Курсовая с практикой Гуманитарные науки История искусств

Курсовая с практикой на тему Роль и значение витража в декоративно-прикладном искусстве

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Технологии в изготовлении витражей 6
ГЛАВА 2. Сравнительный анализ витражей 18
2.1. Витражи Собора Дуомо 18
2.2. Развитие витража в петербургском метро 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ЛИТЕРАТУРА 30

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что витраж сегодня по-прежнему остается актуальным видом монументального искусства. Каждая эпоха вносит в него определенные новшества, делая его совершеннее и обогащая новыми материалами и техниками исполнения. В современном искусстве используются классические техники изготовления витражей, которые известны еще с прошлых веков.
На сегодняшний день такой вид декоративно-прикладного искусства, как витраж, стал очень популярен. Благодаря изделиям, выполненным в технике витража, произведениям изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанным на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёмов, создают неповторимый, яркий, оригинальный дизайн интерьера.
В искусстве витража декоративно-художественную форму каждого произведения можно рассматривать с точки зрения определенного взаимодействия всех ее элементов между собой и с пространством – как целостную объемно-пространственную структуру, в одних случаях простую и лаконичную, а в других – весьма сложную.
Витраж – это синтетическое произведение. С одной стороны, выполняя задачу ограждения пространства, он заменяет стену (преграду) скрывает внешний пространство за декорацией из цветного стекла. С другой стороны, создает иллюзию исчезновения преграды (стены), будучи прозрачной рельефной живописью.
В современном мире, где архитектор желает создать выразительный и уникальный в своем роде проект, существует возможность использовать сложнейшие габаритные остекленные конструкции, которые имеют достаточно необычную форму и яркую оригинальную цветовую гамму. Витраж располагают в двухкамерных стеклопакетах на месте среднего стекла, а иногда накладывают на стекло на внутренней стороне конструкции. Широкое применение стеклопакетов потребовало внедрения новейшей витражной технологии на основе цельного стекла, специального цветного ламината и свинцового профиля различного сечения.
В настоящее время у художников-монументалистов появились новые возможности в изготовлении витражей благодаря научно-техническому прогрессу, новым технологиям и инновациям.
Новые технологии по производству стекла значительно расширили функциональные возможности его использования в витраже. Художники-монументалисты благодаря новым технологиям могут создавать целые объемно-пространственные композиции, которые будут вписываться в окружающую среду, не нарушая ее целостности восприятия пространства и обогащая ее необычным эффектным звучанием. Современный студент, обучающийся монументальному искусству, не только должен знать современные технологии и ориентироваться в них, но и принимать профессиональные решения при изготовлении витражей.
Объектом исследования являются отношения, в частности те, которые формируются в сфере декоративно-прикладного искусства.
Предмет исследования – роль и значение витража в декоративно-прикладном искусстве.
Целью исследования является выявление условий, необходимых для развития витража в декоративно-прикладном искусстве.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть технологии в изготовлении витражей ;
— выявить особенности витражей Собора Дуомо;
— выявить особенности витража в петербургском метро.
Методологическая основа исследования. Для того чтобы максимально грамотно и эффективно решить поставленные задачи, в работе активно применялись общенаучные методы исследования. В частности, речь идет о диалектическом способе как основном способе объективного и, что немаловажно, всестороннего познания действительности, аналогии, обобщения, а также о ряде частно-научных методов: историческом, системно-структурном, сравнительно-правовом, формально-юридическом, статистическом и других. Использование этих методов позволило обеспечить наиболее глубокое исследование всего комплекса проблем во взаимосвязи и целостности.
Особенности структуры работы. Выбор структуры курсовой работы обусловлен логикой изложения материала в соответствии с главной целью исследования и, соответственно, вытекающими из нее вышеназванными задачами. Курсовая работа состоит из следующих частей: введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Витраж – яркая доминанта интерьера, преобразующая его и создающая в нем особую атмосферу, поэтому важно обращать внимание не только на изображение, но и на использования цветного стекла, создающего особый эмоциональный фон благодаря текстуре и игры света. Немалое значение в витражном произведении, его восприятии зрителем играет тип цветного стекла: прозрачное или сатиновое, матированное или фактурное, однотонное или «запеченное», имеющее переходы из одного цвета в другой или вкрапления иных фактурных материалов, таких как песок.
Современные технологии делают возможным комбинирование дизайнерского решения с классическим вековым подходом к изготовлению витража.
Сегодня применяются такие техники, как:
— Тиффани;
— фьюзинг;
— кастинг или «Муранское стекло» (стеклянные элементы отливаются в металлических формах с рельефными углублениями в нижней части);
— пескоструйная гравировка (автоматизированное матирование стеклянной поверхности по заданному программой эскизу);
— лаковый псевдовитраж (ручное или автоматизированное нанесение специальных красок различной прозрачности на стеклянную или зеркальную поверхность); авторские комбинированные техники.
Современные витражи представляют собой не только красочные, колоритные композиции, но и просто матированные – пескоструйные стеклянные или зеркальные поверхности.
Поскольку витраж в точном понимании этого слова – это долгая непростая работа, которая имеет соответствующую цену, сегодня на рынке художественного оформления интерьеров есть выбор более доступных «псевдовитражных» техник, так или иначе имитирующих настоящий витраж. На стеклянные листы, к примеру, наносятся цветные, текстурные декоративные покрытия и хрустальные элементы. Есть варианты покрытия стекла красками без дальнейшего обжига.
Существуют, наконец, «подражания» витражу с помощью прозрачных пленок или бумажных листов, наклеиваемых на стекло. Способы имитации разнообразны по степени тщательности и художественным достоинствам. Но даже если созданные таким образом изделия и не станут произведениями искусства, их значение для интерьера трудно отрицать.
Витраж – это действительно что-то волшебное и изящное. Он обладает поистине уникальными способностями организации пространства, к примеру, зрительно расширяя его или акцентируя в нем определенные зоны. «Цветные картины» придают эмоциональную выразительность зданию или его внутреннему пространству. Именно поэтому изделия, выполненные в витражной технике, все больше завоевывают расположение архитекторов и дизайнеров.  

