Курсовая с практикой на тему Роль и значение семьи в становлении личности ребенка с умственной отсталостью
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект исследования психологической культуры родителей как фактора психологического здоровья детей 7
1.1. Психологический климат в семье как один из основных факторов психологического здоровья детей 7
1.2. Стили семейного воспитания как элемент психологической культуры родителей и их влияние на становление личности ребенка 10
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния отношений в семье на психологическое развитие детей с умственной отсталостью 21
2.1. Организация исследования 21
2.2. Анализ полученных результатов 28
2.3. Коррекционный комплекс по изменению стиля семейного воспитания и снижению проявления детской агрессивности 43
2.4. Анализ эффективности проведенной работы 48
Выводы по главе 2 50
Заключение 51
Список использованной литературы 54
Приложения 58
Введение:
Актуальность исследования. Мир детства – особый мир, со своей логикой и своим обаянием. Ребенок часто видит то, что не видит взрослый. От родителей зависит, каким будет мир детства детей: радостным, справедливым, чистым и добрым или печальным, несправедливым и злым.
Фактору взаимодействия детей с родителями традиционно отводится важная роль в развитии личности детей, их личностной и эмоциональной и сферы, в том числе и детей с умственной отсталостью. Родители, постоянно контактируя с ребенком, помогают ему упорядочивать и регулировать его аффективные взаимоотношения с окружающим миром, осваивать различные психотехнические приемы организации его поведения.
Семья, как малая группа, благодаря своим особенностям создает для своих членов условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, позволяющие ребенку с умственной отсталостью чувствовать собственную принадлежность к социуму, усиливающие чувство его безопасности и покоя, вызывающие желание помочь и поддержать других людей. Общение ребенка с умственной отсталостью с близкими взрослыми – это главное и решающее условие формирования всех его психических способностей и качеств: речи, мышления, эмоциональной сферы, самооценки, воображения и пр.
Семья – это скрытое от внешнего наблюдения пространство сложных взаимоотношений. Супружеские и родительско-детские отношения в каждой отдельной семье индивидуальные и неповторимые. Под стилем семейного общения понимается совокупность родительских чувств, ожиданий, установок, оценок, шаблонов поведения по отношению к ребенку.
Психологическая культура личности является для науки достаточно новым понятием (впервые упоминается в работах А.А. Бодалева и Н.И. Обозова в 80-е годы прошлого века), чем и обусловлена актуальность данного исследования.
Исследованием темы влияния стиля семейного общения на развитие личности ребенка занимались ученые Е. Арутюнянц, А. Болдуин, Д. Боумрид, В. Гарбузов, А. Дмитриева, Е. Эйдемиллер, А. Захаров, А. Личко, А. Спиваковская и многие другие.
История человечества показала, что агрессивность является неотъемлемой частью жизни общества. Но формы ее проявлений могут быть как более опасными, так и вполне недопустимыми. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее распространенных проблем на сегодняшний день. Особенности ее проявлений беспокоят не только педагогов, но и родителей.
Как правило, с усвоением правил и норм поведения просоциальные формы поведения сменяют непосредственные проявления детской агрессивности. Однако, у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое свойство личности. В результате снижается и потенциал ребенка, сужается сфера его полноценного общения, деформируется личностное развитие. Поведение агрессивного ребенка создает множество проблем не только для окружения, но и для самой личности. Важно понять причины такого поведения или детерминанты агрессивности и условия ее формирования.
Проблемой детской агрессивности и ее коррекции занимались А.Г. Антонова, Т.П. Висковатова, Т.С. Гурлева, Е.И. Дранищева, И.В. Дубровина, Н. Жутиков, Т.П. Смирнова, И.А. Фурманов и другие. Применение в психокоррекционной работе различных техник арт-терапии раскрывали Л.А. Белозоров, Т. Казакова, Т.Е. Комарова, В. Лабунская, В.В. Лебединский, О.В. Чех. Использование арт-терапевтическим приемов и техник в работе с детьми описывали М.В. Киселева, Л.Д. Короткова, Л.Д. Лебедева, Т.П. Юрченко и другие.
Распространение феномена тревожности среди детей, ее негативная роль в развитии является темой многочисленных исследований психологов, педагогов, врачей. В частности, рассматривались факты проявления детской тревожности как врожденной психодинамической характеристики (О.И. Захаров, Н.Д. Левитов и др.) и как условия и результата социализации (А.М. Прихожан, К. Хорни, Ю.Л. Ханин и др.). Доказана связь уровня интеллекта и переживания страхов (И. Рантбург, П. Поппер). Выявлено половые и возрастные различия в проявлениях тревожности (В.И. Кочубей, Е.В. Новикова). Проанализирована связь тревожности с мотивацией учения (А.К. Дусавицкий и др.), социометрическим статусом (В.Р. Кисловский, Е.В. Панасюк и др.), успеваемостью в учебе (А.К. Дусавицкий, В.Н. Дружинин, Б. Монина).
Актуальность данной темы обусловлена тем, что на сегодняшний день все большую популярность приобретает такой вид отклоняющегося поведения детей с умственной отсталостью, как агрессия и тревожность, причиной которых становятся нарушения во взаимоотношениях в семье.
Проблема исследования: необходимо выявить какова взаимосвязь между семейными отношениями и психологическим развитием личности ребенка с умственной отсталостью.
Объектом исследования являются семейные отношения.
Предметом исследования является влияние семейных отношений на психологическое развитие личности детей с умственной отсталостью.
Целью исследования является выявление факторов семейных отношений, которые влияют на становление личности детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Дать характеристику психологическому климату семьи.
2. Дать характеристику стилям семейного воспитания.
3. Провести эмпирическое исследование психологической культуры родителей, стилей семейного воспитания и психологического здоровья детей с умственной отсталостью.
Гипотеза исследования состоит в том, что неблагоприятный тип детско-родительских взаимоотношений ведет к проявлению агрессивности и тревожности у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.
При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались следующие методы исследования:
теоретические – анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования.
эмпирические – наблюдение, тестирование, психодиагностические методики.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что нами обобщен материал о влиянии семейных отношений на психологическое развитие детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Практическая значимость и новизна исследования определяется возможностью использования материалов работы в практической деятельности психологов и воспитателей, работающих с детьми с умственной отсталостью.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, список использованной литературы.
Заключение:
Внутренний мир личности ребенка старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью – это его психическая реальность, которая вмещает в себя все аспекты сознательной духовной жизни личности.
Становление внутреннего мира личности ребенка старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью происходит под воздействием множества факторов, таких как особенности взаимоотношений в семье, со сверстниками и педагогами; эмоциональное здоровье ребенка с умственной отсталостью; воспитательное и социализирующее воздействие таких источников информации как интернет, радио, телевидение, компьютерные игры, кино, журнальная и газетная продукция.
Семья является ведущим фактором развития личности ребенка с умственной отсталостью. Именно от семьи и взаимоотношений ее членов зависит формирование личности и дальнейшая ее судьба.
В семье ребенок с умственной отсталостью приобретает первый социальный опыт. На формирование личности ребенка оказывают влияние не только мать и отец, однако и другие члены его семьи. Для развития ребенка с умственной отсталостью очень важной является доброжелательная атмосфера, единство взглядов у родителей на воспитание и развитие. Для психологического здоровья детей с умственной отсталостью их родителям необходимо уделять огромное внимание внутреннему миру детей: уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, проблемам и переживаниям, интересам, способностям; их взаимоотношениям с людьми. Вместе с тем, имеются условия, оказывающие отрицательное влияние на психологическое здоровье детей с умственной отсталостью. Среди них:
– нарушенные отношения между членами семьи (отсутствие одного из родителей, конфликты между родителями и пр.);
– нарушение воспитания в семье (детско-родительских отношений).
Семья, обладая особыми возможностями в формировании эмоционального, чувственного развития ребенка с умственной отсталостью, создает предпосылки для развития индивидуальности и психологического здоровья ребенка, поскольку ничто так не выражает ее субъективный мир, как чувства.
Существуют разные стили семейного воспитания, которые по-своему влияют на личность ребенка. Отец и мать могут использовать разные стили воспитания, взаимно дополняя, или подрывая влияние друг друга.
Лучшие взаимоотношения детей с родителями обычно складываются в том случае, если родители применяют демократический стиль семейного воспитания, который способствует воспитанию инициативы и социальной ответственности, активности, самостоятельности в наибольшей мере. В этом случае поведение ребенка направляется последовательно, гибко и рационально.
Нами было проведено эмпирическое исследования взаимоотношений в семье как фактора развития личности ребенка.
Агрессия и тревожность – это 2 признака, на которые мы обращали особое внимание в нашем исследовании, поскольку эти 2 признака выделены нами как критерии психологического здоровья и нездоровья старших дошкольников.
В результате исследования стилей семейного воспитания нами было получено три фактора: гиперопека – отсутствие родительской опеки; отсутствие демократичности в отношениях с ребенком – демократичность; диктатура в воспитании – отказ от авторитаризма.
Подводя итоги, следует отметить, что общение и взаимодействие с ребенком с умственной отсталостью рассматривается в качестве наиболее важного источника детского развития. Влияние семью на здоровье и психическую полноценность ребенка с умственной отсталостью формирует базовое доверие к миру, что не может быть восполнено в последующей жизни. И в следствие отсутствующей или недостаточной материнской поддержки может приводить к выраженному нарушению психического и физического созревания ребенка с умственной отсталостью, дезинтеграции привязанности как важнейшего условия развития психики ребенка с умственной отсталостью, дезадаптации и психосоматическим расстройствам.
В результате проведенного исследования было обнаружено следующее совпадение – у 90% детей, у которых выявлен высокий уровень агрессии и тревожности, родители обладают низким, реже средним, уровнем гармоничности характеристик психологической культуры. Таким образом, мы делаем вывод, что психологическая культура родителей является весомым фактором в становлении личности ребенка с умственной отсталостью, формировании его психологического здоровья.
Также нами была замечена взаимосвязь в проявлениях агрессивности и тревожности с привязанностью к матерям. Дети с умственной отсталостью с тревожным и агрессивным поведением имеют амбивалентный тип привязанности.
Таким образом, была подтверждена гипотеза исследования, что неблагоприятный тип детско-родительских взаимоотношений ведет к проявлению агрессивности и тревожности у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический аспект исследования психологической культуры родителей как фактора психологического здоровья детей
1.1. Психологический климат в семье как один из основных факторов психологического здоровья детей
Семья как первичная ячейка общества становится объектом изучения различных отраслей наук. Существует немало разъяснений понятия «семья». Согласно определению М. Соловьёва, «семья – малая социальная группа (ячейка) общества, важнейшая форма организации собственного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями, сестрами, и другими родственниками, проживающими вместе и ведущих совместное хозяйство» [8].
Также семью можно определить, как динамическую малую социальную группу людей, объединенных общностью проживания (или временным отсутствием) и родственными отношениями (браком, кровным родством, усыновлением), общностью формирования и удовольствие социально-экономических и биологических потребностей, любовью, взаимной моральной ответственностью. Среди основных функций, которые выполняет семья, выделим две, наиболее зависимые от ее психологического климата.
Коммуникативная функция позволяет удовлетворять потребности членов семьи в взаимопонимании и общении. Психолого-педагогические исследования подтверждают, что формирование разных социальных установок, ориентаций, эмоциональной культуры, нравственное и психическое здоровье человека непосредственно зависят от характера общения в семье, от проявления психологических установок в общении, от морально-психологической атмосферы в семье. Выделяют следующие компоненты коммуникативной функции: организация внутри – семейного общения, посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой, искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер его восприятия.
К факторам, которые обуславливают особенности внутри семейного общения, относятся: многоаспектность семейных отношений (экономические, идеологические, половые, морально-родственные и т.п.), их естественность, постоянство, глубокая интимность, взаимная заинтересованность, направленность на обеспечение всех сторон жизнедеятельности членов семьи. Формы общения членов семьи: просмотр телепередач, чтение и обсуждение книг, журналов, газет, ведение хозяйства, работа в саду, на огороде, на даче, совместные беседы, семейные походы и прогулки.
Восстановительно-рекреативная или психотерапевтическая функция семьи – это взаимная поддержка жизненного тонуса членов семьи, внимание друг к другу и «резонирование» (понимание и помощь друг другу в самореализации и личностном развитии членов семьи). Каждый член семьи должен быть уверенным в спокойном, заботливом отношении к нему родных и близких. Без взаимного внимания, труда и усилий всех членов семья не может выполнять восстановительную роль – быть психотерапевтическим центром, где можно снимать напряжение, давать каждому ощущение душевного комфорта. Значимость восстановительно-рекреативной функции особенно возрастает в наши дни, когда ритм жизни заметно ускорился, а современная техника и поток информации требуют максимальной собранности и четкости, создают нервные перегрузки [30].
От этой функции семьи во многом зависит психологическое здоровье супругов и их детей, психологическая уравновешенность и устойчивость, психологическое удовлетворение жизнью и самим собой, более высокая психологическая подготовленность к преодолению ре них жизненных трудностей [30].
Любая семья представляет собой интимную социальную группу, жизнь в которой имеет свою специфику, а люди, создающие ее, индивидуальны и неповторимы. Главной отличительной чертой семей является характер атмосферы, царящей во взаимоотношениях в семье. Более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который характерен для определенной семьи принято, называется психологическим климатом (синоним – психологическая атмосфера). Он возникает в результате совокупности настроений членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим, к общественным событиям.