Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Роль детского коллектива в учебно- воспитательном процессе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические основы учебно-воспитательного процесса. 6

1.1.
Психолого-педагогические и возрастные особенности детей младшего школьного
возраста. 6

1.2. Детский
коллектив и его основные признаки. 12

1.3. Функции
и структура детского коллектива. 15

Глава 2.
Опытно-экспериментальная работа по формированию детского коллектива в начальной
школе. 19

2.1.
Характеристика образовательной организации. 19

2.2. Опыт
развития детского коллектива в учебно-воспитательном процессе Школы МАОУ «Физико-математический
лицей №38 г. Ульяновска». 20

2.3.
Рекомендации по проблеме путей формирования детского коллектива в образовательном
учреждении. 26

Заключение. 30

Список
использованной литературы.. 33

Приложение. 35

 

  

Введение:

 

 

С
точки зрения психолого-педагогической литературы, устремление к школьной среде
в нынешних условиях рассматривается как готовность к обучению либо к учебной
деятельности, но подготовленность не охватывает всего значения готовности к
школе.

При
формировании в начальных классах детского коллектива, нередко встречается, что
большинство детей желают стать лидерами. Лидерские качества закладываются еще в
онтогенезе, а затем начинают развиваться. Основной спецификой младших
школьников, является то, что данный возраст присущ к спокойному и равномерному
физическому развитию, в данный период времени возникает увеличение
работоспособности учеников, в качестве чего и становится обучение.

Как
выявлено на практике, психологический климат в начальной школе, а именно в
детском коллективе определяется взаимоотношениями со стороны педагога в
качестве деловых отношений и учащихся в качестве ответственной значимости. Это
говорит о том, что от педагогов зависит рациональность подхода к обучению,
адаптации обучающихся, взаимоотношений между детским коллективом и уровень
личного участия в их оптимизации.

Адаптация
считается приспособлением к меняющимся различным внешним и внутренним
обстоятельствам. В начальной школе при адаптации, большое воздействие оказывает
детский коллектив и выявляется, как перестроение сфер – познавательной,
мотивационной и эмоциональной и волевой (при переходе к регулярному школьному обучению).
Обучающиеся младших классов постигают период адаптации к школе при устройстве,
и отмечают перемену его общественной позиции, которая в следствии влечет
перелом уже имеющихся стандартов поведения и отношений в окружающей среде, где
имеется потребностью постижения новейших норм и правил, направленных к нему
педагогами и родителями.

Лидерство
при адаптации учеников в классном коллективе выявляется дезадаптация учеников в
обучении в школе. Учителям начальных классов, учащимся и их родителям необходимо
познавать степень ответственности истинных лидеров. Регулярный подход к
постановлению данной проблемы может поспособствовать к понижению числа лидеров
в детском коллективе и пониманию обучающихся значительности командной работы.

Детский
коллектив является началом жизненного пути всего человечества, как
определенного уровня социума и если их не обучить действовать слажено, то даже
самый опытный лидер не сможет сплотить его. Поэтому педагоги начальных классов
в совместной деятельности с родителями обучающихся обязаны вырабатывать в детях
не только лидеров, но и дружный коллектив класса.

Степень разработанности темы исследования. Теоретические основы научного исследования проблемы
выбранной нами темы были заложены в трудах
Ахтаевой М. Б., Буркитбаевой
Д. Б., Велиевой Н. С., Жорабековой Г., Жунисбековой Ж. А., Каширина В.П.,  Куликовой А. И., Макаренко А.П., Мусаевой М.,
Сластенина В.А. и многих др.

Объект исследования
– процесс формирования коллектива младших школьников.

Предмет исследования  – содержание процесса формирования коллектива
младших школьников в учебно-воспитательном процессе в образовательной
организации.

Цель исследования
– изучить роль детского коллектива в учебно-воспитательном процессе

Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Изучить психолого-педагогические
и возрастные особенности детей младшего школьного возраста;

2.
определить сущность понятия детский коллектив и
его основные признаки;

3.
проанализировать функции и структуру детского
коллектива;

4.
дать характеристику образовательной организации;

5. проанализировать опыт развития детского коллектива в
учебно-воспитательном процессе Школы МАОУ «Физико-математический лицей №38 г.
Ульяновска».

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования,
метод экспертных оценок, метод наблюдения.

Методологической
основой для исследования
послужили научные труды
известных отечественных исследователей.

Структура
курсовой работы
включает
введение, две главы, заключение и список
используемой литературы.

При
написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные
исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, можно сделать вывод, что уровень развития детского коллектива,
психологический климат в нем, оказывают существенное влияние на воспитание
личности в коллективе: в классах, которые находятся на высоком уровне
группового развития, отмечается благоприятный психологический климат, в них не
выявляются «изолированные» подростки, отмечается высокий уровень групповой
сплоченности.

В
свою очередь, это приводит к развитию коммуникативных качеств учащихся,
формирует у них самоуважение, адекватную самооценку, уверенность в себе, собственных
силах.

Детский
коллектив обеспечивает учащимся возможность самоутверждения как личности и самовыражения,
это основная база накопления детьми позитивного социального опыта.

Потому
учителю очень важно своевременно диагностировать, увидеть нарушения
межличностных отношений в классе, проводить своевременную их коррекцию, и
работу на сплочение детского коллектива.

Коллектив способен подавить особенно творческую,
одаренную личность, невольно препятствуя ее развитию, не принимая и из-за
непонимания, зависти и нездоровых агрессивных тенденций даже активно отвергая
ее творения.

Потому влияние коллектива на личность может быть как
положительным, так и отрицательным.

Изменения, которые происходят в нашем обществе,
требуют изменения педагогических взглядов, в частности уточнения роли
коллектива в учебно-воспитательном процессе.

Нельзя утверждать, что любые поступки детей, которые
не рассчитаны на интересы детского и педагогического коллектива, вредны для
общества, целесообразно фактически уравнять в педагогических правах и
обязанностях личность и коллектив, ребенка и взрослого, детский и
педагогический коллективы, воспитанника и воспитателя.

Не только отдельная личность обязан брать на себя
определенные обязанности перед коллективом и выполнять их, однако и коллектив обязан
обладать четкими и равными обязанностями перед каждой личностью.

Невозможна работа руководителя детского коллектива без
учета возрастных особенностей и специфики взаимодействия детей разных возрастов.

Согласно особенностям возрастной психологии нужно
распределять роли и задачи между детьми, наделять их теми либо другими
функциями в коллективе.

Опытно-поисковая
работа осуществлялась на базе Муниципального
автономного общеобразовательного учреждения города Ульяновска  «Физико-математический лицей № 38» в период с
7 октября по 20 октября 2019 г.

Приняли
участие  27 человек.

Были использованы следующие методики:

1. Методика «Совместная сортировка»;

2. Методика «Определение сплоченности
группы с помощью индекса групповой сплоченности Сишора»;

3. Методика «Экспертная оценка
сплоченности группы детей».

На начальном этапе опытно-поисковой
работы были выявлены следующие проблемы: отсутствие в данном классе
целеустремленности, сплоченности, результативности совместных действий.

Мы выяснили, что укреплении коллективистических связей
и развитии коллективистических отношений огромную роль играет совместное
проведение досуга.

Интересы
детей младшего школьного возраста в сфере досуга нередко складываются стихийно,
и мало кто может организовывать досуг как плодотворную творческую деятельность.

Именно
поэтому влияние коллектива на организацию учебно-воспитательного процесса
становится необходимым.

Известно,
что совместное проведение досуга приобщает детей к коллективным переживаниям,
действиям, помогает им лучше познакомиться с духовным миром друг друга.

Планируя
работу коллектива, педагогу нужно думать над тем, как увлечь общей
деятельностью детей. А для этого очень важным является учитывать их интересы.

Деятельность
увлекает детей и сплачивает их, если педагогу удалось вовлечь в нее всех детей.



 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы учебно-воспитательного
процесса

1.1. Психолого-педагогические и возрастные
особенности детей младшего школьного возраста

 

Младший
школьный возраст – это довольно благоприятное время для того, чтобы усвоить
огромное число моральных правил и норм. Дети в данном возрасте сильно стараются
и хотят выполнять такие нормы, из-за этого при условии верно сформированной
организации воспитания у малышей лучше формируются разные положительные
нравственные качества.

В
этом возрасте продолжает осуществляться пополнение мотивов деятельности и
наиболее хорошего поведения. Главным в этом периоде для детей становятся
мотивы, которые способствуют обучению и установлению и улучшению взаимодействий
со сверстниками и взрослыми касающиеся, в частности, вопросов учебы.

 Младший школьник является началом
общественного бытия человека как субъекта деятельности, в нашем случае учебной.
В этой стези ребенок характеризуется, в первую очередь, готовностью к ней. Она
определяется уровнем физиологического и психического, в первую очередь интеллектуального
развития, которое обеспечивает возможность учиться[1].