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Технологии в изготовлении витражей
Витраж – яркая доминанта интерьера, преобразующая его и создающая в нем особую атмосферу, поэтому важно обращать внимание не только на изображение, но и на использования цветного стекла, создающего особый эмоциональный фон благодаря текстуре и игры света. Немалое значение в витражном произведении, его восприятии зрителем играет тип цветного стекла: прозрачное или сатиновое, матированное или фактурное, однотонное или «запеченное», имеющее переходы из одного цвета в другой или вкрапления иных фактурных материалов, таких как песок.
Современные технологии делают возможным комбинирование дизайнерского решения с классическим вековым подходом к изготовлению витража. Сегодня применяются такие техники, как Тиффани; фьюзинг; кастинг или «Муранское стекло» (стеклянные элементы отливаются в металлических формах с рельефными углублениями в нижней части); пескоструйная гравировка (автоматизированное матирование стеклянной поверхности по заданному программой эскизу); лаковый псевдовитраж (ручное или автоматизированное нанесение специальных красок различной прозрачности на стеклянную или зеркальную поверхность); авторские комбинированные техники. Современные витражи представляют собой не только красочные, колоритные композиции, но и просто матированные – пескоструйные стеклянные или зеркальные поверхности.
Поскольку витраж в точном понимании этого слова – это долгая непростая работа, которая имеет соответствующую цену, сегодня на рынке художественного оформления интерьеров есть выбор более доступных «псевдовитражных» техник, так или иначе имитирующих настоящий витраж. На стеклянные листы, к примеру, наносятся цветные, текстурные декоративные покрытия и хрустальные элементы.
Есть варианты покрытия стекла красками без дальнейшего обжига. Существуют, наконец, «подражания» витражу с помощью прозрачных пленок или бумажных листов, наклеиваемых на стекло. Способы имитации разнообразны по степени тщательности и художественным достоинствам. Но даже если созданные таким образом изделия и не станут произведениями искусства, их значение для интерьера трудно отрицать.
Каждая технология изготовления витража имеет свои отличительные особенности, поэтому от правильного выбора технологии и знания ее особенностей зависят не только художественные достоинства произведения, но и его функциональность и долговечность. Предлагается краткий обзор некоторых технологий.
Классический наборный витраж.
Витраж собирается на горизонтальной плоскости из элементов нарезанных цветных стекол. Затем стекла заключаются в металлический профиль (свинец, медь, латунь), который спаивается. Получается прочная паяная металлическая конструкция. Этому виду витража характерны простые геометрические пропорции и строгие прямые линии. Вес всей конструкции витража значительный. Этот витраж создается только плоской формы.
Характерны для классических наборных витражей довольно толстые линии контуров. Они соответствуют представлениям о средневековых витражах из старинных дворцовых или церковных интерьеров. В последнее время паяние заменили механическим креплением при помощи зажимов, винтов, заклепок. Для этого изменили профиль полосы металла (алюминий, латунь), который позволяет надежно крепить стекло.
Свинцово-паечный витраж.
Этот вид витража возник еще в эпоху готики. В то время техника стеклоизделий не позволяла выпускать стекло (особенно цветное) больших габаритов. Оконные проемы напоминали скорее бойницы, чем современные окна. Паяный витраж изготавливался из цветных стекол, соединенных между собой легкоплавким металлом (свинец) или перегородками из ленточной латуни или меди. Использовались цветные стекла и стекла, расписанные красками, состоящими из окислов металлов. Расписанные стекла обжигали в специальных печах. Краска из окислов металлов вплавлялась в стекло, образуя с ним одну структуру. Свинцово-паяный витраж очень трудоемкий. Характерные особенности этого витража: простые геометрические формы, симметричность, отсутствие мелкой деталировки.
Витраж Тиффани.
Этот вид витража возник в Америке в конце XIX в. Создал эту технологию изготовления витража Луис Комфорт Тиффани. Он обворачивал торцы стеклянных элементов витража медной фольгой и спаивал их между собой по медной фольге. Этот принцип изготовления дал возможность использовать очень мелкий модуль стекла. Так как медная фольга дает возможность производить пайку фрагментов витража под разными углами, это позволяет создавать конструкции разных форм. Технология изготовления витража за свою простоту и экономичность получила очень широкую популярность. Техника Тиффани применяется для оформления, как самого интерьера, так и его элементов.
В зависимости от того, какие стекла используются, выделяют несколько разновидностей наборных витражей: узорчатые, контурные и мозаичные витражи. Узорчатые витражи. Эти витражи набираются из прозрачного стекла. Стекла могут иметь разные формы узоров, также отличаться фактурной поверхностью.
При подборе элементов витража с разными фактурами и узорами создаются уникальные композиции. Контур свинцового обрамления элементов, формы и размеры этих элементов являются основными выразительными средствами в создании узорчатых витражей.
Контурные витражи.
Характерной особенностью контурных (силуэтных) витражей являются стекла в форме дисков. Это главный композиционный элемент контурного витража. Чаще всего используются одноцветные стеклянные диски. В соединении с элементами разной формы создают уникальные и оригинальные композиции. Все элементы витража скрепляют свинцовым контуром и спаиваю.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы