Курсовая с практикой Экономические науки Государственные и муниципальные финансы

Курсовая с практикой на тему Роль межбюджетных трансфертов в Формировании бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоритические основы межбюджетных отношений в Российской федерации 4
1.1 Сущность межбюджетных отношений: понятие, принципы, основные элементы 4
1.2 Межбюджетные трансферты как элемент межбюджетных отношений, их формы 9
Глава 2. Современное состояние и роль организации межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской федерации и местных бюджетов 18
2.1 Роль организации межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской федерации и местных бюджетов 18
2.2 Анализ предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектам Российской федерации и местных бюджетов 21
Заключение 32
Список использованных источников 36

  

Введение:

 

Федеративная форма правления нашего государства направлена на максимально эффективное взаимодействие государственных и региональных интересов.
Для достижения эффективного равновесия интересов нашего государства и ее субъектов необходимо достаточность средств для выполнения собственных и делегированных полномочий субъектов страны на основе грамотного разграничения расходных обязательств и доходных полномочий и принципа самостоятельности бюджетов
Однако сложившаяся в настоящее время в нашем государстве нормативно-правовая и методическая база межбюджетных отношений не позволяет реализовать на практике в полном объеме принципы бюджетного федерализма, что является серьезной проблемой, негативно влияющей на макроэкономическую стабильность государства и его экономический рост.
В настоящее время проблема эффективного распределения финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней бюджетной системы нашей страны приобретает особую актуальность. В современных условиях экономической нестабильности нашей стране требуется максимально рациональное планирование и организация хозяйства.
Современная бюджетная система нашей страны формируется в сочетании противоположностей, основываясь одновременно как на принципах единства, так и на самостоятельности бюджетов разных уровней. Благодаря такой организации достигается баланс интересов субъектов хозяйствования в стране, осуществляется справедливое распределение ресурсов.
В рамках существующей доктрины формирования и распределения финансов бюджетной системы наблюдается неравномерность экономического развития, а горизонтальное и вертикальное перераспределение достигается лишь путем «перекачивания» денежных средств от субъектов-доноров к реципиентам.
В условиях высокой дифференцированности экономико-географического положения субъектов федерации всегда будут существовать подобные различия, а государство закономерно будет стремиться их нивелировать.
Особенно хотелось бы обратить внимание на внесенный большой вклад в развитие финансового права, усовершенствование российского бюджетного процесса, а также в урегулирование межбюджетных отношений такими учеными, как Дмитриев М.Э., Кадочников П.А., Лившиц А.
Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопроса, касающегося роли межбюджетных трансфертов в формировании бюджетов субъектов страны и местных бюджетов.
Целью настоящего исследования является анализ роли межбюджетных трансфертов в формировании бюджетов субъектов нашего государства и местных бюджетов.
Названная цель курсовой работы предопределила следующие задачи:
 рассмотреть сущность и принципы межбюджетных отношений;
 определить межбюджетные трансферты как элемент межбюджетных отношений;
 проанализировать предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектам России и местных бюджетов;
 выявить роль организации межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов нашего государства и местных бюджетов.
Методологическую основу составляют общенаучный диалектический метод познания и частно-научные методы: системно-структурный, сравнительно-правовой, анализ действующего законодательства.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, 4 параграфов, заключения и списка использования источников информации.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Межбюджетные отношения – это система экономическо-правового вертикального и горизонтального взаимодействия территориальных образований в лице их уполномоченного органа в части формирования, распределения, перераспределения и регулирования бюджетных полномочий и источников их финансирования с целью максимизации обеспеченности населения территориального образования бюджетными ресурсами.
Поддержка субъектов нашей страны, в том числе повышение доходной базы и обеспечение устойчивости бюджетов регионов России и местных бюджетов, повышение прозрачности и предсказуемости планирования межбюджетных трансфертов является безусловным приоритетом государственной политики России в сфере межбюджетных отношений [15, c.124-126].
Межбюджетные трансферты – средства межбюджетного контроля в стране, которые заключаются в передаче денежных средств в бюджетной системе страны, из одного бюджета в другой.
Благодаря осуществлению межбюджетных трансфертов бюджет России может устранять горизонтальные пропорции между бюджетами, помогать в осуществлении дорогостоящих, но необходимых социальных программ.
Субвенция – денежная сумма, перечисляемая из вышестоящего бюджета в нижестоящих для полного финансирования, определенного дорогостоящего социального или иного проекта. То есть, при осуществлении данного трансферта бюджетные средства нижестоящего бюджета на истрачиваются.
Субсидия – денежная сумма, перечисляемая из вышестоящего бюджета в нижестоящий для финансовой помощи в осуществлении дорогостоящих проектов. В данном случае, в отличие от субвенции, происходит частичное покрытие всех необходимых расходов. С одной стороны, субсидии позволяют развивать перспективные отрасли экономических субъектов, а с другой — нерентабельные, но стратегически важные субсидии, как вид межбюджетных трансфертов, предоставляются на безвозвратной и безвозмездной основе, при этом не устанавливаются цели их использования. Субсидии могут предоставляться для выравнивания бюджетной обеспеченности субъектного бюджета, таким образом, пополняя его фонд финансовой поддержки.
Дотация – денежная сумма, перечисляемая вышестоящим бюджетом нижестоящему в качестве финансовой помощи (чтобы нижестоящий бюджет успешно осуществлял свои расходные функции) без целевой направленности перечисления.
В рамках обеспечения финансовой поддержки бюджетам регионам нашей страны в 2018 году, согласно предварительным данным, предоставлены межбюджетные трансферты из бюджета России в сумме 2044,8 млрд. рублей (в 2017 году – 1 690,1 млрд. рублей), из них дополнительно в течение года были распределены 336,3 млрд. рублей.
В структуре межбюджетных трансфертов доминируют дотации, объем которых в 2018 году составил 645,1 млрд. рублей с ростом к 2017 году на 30,7 млрд. рублей, или 5%. Было продолжено совершенствование подходов, применяемых при распределении указанной дотации на 2018 год.
Целевые межбюджетные трансферты (субсидии и иные межбюджетные трансферты) субъектным бюджетам из бюджета страны в 2018 году предоставлены в объеме 677,6 млрд. рублей (в том числе 107,4 млрд. рублей дополнительно в течение года), с ростом к 2017 году на 72,7 млрд. рублей, или 12%.
В 2018 году в перечень дотационных субъектов нашей страны в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, вошли более 85 процентов субъектов. Только 12 субъектов страны не нуждается в дотациях.
Например, это Республика Дагестан, Республика Тыва, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Алтай, Республика Ингушетия, Камчатский край и другие. Для самодостаточного экономического развития при очень низком уровне неналоговых доходов необходимо повышение налоговых доходов, а также важную роль имеют межбюджетные трансферты, направляемые на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов и муниципальных образований в виде дотаций, субсидий и субвенций.
Можно сделать вывод, что большая часть субъектов нашей страны подпадает под дотации государства, что в свою очередь характеризует сложившиеся межбюджетные отношения не с лучшей стороны в вопросе собственной эффективности и остро ставит тему актуальности своей оптимизации на данный момент.
В условиях современной экономической ситуации межбюджетные трансферты являются важным инструментом бюджетной политики, которая направлена на развитие межбюджетных отношений. Они ориентированы на укрепление финансовой самостоятельности регионов нашей страны и их социально-экономическое развитие на основе дифференцированной системы равномерного распределения трансфертов.
В первую очередь, хоть бюджет России и помогает нижестоящему в осуществлении им своих функций и реализации дорогостоящий проектов, но по факту безвозмездные межбюджетные трансферты в основном не способствуют социально-экономическому развитию региона, не создает стимула к самостоятельному развитию. Проблемный регион может долго получать бюджетные средства от бюджета Российской Федерации, но при этом самостоятельно не сможет наладит свои проблемы и выйти на новый, более высокий, уровень социально-экономического руководства [17, с. 34-36].
Также многие межбюджетные трансферты осуществляются без участия специализированных фондов. Это создает большие проблемы с учетом поступающих бюджетных средств, а также не дает эффективно уследить за тем, чтобы вся сумма поступивших трансфертов от бюджета Российской Федерации расходовалась четко по назначению.
В ходе развития межбюджетных отношений и реализации межбюджетных трансфертов субъектные органы власти должны обеспечивать всестороннее, комплексное развитие собственных регионов, преуспевающее, пропорциональное развитие всех сфер на принадлежащих им территориях.
Политика органов государственной власти Российской Федерации власти в отношении межбюджетных трансфертов должна стремиться к прозрачности, к строгому контролю за правомерностью и обоснованностью расходования поступивших в субъекты бюджетных средств. Необходимо разобраться в потребностях каждого отдельно взятого субъекта нашей страны, оказав финансовую помощь, но при этом Правительство и местные власти должны создавать условия, которые могли бы дать стимул для успешного социально-экономического развития региона.
При формировании федерального бюджета на 2019–2021 годы Правительством Российской Федерации проведена работа по максимально возможному распределению между субъектами Российской Федерации межбюджетных трансфертов, предоставляемых на реализацию национальных проектов.
Федеральный закон о федеральном бюджете предусматривает на 2019 год распределение между субъектами Российской Федерации 96% межбюджетных трансфертов, связанных с реализацией национальных проектов, или 571 млрд. рублей по 67 направлениям. Распределение субсидий обеспечено в полном объеме.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Сущность межбюджетных отношений: понятие, принципы, основные элементы