Готовность
ребенка к школе определяется удовлетворением целого ряда требований. К ним
можно отнести: общее физическое развитие ребенка, владение определенным объемом
знаний, владение культуры поведения, общения, навыками элементарного труда,
предпосылки овладения письмом, владение речью, желание учиться, умение
сотрудничества.

Важные
для школьника как субъекта учебной деятельности личностные, интеллектуальные,
деятельностные качества формируются, практические, с момента рождения. От
уровня их сформированности в существенной мере зависит вхождение ребенка в
школьную жизнь, его отношение к школе и успешность обучения, включаемость в
учебный процесс.

В
начальной школе у ребенка формируются основные элементы ведущей в данный период
учебного процесса, необходимые учебные умения и навыки[2]. В данный период
развиваются формы мышления, которые обеспечивают в дальнейшем усвоение системы ЗУН,
развитие теоретического, научного мышления.

В
данный период осуществляется психологическая перестройка, которая требует от
ребенка не только значительного умственного напряжения, однако и большой
физической выносливости.

Обратим
внимание на развитие личности ребенка младшего школьного возраста в расширяющемся
мире. Изменения в развитии личности ребенка в среднем детстве, представители
разнообразных теоретических направлений описывают по-разному.

Для
большинства исследователей и ученых среднее детство – период от 6 до 12 лет
является временем, когда они радикально меняют образ жизни, приступая к новой
обязательной деятельности, и наиболее полно развивают ранее сложившиеся формы
поведения.

Ученые
отмечают, что через 6 недель после начала учебного года у детей обычно
повышается уровень тревожности, и они нуждаются в 7-10-дневном отдыхе.

Тревожность
детей в большинстве своем зависит от уровня тревожности окружающих его
взрослых. Высокая тревожность педагога либо родителя передается детям. В семьях
с доброжелательными отношениями дети наименее тревожны, нежели в семьях, где
зачастую бывают конфликты.

Каждому
ребенку присущи определенные страхи. Но если их большое множество, то можно
говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.

До
настоящего времени еще не выработано конкретной точки зрения на причины возникновения
тревожности. Однако, многие ученые полагают, что в дошкольном и младшем
школьном возрасте одна из главных причин содержится в нарушении
детско-родительских отношений.

Тревожность
развивается вследствие наличия у детей внутреннего конфликта, который может
быть вызван[3]:

 1. Неадекватными требованиями. К примеру,
родители постоянно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником,
не хотят и не могут смириться с тем, что дочь либо сын получает в школе не
только «пятерки» и не является лучшим учеником в классе.

2.
Противоречивыми требованиями, которые предъявляют родители, или родителями и
детским садом. К примеру, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого
самочувствия, а учитель ставит «двойку» в журнал и отчитывает его за пропуск
урока в присутствии других детей.

3.
Негативными требованиями, унижающим ребенка, ставят его в зависимое положение.
К примеру, воспитатель либо учитель говорят ребенку: «Если ты расскажешь, кто
плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался».

Специалисты
полагают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте наиболее тревожны
мальчики, а после 12 лет – девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу
взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в основном беспокоят наказание и насилие.
Совершив какой-то «нехороший» поступок, девочки переживают, что мама либо
учитель плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В такой же
ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые либо
побьют сверстники.

Интересен
тот факт, что после развода родителей, когда, казалось бы, в семье закончились
скандалы, уровень тревожности ребенка не снижается, а, как правило, резко
возрастает.

Психологи
выявили и такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если
родители не удовлетворены своей работой, материальным положением, жилищными
условиями. Может быть, именно потому сейчас число тревожных детей очень сильно
растет.

Существует
мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном
возрасте. Этому способствуют как стиль работы воспитателя, так и завышенные
требования к ребенку, непрерывные сравнения его с другими детьми.



[1] Мищенко А.И., Шиянов Е.Н.
Педагогика. Уч. пособие для студентов педвузов. М.: Школа-пресс, 2014. – С. 48.

[2] Плинер Я.Г. Воспитание личности в
коллективе: пособие для заместителей директора школы по воспитанию и классных
руководителей. 3-е изд. доп. и перераб. М.: Центр «Педагогический поиск», 2016.
160 с.

[3] Селиванов В.Ч. Основы общей
педагогики: Теория и методика воспитания: учеб.пособие для студ. Высш. Пед.
Учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластёнина., испр. М.: Издательский цент
«Академия», 2015.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы