примере работы М.А. Шолохова опровергнуть данные мысли.
Объектом данной работы является русский характер.
Предметом данной работы является русский характер в произведении М.А. Шолохова «Судьба человека»
Целью данной работы является анализ русского характера в произведении М.А. Шолохова «Судьба человека»
Для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи:
— Анализ литературы и источников, в которых дается определение анализ такого феномена как «русский характер»;
— Анализ российской литературы XIX-XX века для выявления особенности описания русского характера;
— Провести краткий обзор знаковых произведений М.А. Шолохова на выявление в них роли русского характера;
— Анализ рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» с целью выявления особенностей описания и передачи русского характера.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Заключение:
Как уже отмечалось в работе ранее, исследование русского характера всегда занимало умы философов и деятелей искусства. Интерпретации русского характера всегда зависели от личных воззрений авторов и основных тенденций эпохи.
Если в революционной России мы видим явным религиозный подход к пониманию русской души и русского характера, то после можно видеть обращение человека к собственным интересам и интересам общества. Мистическое как будто покидает его сознания, и его характерные черты теперь служат новому миру.
В работах М.А. Шолохова русский характер имеет большое значение. Сначала мы видим его в симбиозе с личностными качествами человека. Герои вроде Григория Мелехова бросают судьбе и традициям вызов, не смотря на то, что традиции давно сидят внутри них самих. В «Поднятой целине» мы видим библиотеку русских характеров, сродни «Мертвым душам», однако вместо засилья и отмирания, Шолохов предлагает нам взглянуть на то, как эти характеры адаптируются в новом мире.
Однако «Судьба человека» не смотря на малый формат, позволяет читателю увидеть то, как характер одного человека позволяет ему выживать в сложных жизненных обстоятельствах. Характер этот вобрал в себя лучшие стороны народа, такие как: стойкость, самоотдача, детское обаяние, «широкая душа» и авантюрность. В рассказе есть и проявление низких сторон русского характера, однако его носители заканчивают плохо.
В заключении хочется отметить, что сейчас, в настоящем времени, мы претерпеваем изменения не только мирового, но и культурного масштаба. Если до революции русский характер помогал человеку в его служении нравственности и богу, а в советский период обществу и людям, то хочется верить что сейчас, не смотря на отсутствие четкой идеологии, русский национальный характер будет воплощаться только в лучших своих проявлениях.
Фрагмент текста работы:
1 РУССКИЙ ХАРАКТЕР И ЕГО МЕСТО В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Понятие и сущность русского характера
Интерес к сущности русского характера всегда вызывал интерес многих мыслителей и исследователей. До сих пор происходят научные изыскания, целью которых определить генезис русского характера и его влияние на характер отдельной личности. Однако уже сейчас можно сказать, что абсолютно все черты русского характера нельзя найти в характере одного человека. Русский характер больше относится непосредственно к народу, который сам по себе является сборной системой, обладающей собственной личностью. Черты этой большой личности можно наблюдать в каждом человеке в различных пропорциях и соотношениях. Ярко выраженных положительных или же отрицательных свойств характера у конкретного народа так же не может быть. Строгая оценка народности в одной из двух имеющихся плоскостей является признаком стереотипного мышления. Чаще всего такой подход можно встретить как при оценке одного народа другим, так и при оценке народом самого себя. В первом случае мы можем столкнуться с предвзятым или враждебным отношением, вызванным каким-либо общественным фактором. Во втором случае чаще всего отсутствует объективная оценка.
При разговоре о русском характере многие, как правило вспоминают такие как качества, как: терпеливость, стойкость, щедрость, «широкая душа», даровитость. Менее явное в быту, но четко прослеживается в философских трудах такое качество как религиозность. Упоминание о ней можно встретить в работе Н.О. Лосского «Характер русского народа»: «Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа есть его религиозность, и связанное с нею искание абсолютного добра.., которое осуществимо лишь в Царстве Божием. Совершенное добро без всякой примеси зла и несовершенств существует в Царстве Божием потому, что оно состоит из личностей, вполне осуществляющих в своем поведении две заповеди Иисуса Христа: любить Бога больше себя, и ближнего, как себя. Члены Царства Божия совершенно свободны от эгоизма и потому они творят лишь абсолютные ценности, — нравственное добро, красоту, познание истины, блага неделимые и неистребимые, служащие всему миру»
Как можно видеть Лосский акцентирует внимание на поиске абсолютного добра. Автор не выводит в Абсолют отдельные качества русского человека, но отмечает его тягу к духовным устремлениям. История России впрочем подтверждает данный тезис, так как стремление к высшим духовно-нравственным идеалам характерно практически для каждой эпохи. Разумеется, чаще всего религия являлась лишь инструментом влияния на массы, в особенно тяжелые дни правительства, как например, во времена правления Николая II, когда главным флагманом нового периода была триада «Православие. Самодержавие. Народность». Однако, не смотря на явную политизированность, сам факт того, что на религиозную и духовную жизнь народа делали определенную ставку, говорит о важности «духовного» в жизни русского человека. Духовность характерна даже той части русского населения, что отдает предпочтение светскому образу жизни. Христианские традиции тем не менее все равно остаются с человеком на суеверно-бытовой уровне. Вопрос правильности или не правильности такого подхода вторичен в данном случае, важным является сам факт подобной манеры мышления.
Лосский старался через православную призму попытаться обнаружить и сформулировать, характерные черты русского народа. К ним он относил способность к высшим формам опыта, страстность, максимализм, свободолюбие, доброту, даровитость, мессианизм и миссионизм. Однако помимо положительных качеств исследователь так же говорил и об отрицательных чертах. К ним он относил: фанатизм, экстремизм, нигилизм, хулиганство. Появление данных качеств он объяснял низкий уровнем культуры.