Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Роль социальных мотивов в познавательной деятельности школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1 Теоретические основы
исследования взаимосвязи социальных мотивов и познавательной деятельности
школьников
. 6

1.1 Понятие «познавательная
деятельность» в психолого-педагогической литературе
  6

1.2 Особенности мотивации учебной и
познавательной деятельности в подростковом возрасте
. 15

Глава 2 Эмпирическое исследование
взаимосвязи социальных мотивов и познавательной деятельности школьника на
примере подросткового возраста
. 23

2.2 Экспериментальное исследование
особенностей учебной мотивации в подростковом возрасте
. 23

2.2 Результаты исследования
взаимосвязи социальных мотивов и познавательной деятельности школьников на
примере подросткового возраста
. 25

2.3 Особенности формирования
устойчивой мотивации к учебной и познавательной деятельности у школьников
. 29

Заключение. 33

Список литературы. 35

  

Введение:

 

Современная
реальность ставит перед системой общего образования достаточно конкретную цель:
повышение продуктивности образовательного процесса. Это обусловлено в первую
очередь тем, что значительно расширяется объем материала, который необходимо
освоить обучающимся. Из этого можно сделать вывод, что существует проблема
разработки таких приемов и технологий обучения, которые повышали бы
эффективность прочного, осмысленного усвоения знаний учащимися.

Следует
отметить, что непосредственно с учебной деятельностью и эффективностью
образовательного процесса соотносятся особенности познавательной деятельности,
характерные для определенной возрастной категории обучающихся и каждого
конкретного ученика. На особенности познавательной деятельности, познавательную
активность ученика, эффективность познавательного процесса могут оказывать
различные факторы, в том числе и та мотивация учения, которая является
доминирующей в структуре мотивационной сферы конкретного субъекта.

ФГОС
образования выдвигает определенные критерии уровня овладения материалами
основной образовательной программы, к которым относится в том числе и
определенный уровень развития познавательной деятельности, навыки эффективной
реализации познавательной деятельности, что в целом оказывает положительное
воздействие на освоение обучающимися программного содержания и достижения им
целевых ориентиров образовательной системы.

Содержательный
анализ исследований, рассматривающих вопрос мотивации учения у детей, позволяет
выделить большое количество мотивов, воздействующих на продуктивность процесса
обучения, которое детерминировано в значительной степени чрезвычайной
сложностью непосредственно учебной деятельности, уровнем ее организации,
возрастной и гендерной спецификой учащегося и всей системой его отношений с
окружающим миром. Особенное место в образовательной деятельности занимает
учебная мотивация, которая выступает одним из основных вопросов педагогики и
педагогической психологии.

Под
мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, являющиеся основой
осуществления учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга,
интересы.

Мотивы
учебной деятельности рассматривали В.С. Ильин, Ю.В. Шаров (познавательные
потребности), М.В. Матюхина, А.К. Маркова, А.В. Орлов (социальные и
познавательные потребности), Г.И.Щукина, Ф.К.Савина, М.Г. Морозова, Л.П.
Ромадин (предметно-познавательный интерес учащихся), Л.И.Божович, Л.П.
Лусканова (мотивы поведения), Н.В. Бордовская, А.А. Реан (мотивы достижения
успеха и избегания неудачи). Ряд ученых (М.А. Бакшаева, М.А. Данилов,
В.С,Ильин) исследовали способы воздействия педагога на мотивационную сферу
учащихся. Исследования по вопросам мотивации учения и труда школьников (О.С.
Гребенюк, В.А. Ядов, В.С.Ильин) дали возможность установить дидактические
условия руководства обучающей деятельностью на основе ее мотивационного
обеспечения.

В
качестве объекта для исследования взаимосвязи социальных мотивов и
познавательной деятельности школьника нами был выбран подростковый возраст. Это
обусловлено тем, что в данном возрасте общение и межличностное взаимодействие
выходит на первый план для человека, однако при этом и учебная и познавательная
деятельность также сохраняют свое значение. Соответственно, можно предположить,
что именно на данном возрастном этапе социальные мотивы оказывают значительное
влияние на все аспекты жизни школьника, в том числе на особенности
осуществления им познавательной деятельности.

Цель
исследования: исследовать взаимосвязь социальных мотивов и познавательной
деятельности школьников на примере подросткового возраста.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, на основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Развитие познавательной деятельности и всех ее компонентов является одним из
целевых ориентиров образовательного процесса, согласно ФГОС. На формирование и
развитие познавательной активности оказывает влияние большое количество разных
факторов, в том числе особенности мотивационной сферы учащихся.

Мотивация
представляет собой движущую силу поведения и деятельности человека, в том числе
стимулируя его познавательную активность и в некоторой мере определяя
эффективность познавательной деятельности. В учебной деятельности школьников
выделяются мотивы различных видов, в том числе непосредственно познавательные
мотивы, мотивы получения оценки, социальные мотивы и др. Если остановиться
более подробно на социальных мотивах, то под данными мотивами понимаются
желание получить определенное одобрение от окружающих, достичь определенного
статуса и т.д.

В
качества выборки исследования были выбраны дети младшего подросткового
возраста, т.к. именно в данном возрасте социальные мотивы поведения и
деятельности получают доминирующее значение, что позволит проследить их
взаимосвязь с познавательной деятельностью и интересами школьников.

Проведенное
эмпирическое исследование позволяет сделать вывод о наличии слабой
положительной корреляционной взаимосвязи между развитыми социальными мотивами и
познавательными интересами подростков. Вероятно, это связано с тем, что наличие
определенных познавательных увлечений и достижений также позволяет подросткам
получить желаемое социальное признание и уважение со стороны окружающих. Таким
образом, можно говорить о подтверждении выдвинутой нами гипотезы.

Учебная мотивация формируется под
воздействием различных факторов и может иметь различную направленность. Так,
например, если для ученика большее значение имеют оценки, нежели
непосредственно знания, то у него доминирующего положение занимает мотивация избегания
неудачи, что выражается в попытках любой ценой избежать негативных оценок.
Данный тип мотивации можно назвать скорее отрицательным, так как приводит к
формированию таких черт личности как умение изворачиваться, обманывать и т.д. Положительная
учебная мотивация выражается в интересе к знаниям, процессу освоения новых
умений и навыков, любознательности.

Педагог должен понимать и уметь различать
те или иные мотивы, движущие учеником в его учебной деятельности, а также
факторы, влияющие на их формирование, чтобы эффективно выстраивать
образовательный процесс. Специфика подросткового возраста состоит в том, что на
этом этапе на первое место выходит общение, соответственно, социальные мотивы
поведения и деятельности выходят на первое место, что необходимо принимать во
внимание тем людям, которые работают с подростками.

Таким
образом, можно говорить о том, что социальная мотивация может, как и
непосредственно познавательные мотивы, стать основой для успешной учебной и
познавательной деятельности школьников. Педагог должен понимать структуру
мотивационной сферы учащихся, ее возрастные и индивидуальные особенности, что
позволит ему максимально продуктивно выстроить работу по развитию
познавательной деятельности школьников, активизации их познавательных
интересов.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические основы исследования взаимосвязи
социальных мотивов и познавательной деятельности школьников

1.1 Понятие «познавательная деятельность» в психолого-педагогической
литературе

 

Не
смотря на достаточно большое количество научных работ, касающихся темы
«познавательная деятельность», сущность данного понятия раскрыта различными
авторами не однозначно. Чаще всего это связано с различным наполнением
структуры познавательной деятельности и смешении понятий «учение», «учебная
деятельность», «познавательная деятельность» и «познавательная активность».
Кроме того оперируя данным понятием многие исследователи не дают ему четкого
определения.

В
первую очередь рассмотрим ключевое понятие «деятельность», для чего обратимся к
трудам А.Н. Леонтьева. Отечественный психолог определяет деятельность как
«процесс, посредством которого осуществляется связь с предметом той или иной
потребности. Деятельность всегда побуждается определенными мотивами» [24].
Основной характеристикой деятельности является ее предметность. Именно предмет
деятельности и отличает различные ее виды. Предметом познавательной
деятельности является отражение содержания научного знания, на основе
выполнения определенных действий и операций. Исходя из этого, Н.Ф. Талызина
говорит о познавательной деятельности как о «системе определенных действий
ученика и входящих в них знаний» [18].

Психологический
словарь дает более полное определение данного понятия «сознательная
деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и
явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний» [4].

В.А.
Сластенин рассматривая учебную и познавательную деятельность в единстве пишет
«учебно-познавательная деятельность – это специально организуемое самим
обучаемым или извне познание с целью овладения богатствами культуры,
накопленной человечеством. Ее предметным результатом являются научные знания,
умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает
обучаемый» [5].

Г.И.
Щукина в своих работах рассматривает понятия «учение» и «познавательная
деятельность», как равноправные и определяет их как деятельность, в процессе
которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми
способами, умениями и навыками, с помощью которых ученик получает образование [9].

М.П.
Барболин дает определение познавательной деятельности в условиях учебного
процесса «под деятельностью в условиях учебного процесса (в частности,
познавательной деятельностью) мы понимаем процесс взаимодействия объекта и
субъекта, ориентированный на получение нового продукта в идеальной (в форме
знаний или опыта деятельности) или материальной форме, участниками которого в
равной степени могут являться личности и материальные объекты» [10].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы