Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Роль игр в формировании сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы исследования сенсорного развития детей дошкольного возраста 5

1.1 Сенсорное развитие детей дошкольного возраста 5

1.2 Игровая деятельность как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста 8

Выводы по главе 12

Глава 2. Эмпирическое исследование по формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста 13

2.1 Методы и организация исследования 13

2.2 Анализ результатов диагностического обследования 16

2.3 Методические рекомендации по использованию игр в процессе формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста 19

Выводы по главе 23

Заключение 24

Список использованной литературы 25

  

Введение:

 

Актуальность: Сенсорное развитие ребенка, буквально с первых дней его жизни, является залогом успешного осуществления разных видов деятельности.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде в процессы познания окружающей жизни: исследование предметов, их свойств и качеств – формы, строения, величины, пропорции и др.

Сенсорное воспитание направлено на развитие разнообразных перцептивных действий, в процессе которых дети выявляют свойства предметов, объектов, явлений.

Существует мнение, что восприятие детей развивается постепенно, в результате чего они оказываются способными воспринимать все более сложные предметы. Исходя из этого, можно подумать, что развивать восприятие не нужно. Однако, это не так, умение воспринимать само не образуется, эти действиям детей нужно учить. Одними из первых об этом говорили Я. Каменский, И. Песталоцци.

Именно сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

Исходя из этого, мы выбрали данную тему для изучения.

Объект исследования – сенсорные эталоны у детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – игра, как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.

Цель исследования – изучить роль игр в формировании сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

1. Рассмотреть особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста.

2. Изучить игровую деятельность как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.

3. Провести эмпирическое исследование по изучению и формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.

4. Предложить методические рекомендации по использованию игр в процессе формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования – мы предположили, что использование игр является эффективным при формировании сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных цели и задач нами были использованы следующие методы работы:

— теоретические методы – анализ педагогической, психологической и научно-методической литературы; изучение социально-педагогического опыта по проблеме исследования; синтез основных идей, сравнение, моделирование;

— эмпирические методы: педагогический эксперимент, наблюдение, методы математической обработки результатов исследования.

Методологической основой нашей работы являются основные положения, разработанные классиками русской и советской педагогики К.Д. Ушинским, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко и также положения отечественной педагогики, сформулированные в трудах А.П. Усовой, Е.И. Радиной, З.М. Богуславской, А.И. Сорокиной.

Работа включает в себя введение, две главы, в которых раскрываются основные вопросы, касающиеся особенностей познавательного развития детей младшего дошкольного возраста.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Глава 1. Теоретические основы исследования сенсорного развития детей дошкольного возраста

1.1 Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие (от лат. “sensus” – чувство, ощущение) представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира [7, c.88].

Сенсорные эталоны — это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений — цвета, формы, величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, длительности промежутков времени и т. д.

От того, насколько полно малыш научится воспринимать объекты, предметы и явления, а также оперировать знаниями о них зависит его благополучное обучение в целом.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Задачи сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста:

— формирование у детей систем перцептивных действий;

— формирование у детей систем сенсорных эталонов — обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;

— формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности;

— создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем их предметном мире.

Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст благоприятен для совершенствования органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.

От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так, значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях по физической культуре.

Организовывать сенсорное воспитание и руководить им необходимо на протяжении всего дошкольного возраста. Для этого следует учить детей рассматриванию предметов, поглаживанию, чтобы полученные в процессе этого впечатления использовать в определенном виде деятельности.

Цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности.

Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.

1 этап – предэталонный, происходит на 3-ем году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые говорит, что они похожи на мячик т.е., при восприятии одного предмета другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства.

2 этап – средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Например, в игре «Спрячь мышку» дети знакомятся с эталонами формы.

3 этап – на 4-5 году жизни, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки.

На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон, – «короткими» и «длинными». От глобальной оценки величины предмета (большой – маленький) дети переходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины; учатся выстраивать сериационный ряд. Соответственно усложняются дидактические игры [8, c. 34].

В процессе сенсорного воспитания следует использовать игры. Возможность обучать маленьких детей посредством актив¬ной интересной для них деятельности — отличительная особен¬ность дидактических игр. Однако следует отметить, что зна¬ния и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный ин¬терес представляет не обучающая задача, а игровые действия — для детей раннего и млад¬шего дошкольного возраста, и решение игровой задачи, вы¬игрыш — для детей старшего дошкольного возраста.

В процессе данных игр ребенок будет совершать различные действия. В процессе рассматривания-обследования детей учат выделять свойства и качества предметов, постепенно расширяя умение детей видеть большее количество свойств предметов.

При этом поверхность предметов и объектов может быть различной: мягкая, жесткая, шероховатая, колючая, теплая, пушистая. Материалы, из которых они сделаны тоже должны быть различные – резина, дерево, металл, пластмасса. Однако делать это нужно не сразу, а постепенно расширяя круг познаваемых объектов и их качеств.

Тогда образы восприятия, формирующиеся на основе перцептивных действий, станут полнее и глубже.

В процессе игры необходимо подводить детей к пониманию того, что один и тот же предмет может быть сделан из разных материалов и из одного материала могут быть сделаны разные предметы.

Окружающий мир многообразен, его познание требует включения в процесс восприятия разных анализаторов – зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса – и сенсомоторных действий.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы исследования сенсорного развития детей дошкольного возраста

1.1 Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие (от лат. “sensus” – чувство, ощущение) представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира [7, c.88].

Сенсорные эталоны — это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений — цвета, формы, величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, длительности промежутков времени и т. д.

От того, насколько полно малыш научится воспринимать объекты, предметы и явления, а также оперировать знаниями о них зависит его благополучное обучение в целом.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Задачи сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста:

— формирование у детей систем перцептивных действий;

— формирование у детей систем сенсорных эталонов — обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;

— формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности;

— создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем их предметном мире.

Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст благоприятен для совершенствования органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.

От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так, значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях по физической культуре.

Организовывать сенсорное воспитание и руководить им необходимо на протяжении всего дошкольного возраста. Для этого следует учить детей рассматриванию предметов, поглаживанию, чтобы полученные в процессе этого впечатления использовать в определенном виде деятельности.

Цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности.

Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.

1 этап – предэталонный, происходит на 3-ем году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые говорит, что они похожи на мячик т.е., при восприятии одного предмета другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства.

2 этап – средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Например, в игре «Спрячь мышку» дети знакомятся с эталонами формы.

3 этап – на 4-5 году жизни, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки.

На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон, – «короткими» и «длинными». От глобальной оценки величины предмета (большой – маленький) дети переходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины; учатся выстраивать сериационный ряд. Соответственно усложняются дидактические игры [8, c. 34].

В процессе сенсорного воспитания следует использовать игры. Возможность обучать маленьких детей посредством актив¬ной интересной для них деятельности — отличительная особен¬ность дидактических игр. Однако следует отметить, что зна¬ния и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный ин¬терес представляет не обучающая задача, а игровые действия — для детей раннего и млад¬шего дошкольного возраста, и решение игровой задачи, вы¬игрыш — для детей старшего дошкольного возраста.

В процессе данных игр ребенок будет совершать различные действия. В процессе рассматривания-обследования детей учат выделять свойства и качества предметов, постепенно расширяя умение детей видеть большее количество свойств предметов.

При этом поверхность предметов и объектов может быть различной: мягкая, жесткая, шероховатая, колючая, теплая, пушистая. Материалы, из которых они сделаны тоже должны быть различные – резина, дерево, металл, пластмасса. Однако делать это нужно не сразу, а постепенно расширяя круг познаваемых объектов и их качеств.

Тогда образы восприятия, формирующиеся на основе перцептивных действий, станут полнее и глубже.

В процессе игры необходимо подводить детей к пониманию того, что один и тот же предмет может быть сделан из разных материалов и из одного материала могут быть сделаны разные предметы.

Окружающий мир многообразен, его познание требует включения в процесс восприятия разных анализаторов – зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса – и сенсомоторных действий.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы