Курсовая с практикой на тему Роль мотивации в процессе обучения иностранному языку и способы ее поддержания на уроках иностранного языка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
<p>ВВЕДЕНИЕ 3<br />ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5<br />1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 5<br />1.2 Содержание и структура мотивации личности в учебной деятельности 9<br />1.3 Анализ педагогического опыта для формирования и поддержания мотивации младших школьников на уроках английского языка 12<br />ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ МОТИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 17<br />2.1 Диагностика уровня мотивации младших школьников в процессе изучения английского языка 17<br />2.2 Экспериментальная работа по повышению уровня мотивации младших школьников в процессе изучения английского языка и ее оценка 26<br />2.3 Методические рекомендации по поддержанию мотивации на уроках английского языка 34<br />ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37<br />СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39<br />ПРИЛОЖЕНИЯ 41</p>
Введение:
Актуальность исследования. В современных условиях стремительного развития науки, быстрого обновления информации невозможно обеспечить человека знаниями на всю жизнь, важно развивать в нем интерес к накоплению знаний, к непрерывному самообразованию.
Изучение английского языка основывается на том, что он является важной составляющей стандарта образования настоящего века. Общая тенденция мирового развития обусловлена необходимостью существенных изменений в системе образования, а именно значительного расширения масштаба межкультурных взаимодействий.
В идеале обучение иностранному языку должно носить самостоятельный характер, сопровождаться интересом со стороны ребят. Но практика показывает, что интерес у школьников к изучению иностранного языка не очень высок. Это говорит о том, что необходимо целенаправленно развивать интерес к изучению иностранного языка. И от мастерства учителя зависит, станет ли этот интерес устойчивым или не разовьется совсем.
Для того, чтобы изучать иностранный язык в средней школе нужна устойчивая мотивация, которую необходимо формировать и постоянно поддерживать.
Проблема мотивации, мотивов поведения и учебной деятельности одна из стрежневых в психологии. Большое количество монографий как отечественных (В.Г. Асеев, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, Д.И. Узнадзе), так и зарубежных авторов (Г. Холл, Л. Мюррей, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.) посвящено изучению и разработке вопроса мотивации. Среди отечественных ученых проблемой развития положительной мотивации в учебной деятельности в старшем школьном возрасте занимались В.С. Выготский, В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин.
Объект исследования – мотивация к изучению иностранному языку.
Предмет – роль мотивации в процессе обучения английскому языку
Цель исследования – выявить роль мотивации в процессе обучения английскому языку и способы ее поддержания на уроках.
Для достижения поставленной цели нами был сформулирован ряд задач:
1) исследовать психолого-педагогическую характеристику младших школьников;
2) изучить содержание и структуру мотивации личности в учебной деятельности;
3) проанализировать современный педагогический опыт повышения уровня мотивации на уроках английского языка;
4) диагностировать уровень мотивации младших школьников в процессе изучения английского языка;
5) провести экспериментальная работу по повышению уровня мотивации младших школьников в процессе изучения английского языка и оценить ее;
6) разработать методические рекомендации по поддержанию мотивации на уроках английского языка;
7) сделать выводы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Первая глава посвящена теоретическому исследованию проблемы мотивации младших школьников. Во второй главе приводится эмпирическое исследование роли мотивации в процессе обучения английскому языку.
Заключение:
В ходе теоретического исследования мы пришли к выводам, что в младшем школьном возрасте учебная деятельность на ребенка выходит на первый план, она занимает ведущее место в его жизни. Мышление становится доминирующей функцией в данном возрасте. Это способствует развитию мыслительных процессов и интеллекта, а также некоторых других психических функций организма. Кроме этого в младшем школьном возрасте начинает активно развиваться память в двух направлениях – произвольном и непроизвольном. Теперь малыш может выучить даже то, что ему совсем не интересно лишь одним усилием воли. Также начинает формироваться внимание. Дети в этом возрасте могут быть дольше сосредоточены на одном предмете.
Мотивацию необходимо рассматривать как динамический аспект поведения, под влиянием которого индивид вступает в отношение с миром. Более конкретно мотивацию можно объяснить, как активный процесс направления поведения человека к предпочитаемой ситуации или объекту. При этом мотивы оказывают значительное влияние на поведение человека как личности и на его социальную роль. В сознании человека мотивы становятся целью, на которую, в конечном счете, направляется его поведение и действия.
Для повышения мотивации на уроках английского языка учителя используют страноведческие и культурологические материалы, игры, музыку и пение, викторины, конкурсы, самостоятельную работу учеников на уроке, проблемные методы обучения, мультимедийную презентацию, интернет, проектную методику, наглядные пособия, внеклассные мероприятия, регулярный контроль знаний и доброжелательное отношение к детям.
В ходе эмпирического исследования мы провели диагностику адаптации первоклассников долгопрудной школы № 1 в количестве 18 человек возрастом 7-8 лет по двум методикам: «Беседа о школе» (Н.Г. Лусканова), «Что мне нравится в школе» (А.И. Баркан, Ю.А. Полуянов). Выбранные методики в комплексе позволят оценить уровень адаптации младших школьников.
Результаты диагностики уровня мотивации к учебной деятельности школьников показали, что большинство детей положительно относится к школе и учебным занятиям. Меньшая часть детей имеет высокий и хороший уровень мотивации. И, к сожалению, чуть меньше половины детей высказывают негативное отношение к учебе и низкую мотивацию к образовательной деятельности. Методика «Что мне нравится в школе» показала, что чуть больше половины детей уровень мотивации к познавательному процессу высокий. Но у многих от остается на низком уровне, а у некоторых детей вообще отсутствует. Результаты эмпирического исследования показали необходимость повышения мотивации к изучению английского языка.
В рамках данного исследования мы провели экспериментальную работу, в ходе которой применяли методы и приемы, повышающие мотивацию к обучению. В частности, мы использовали игры, викторины и конкурсные тесты с поощрительными призами. После проведения экспериментального обучения, мы оценили его эффективность путем проведения повторной диагностики испытуемых. Сравнительный анализ проведения исследования до и после экспериментальной работы показал, что в классе большее количество учеников имеют максимальный уровень мотивации, лишь меньшая часть детей показали хорошую и низкую мотивацию. Отсутствие мотивации к обучению не продемонстрировал ни один ребенок. Качественное повышение уровня мотивации в классе привело к лучшей успеваемости школьников, увеличению их познавательного интереса и желанию изучать английский язык более углубленно. Учитывая результаты исследовательской работы нами были разработаны методические рекомендации по поддержанию уровня мотивации на уроках английского языка.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
Детский младший школьный возраст не даром называют вершиной детства. Ребенок в этот период сохраняет много специфических детских качеств таких, как особое легкомыслие, определенную наивность, специфический взгляд на взрослого снизу-вверх. Но младший школьник уже начинает и утрачивать свою детскую непосредственность в обычном поведении, у него уже появляется совершенно другая логика мышления. Теперь обучение для него – это значимая деятельность. Ведь в школе он уже приобретает не только новые неизвестные знания и умения, но и четкий и определенный социальный статус. Уже меняются его интересы, общие ценности, весь уклад его новой жизни.
И независимо от того, когда маленький ребенок пошел в школу, в шесть или семь лет, он в какой-то определенный момент своего комплексного развития проходит через конкретный кризис. Этот перелом может начаться и в 7 лет, а может даже сместиться к 6 или 8 годам. Но как всякий любой кризис, кризис семи лет не очень жестко связан с объективным и конкретным изменением жизненной ситуации. Важно, как ребенок именно переживает всю ту систему отношений, в которую он теперь включен, – будь то стабильные взаимные отношения или резко и часто меняющиеся. Теперь изменилось полное восприятие своего собственного места в четкой системе отношений – а это значит, меняется и социальная ситуация гармоничного развития, и ребенок теперь уже оказывается на границе нового неизвестного возрастного периода [16, 75].
Если прошедший уже кризис трех лет был по большей части связан с полным осознанием себя как отдельного активного субъекта в новом мире различных предметов, то есть ребенок понимал, что может влиять на него и менять по своему усмотрению, то теперь он пришел к осознанию своего нового места в мире общественных взаимных отношений. Это уже более глубокий кризис. Ребенок открывает для себя новую субъективную социальную позицию – позицию школьника, ученика. Это накладывает на него новые обязательства. И вот именно формирование этой новой позиции кардинальным образом меняет его сознание.
Данное изменение сознания приводит к полной переоценке уже установленных ранее ценностей. То есть то, что казалось важным раньше, тем уже становится второстепенным. И, наоборот. Ребенок теряет свои старые интересы, но на их место обязательно приходят новые. Теперь, то связано с учебным процессом, например, получение хороших оценок выходит на первый план, а все, что связано с игрой – на второй.
Но изменения сознания не ограничиваются только лишь переоценкой системы ценностей и уровня мотивации. В этом возрасте происходят более глубокие процессы, связанные с его переживаниями, которые были подготовлены в период дошкольного личностного развития. Если в последний год дошкольного возраста они у ребенка только наметились, то теперь стали более устойчивыми [6, 487].
Ребенок уже четко разделяет свой внутренний и внешний мир. Из-за этого и меняется его поведенческая структура. Другими словами, у каждого поступка есть теперь смысловая нагрузка. Поступок теперь связующее звено между конкретным желанием что-то эдакое сделать и дальнейшим развитием событий. Ребенок уже способен на интеллектуальном уровне оценить качество своего поступка и его последствия. Но одновременно на первый план выходит и эмоциональное отношение к нему. Ведь каждый поступок определяет его место в социуме, то есть в системе отношений с родителями, со сверстниками, с учителями и так далее. В этом возрасте из действий ребенка исчезает импульсивность и непосредственность.
Что касается детской непосредственности, то она утрачивается именно из-за того, что ребенок теперь размышляет о последствиях своих действий. Он начинает скрывать свои мысли, чувства. Пытается не показать другим, что где-то колеблется, что ему может быть плохо и так далее. Внешне дети младшего школьного возраста точно такие же, как и были, но внутреннее – это уже совершенно другой ребенок.