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, утвержденным Федеральным законом от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018) бюджетная система является важнейшим институтом государства. Для обеспечения возложенных полномочий на государственные, региональные и местные органы власти необходимы финансовые ресурсы, которые формируют бюджетную систему, которая позволяет выполнять регулирование экономических и социальных процессов в интересах общества нашей страны.
Бюджет – это фундамент эффективной и конкурентоспособной страны для достижения национальных целей развития, поставленных Президентом Российской Федерации.
Социально-экономическая и налоговая дифференциация, а также неравномерность размещения потребителей финансовых ресурсов по регионам являются федеративными отношениями, которые обеспечиваются движениями финансовых потоков между бюджетами.
Укрепление единства и развитие федеративного государства во многом зависят от успешного формирования федеративных отношений, организации взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.
Развитию бюджетного федерализма способствует эффективно действующая система межбюджетных отношений. Основания появления межбюджетных отношений задействовали практически все бюджетные отношения. В связи с этим правоведы уделяют внимание на нецелесообразность выделения вопросов организации и осуществления бюджетного процесса в качестве самостоятельного основания появления межбюджетных отношений.
Вышеуказанный закон исключил статью 129 из Бюджетного кодекса Российской Федерации, лишив межбюджетные отношения своих принципов. Отсутствие нормативной формулировки заставило исследователей проблем межбюджетных отношений по-своему определять их смысл. Систематизация некоторых определений термина «межбюджетные отношения» позволила выявить, что основная проблема в разночтениях этого определения касается субъектного состава, оснований возникновения и области их воздействия.
Итак, межбюджетные отношения – это:
 вариация бюджетных отношений, которые складываются между Россией и ее нижними уровнями в части распределения расходов и доходов между уровнями бюджетной системы страны, с последующим перераспределением доходов между бюджетами одного уровня, а также в части обеспечения процессов исполнения бюджетов и выполнения контроля за расходованием бюджетных средств [9, c. 23];
 деление и закрепление между федеральным, региональным и местным уровнями власти нашей страны ответственности за исполнение социальных и экономических функций, определение объема расходования для исполнения своих полномочий и определения источников доходов бюджетов всех уровней и все формы бюджетной поддержки регионов страны [8, c. 15];
 отношения, которые возникают между публичными образованиями в части предоставления и получения средств федерального бюджета одного уровня бюджетом нижестоящего уровня на условиях, которые установлены предоставляющим публичным образованием [6, c. 17];
 совокупная система междууровневого взаимодействия органов государственной власти России, органов государственной региональной власти и органов местного самоуправления, их взаимодействия между собой, основанная на бюджетных правовых отношениях, которые закреплены законодательством, содержащая правила закрепления расходов за бюджетами всех уровней страны, постоянное разграничение и нормативное распределение доходов, равенстве прав всех субъектов и муниципальных образований, перераспределении бюджетных средств из одного бюджета в другой в определенном порядке бюджетного регулирования и взаимной ответственности между звеньями бюджетной системы за выполнение социально-экономических функций [13, c. 89].
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетную систему составляют:
 федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов России;
 бюджеты регионов нашей страны, а также бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
 местные бюджеты, которые состоят из бюджетов муниципальных районов, бюджетов городских округов с внутригородским делением, бюджетов городских округов, бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения; бюджетов городских и сельских поселений, бюджетов внутригородских районов.
Межбюджетные отношения включают проведение следующих мероприятий:
 закрепление и перераспределение доходов и расходов по соответствующим уровням бюджетной системы;
 разграничение доходов;
 делегирование полномочий по расходам на нижние уровни;
 возмещение расходов в связи с передачей полномочий на нижние уровни бюджета, а также принятыми решениями, которые повлияли на дополнительные расходы другого уровня бюджета;
 предоставление безвозмездной финансовой помощи другим бюджетам (дотации, субвенции, субсидии, другие трансферты);
 объединение бюджетных средств с целью погашения расходов в интересах разных уровней и разных территорий одного уровня власти;
 предоставление финансовой помощи на возмездной основе иным бюджетам в форме кредитов;
 контроль за исполнением бюджетного законодательства нижнего уровня бюджетной системы.
Возникновение межбюджетных отношений призвано к выполнению ими ряда функций. Можно выделить семь основных функций:
 фондообразующая: образование бюджетов на субъектном уровне и местном уровне в соответствии с правилами бюджетного выравнивания, социальными стандартами и расходными обязательствами государственных органов власти и местного самоуправления;
 стимулирующая: мотивирование деятельности субъектных органов власти и местного самоуправления в увеличении налогового потенциала территорий;
 выравнивающая: подразделение фондообразующей функции. Используется для корректировок при возникновении горизонтальных отклонений;
 распределительная: перераспределение внутреннего валового продукта между различными субъектами межбюджетных отношений для урегулирования бюджетов нашей страны различных уровней;
 регулирующая: в соответствии с правилами бюджетного выравнивания, стандартами и обязательствами государственных органов власти и органов местного самоуправления контроль за созданием бюджетов;
 компенсационная: возмещение бюджетам нижних уровней расходов на финансирование государственных полномочий, при возникновении дополнительных расходов или потерь доходов бюджетов;
 инвестиционная: увеличение инвестиционной привлекательности субъектов страны и органов местного самоуправления.
В нашей стране преобладает прежде всего выравнивающая функция, поэтому в стране наблюдается снижение уровня мотивации территориальных органов власти в увеличении доходов и эффективном расходовании бюджетных средств, поэтому необходимо вносить изменения в действующий механизм межбюджетных отношений.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы