Курсовая с практикой на тему Роль ментальных моделей в выработке стратегий развития и реформирования экономики.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты экономической ментальности 6
1.1 Понятие экономической ментальности 6
1.2 Принципы экономической ментальности 8
1.3 Типы ментальных моделей 12
Глава 2. Современная экономическая ментальность России 15
2.1 Характеристика экономической ментальности России 15
2.2 Влияние ментальных моделей на развитие национальных экономик 15
2.3 Проблемы современной экономической ментальности в России и пути их решения 18
Заключение 22
Список литературы: 23
Введение:
Современный рынок — сложная система политических, социально-экономических отношений, возникающих между его участниками и являющаяся формой, следствием компромисса поведенческих интересов различных субъектов. Современная рыночная модель общественного устройства возникает как проактивная реакция на соответствующее внешнее воздействие различных факторов. Основой экономической жизни человека является изначальная необходимость выбора — товара, технологии, сырья, ресурсов, информации; инноваций, способов их использования и сочетания. Исследование экономического поведения человека как ведущего компонента экономической системы проводятся через призму рациональных экономических категорий, таких как «потребность», «доход», «цена», «полезность», «качество» и другие. Однако экономическое поведение определяется, прежде всего, общественным сознанием, что формируется под влиянием традиций, религии, социокультурных и этнических особенностей. Среди огромного количества компонентов поведенческого воздействия важную роль в жизни человека и отдельной нации играет ее менталитет. Массовое культивирование российской системы «коллективных ценностей», их приоритет над индивидуальными интересами и потребностями человека, уравнительные принципы распределения вызвали определенные ментальные деформации, которые отразились и на экономическом поведении.
Специфика конкретной социокультурной ситуации в современной России — это трансформативное состояние общества. Во всех дискуссиях вокруг вопросов экономической стабильности и повышения уровня жизни нации говорится о необходимости и сложности трансформации социально-экономической сферы, а также о некоторых алгоритмах сознания, которые меняются. [5]
Проблемы нелегкого движения общественных изменений в новейшей истории России требуют переосмысления многих обществоведческих положений, в частности, соотношение материального и духовного в процессах жизнедеятельности общества, выяснения места человека в экономических, социальных, политических реалиях, понимание сущности процессов, происходящих в индивидуальном и социальном сознании современного гражданина России, в частности, в аспекте ментальности. Современной России очень нужно знать, чем является ее экономическая ментальность. Ставя своей целью ускорение социально-экономических реформ в стране, нельзя игнорировать проблемы, в центре которых — человек, в частности, в аспекте изучения и качественного обновления ее экономической ментальности.
Любой человек является общественным существом. Все процессы, происходящие в обществе (экономические, политические, духовные), имеют социальную природу. Человек выступает субъектом социальных отношений в любой сфере общества — в экономике, политике, сфере права, искусства. Без человека как социального субъекта ни одна из общественных сфер не функционирует. Каждая из этих сфер общества является сферой жизнедеятельности человека как социального субъекта, является «зоной» социального развития человека. В том числе и сфера экономики. Экономическая ментальность — это признак общественности человека. Итак, экономическую ментальность следует рассматривать не с точки зрения собственно экономики — а в контексте социальной проблематики. Важной задачей является выяснение особенностей национальной экономической ментальности современной России в рамках социально-философского анализа.
Исследование национальной экономической ментальности России — особенно в социально философском аспекте — является важной, сегодня почти не исследованной отечественной философской мыслью, теоретической и практической проблемой.
Итак, проблема существует. В существовании человека как экономического существа и как субъекта экономической активности, в формах его сознательной реакции на определенное состояние социально-экономического мира, скрытый феномен экономической ментальности. Его следует найти и показать, поскольку экономическая ментальность «отвечает» за ход процессов в России, связанных с пониманием внутренних форм и механизмов развития и саморазвития экономической сферы общественной жизни, ее сущностных характеристик, тенденций и перспектив на дальнейшее. Российская экономическая национальная ментальность является мощной силой, она сегодня создает новую общественную реальность России.
Обзор научных источников показывает, что указанная проблема в последние годы становится предметом внимания отечественных философов, культурологов, политологов, социологов, историков, экономистов. Однако, несмотря на ее убедительную актуальность, отечественными исследователями сделаны только самые первые шаги в ее разработке. Целостное концептуальное видение экономической ментальности в России еще не сформировано. В трудах В. Храмова, И. Гончаренко, Р. Додонова и других термин «ментальность» приобретает национально этническую окраску. Ментальные измерения человека и общества как атрибуты субъективной реальности российского социума, психоэмоциональный мир человека интересуют Н. Соболеву, О. Донченко, О. Злобину и других. В. Врублевский, Дмитренко, А. Колот, Н. Павловская, Б. Финогеев, Г. Щекин и другие приходят к выводу, что в мотивации и стимулировании труда, кадровой работе наблюдается недооценка национального трудового менталитета и его региональных особенностей. Е. Суименко, В. Ворона, Д.Б огиня и другие проводят исследования в области социально-экономического, трудового поведения субъектов общественных процессов в России, в частности, ее предпринимательских характеристик. Также обращается внимание на недооценку фактора ментальности в отечественных социально-философских и социологических исследованиях.
Названными и другими отечественными авторами все чаще ставится вопрос: что есть экономическая ментальность, какая ее сущность, реальность стоит за этим понятием, какие функции выполняет явление, обозначаемое словом «ментальность»? Итак, на современном этапе экономическая ментальность остается концептуально не определенной философской и социологической науками. Исходя из очерченного, является крайне необходимым является исследование глубинных основ российской экономической ментальности. Следует преодолеть эту неопределенность и недостаточную изученность — ради расширения информационного поля научного анализа современных реалий в России, с целью разработки концептуальных положений по анализу теоретических, методологических и практических проблем развития современного российского общества.
Потребности теории и практики построения цивилизованного общества в России ставят на повестку дня вопросы изучения российской экономической ментальности как самостоятельного и самодостаточного фактора общественной жизни.
Цель курсовой работы – изучить характерные черты экономической ментальности в России.
Задачи курсовой работы:
— раскрыть понятие экономической ментальности;
— изучить принципы экономической ментальности;
— дать характеристику экономической ментальности россиян;
— определить проблемы современной экономической ментальности в России и пути их решения.
Объект исследования – модель экономической ментальности в России.
Предмет исследования — проблемы современной экономической ментальности в России и пути их решения.
Полученные результаты. В результате выполнения курсовой работы было раскрыто понятие экономической ментальности, рассмотрены ментальные модели в мировой экономике, определены характерные черты российской экономической ментальности, определены ее слабые стороны и пути их преодоления.
Заключение:
Экономическая ментальность — как ментальность в приспособлении к экономике (хозяйства) как сферы жизнедеятельности общества — реализуется в определенных формах и механизмах экономической (хозяйственной) активности человека. В совокупности они (эти формы и механизмы) составляют сущность так называемого «духа капитализма», собственно «экономического» аспекта в экономической ментальности.
Экономическое поведение — это и совокупность (система) вполне определенных форм «чисто» экономической активности субъектов такой активности, с экономической сознанием (стержневым ядром которой выступает соответствующая ментальность) и экономической «функцией».
Таким образом, выявление особенностей российской экономической ментальности является потребностью общественных преобразований в России для построения современного российского общества, поиска страной собственной уникальности и основ национальной самоидентификации, выяснения оснований возможности стабильного экономического развития. Середину первого десятилетия XXI века. Россия встретила как страна, которая задекларировала свое вхождение в демократическое мировое пространство, провозгласила о коренном реформировании социально-экономических отношений внутри страны. И процессы, происходящие в области экономической, социальной, политической, духовной жизни такой Новой России, динамика развития общественного сознания россиян потребует основательной социально-философской рефлексии, поскольку любые реформы в стране зависят от понимания их сути и поддержки теми, для кого они проводятся. Изменения в экономической системе России должны сопровождаться изменениями в мировосприятии ее граждан. И хотя специальные исследования особенностей российской экономической ментальности дают основания утверждать, что качественные изменения экономического сознания населения требуют в России относительно длительного времени, есть реальные основания утверждать, что в современной России существует тип человека, для которого характерен высокий уровень автономии в отношении к социуму и социальным институтам; такой человек не апеллирует к обществу и его нормам; вынужден считаться с ними, он противопоставляет им свои собственные правила; все социальное, «обобщенный другой» представляются ему внешней средой, которому надо «навязать» себя. В новой общественной реальности России зарождаются новые нормы и правила, необходимые для жизнедеятельности, и экономический индивидуализм становится одной из таких норм, следовательно, следует прогнозировать принципиальные изменения к лучшему в сущности, формах и механизмах отечественной экономической ментальности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты экономической ментальности
1.1 Понятие экономической ментальности
В определении понятия «ментальность» существует много разногласий. Однако, в целом, ментальность (с лат. Mens — ум, образ мышления, душевное состояние – это:
— образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы [2, с. 263];
— глубинный уровень индивидуального и коллективного сознания, совокупность установлений и склонностей индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспроизводить мир определенным образом [3, с. 176].
В латинском языке mens, mentis означает любое духовное явление или деятельность: ум, мышление, обдумывание, мысль, образ мышления, душевный склад, характер, склонности, а также желание, намерение, план [4, с. 420].
Ментальность — это понятие для определения структуры и уровней мышления; сформированная система элементов мировосприятия, которая обуславливает соответствующие механизмы поведения, деятельности, образа жизни различных социальных общностей и индивидов, включает совокупность ценностных, символических, сознательных и подсознательных ощущений, представлений, настроений, взглядов, мировоззрения, которые определяют способность этих сообществ и индивидов к адекватному восприятию или действия [5, с. 212]. Ментальность формируется как результат традиций, культуры, социальной среды жизнедеятельности человека. Она и сама их формирует, выступая их неявным (и имеющимся) источником, фиксируя постоянную структуру внутреннего мира человека по восприятию ею конкретных общественных ситуаций и окружающей ее реальности в целом.
Национальная ментальность — это общая для социально-политической или этнической общности людей совокупность характеристик поведения и мышления, с помощью которых можно оценивать и прогнозировать социальные реакции людей на определенные события в конкретной стране. Она является алгоритмическим компонентом ума народа. Она проявляется в умении выбирать (отбирать, перебирать) данные, в результате чего рождается знание (понимание, восприятие). Она представляет собой способность нации делать выбор в широком смысле слова: выбор между добром и злом, выбор своей элиты (политической, деловой, интеллектуальной, духовной), выбор типа государственного устройства, видов социально-экономической деятельности, образа жизни и тому подобное. Народ, как и отдельная личность, в своей жизни руководствуется интеллектом, желаниями, потребностями, интересами, чувствами, удобствами — фоном которых выступает ментальный феномен. Благодаря ему социальная действительность предстает не как хаотическое исторический процесс, а как следствие целесообразной общественной деятельности по преодолению социальной содержательной неопределенности и энтропии. Национальные ментальные архетипы поведения и мышления проявляются в фантазиях и сновидениях, в политических устремлениях и экономических стремлениях, в религиозных надеждах и научных достижениях, в желаниях и мечтах, — представляя априорные условия понимания и восприятия, будучи определенной трансцендентальной схеме или структурой, в которой нашел воплощение опыт жизнедеятельности всего народа в историческом разрезе. Ментальные архетипы помогают нациям постоянно воспроизводить самих себя, поддерживать связь со своим историческим прошлым, наполнять содержанием настоящего. По утверждению С. Крымского, под менталитетом нации следует понимать «не столько и не только особенности психологических характеристик народа (феномен «национальной души»), сколько формообразования национального сознания, которые соответствуют определенному образу жизни и бытийному опыта» [6, с. 278].
Значительны различия менталитетов наций. Они помогают человеку осознавать свою этническую принадлежность и выступают средством передачи от поколения к поколению национальных форм социально-экономического (того, что интересует нас в первую очередь) и другого опыта. Менталитет дает возможность понять смысл хозяйственной (экономической) деятельности нации, отражает особенности отношения к труду, к собственности и тому подобное. С понятием «национальная ментальность» тесно связаны такие понятия, как: национальная (этническая) психология, национальный характер, народная память, национальная мечта, национальная идея, национальный интерес, национальная мифология, национальное сознание (самосознание), национальный интеллект и т.д. . Общим в этих понятиях является то, что ими фиксируется своеобразие определенного национального общества, определенного народа, ими аккумулируются особенности национальной истории, экономического устройства, специфика географической среды, социального и культурного развития. При этом понятие «ментальность» (менталитет) является более широким, чем названные в пересчете. Феномен экономической ментальности плотно связан с социально-экономической сферой жизнедеятельности человека и общества. Еще в начале ХХ века известный экономист и мыслитель М.И. Туган-Барановский обратил внимание на то, что механизмы и содержание хозяйственной деятельности общества в многом регулируются миром психологических чувств человека, трудовыми традициями, религиозными установками, национальными самосознанием и характером, духовным складом личности, то есть тем, что составляет сущность ментального феномена [7, с. 7]. Ментальность стоит того, чтобы отнести ее к могучим рычагам социально-экономического развития, весомых сил осуществления процессов социально-экономической общественной жизнедеятельности.