Курсовая с практикой на тему Родительский стиль воспитания и его влияние на особенности личности ребенка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1.
Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских
отношений
1.2.
Роль семьи в воспитании ребенка
1.3.
Стили родительского воспитания
2.2.
Психолого-педагогические рекомендации.
Список
использованных источников
Введение:
Актуальность темы исследования. Перемены, произошедшие
в последнее время в обществе, обозначили проблему развития личности, как
центральную для педагогики и психологии. Особую остроту приобрела проблема
формирования личности ребенка.
Период старшего дошкольного возраста охарактеризован
как зарождающий корни личности дошкольника, и в то же время ребенок находится в
преддверии новой социальной роли – роли школьника, важными качествами которого
являются способность к анализу, самоконтролю, оцениванию себя и других, способность
к восприятию чужих оценок.
В этой связи особенно важно определить, какие
методические подходы наиболее оптимальны и действенны, и как они будут влиять
на процесс формирования личности у старших дошкольников.
Развитие личности ребенка – это очень важный процесс,
который имеет сложнейшие системные структурные характеристики, в состав которых
можно включить: эмоциональные, когнитивные, поведенческие компоненты, все это
говорит о том, что исследование развития процесса формирования самооценки у
ребенка, нуждается в комплексном подходе, а также учете социальных и
биологических факторов в развитии ребенка. Более того, давно уже стало
очевидным, что главную роль в процессе формирования самооценки у ребенка играет
семейное воспитание.
Проблема исследования. Как взаимосвязан родительский
стиль воспитания и его влияние на особенности личности ребенка?
Состояние разработанности проблемы. Вопросы развития
личности у детей рассматривались Бернсом Р., Коном И.С., Столиным В.В.,
Чесноковой И.И., Спиркиным А.Г. и др.
Целью данной работы является изучение взаимосвязи
родительского стиля воспитания и его влияния на особенности личности ребенка.
Объект исследования: особенности личности ребенка.
Предмет исследования: взаимосвязь родительского стиля
воспитания и его влияния на особенности личности ребенка.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить
следующие задачи:
¾
провести анализ психолого-педагогических исследований по
проблеме детско-родительских отношений;
¾
определить стили родительского воспитания;
¾
провести экспериментальное исследование взаимосвязи
родительского стиля воспитания и его влияния на особенности личности ребенка;
¾
разработать психолого-педагогические рекомендации.
Методы исследования.
1. Теоретический анализ литературы по проблеме
исследования.
2. Эмпирические методы исследования (наблюдение,
тестирование, проективный метод). Метод математической обработки данных.
Использованные методики: Опросник
“Анализ семейных взаимоотношений” Э. Г. Эйдемиллер (Методика АСВ), для
родителей и «Лесенка» Щур В.Г. для определения уровня самооценки детей.
В психологической литературе представлено большое
количество работ, изучающие типы отношения родителей к ребенку в связи с их
влиянием на развитие его личности, особенностей характер и поведения (Боулби Д.
М., Гарбузов В. И., Захаров А. И. и др.)
Структурно работа состоит из введения, теоретической и
практической глав, разбитых на параграфы, заключения, списка литературы.
Практическая значимость
исследования заключается в то, что предложенные педагогические рекомендации помогут родителям в определении
родительских установок, которые смогут способствовать развитию самооценки детей
старшего дошкольного возраста.
Заключение:
Отношение родителей к ребенку
может как сформировать позитивный взгляд на мир и на самого себя, так и
привести к недоверию и нелюбви к окружающим, и не только к родителям. Поэтому
исследователи подчеркивают, что семье принадлежит основная роль в формировании
нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Большое значение для
эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка имеет
стабильность семейной среды.
Некоторые авторы пытались
положить в основу описания типов воспитания степень выраженности эмоционального
отношения родителей к своему ребенку. Представлены два крайних типа, а все
остальные отличаются по степени выраженности эмоции.
Воспитание по типу и принятия.
Обобщенная формула родительского воспитания выражается утверждением: «Ребенок —
центр моих интересов». В поведении родителей отмечаются нежность к детям,
разнообразные занятия с ними, забота об их жизни и воспитании.
Воспитание по типу непринятия,
отвержения ребенка. Обобщенная формула родительского отношения формулируется
так: «Ненавижу этого ребенка, не буду о нем заботиться, беспокоиться». В
поведении родителей проявляется невнимательность к ребенку, жестокость и
желание как можно меньше общаться с ним.
Воспитание по типу чрезмерной
опеки. Воспитательная формула родителей: «Все сделаю для ребенка, полностью
посвящу ему свою жизнь». В поведении родителей полное попустительство
сочетается с чрезмерной опекой.
Воспитание по типу излишней
требовательности. Воспитательная формула родителей может быть выражена
утверждением: «Не хочу ребенка такого, какой есть». В воспитании усилена
критика ребенка, отсутствуют похвалы, поощрения.
Так было определено, что во
многих исследованиях психологи, пытаясь описывать типы воспитания, пришли к
выводу, что более точной будет оценка воспитания не в одном, а одновременно в
нескольких аспектах. Поведение воспитателя представляется в системе координат,
одна из осей которых отражает эмоциональный аспект отношения к детям, а другая
— поведенческий. Комбинации крайних значений дают четыре типа воспитания:
1) теплое отношение к ребенку в
сочетании с предоставлением ему самостоятельности и инициативы;
2) холодное разрешающее
воспитание, при котором некоторая холодность к ребенку, недостаточность
родительских чувств сочетаются с предоставлением ему достаточной свободы;
3) теплое ограничивающее воспитание,
которое характеризуется эмоционально ярким отношением к ребенку с излишним
контролем за его поведением;
4) холодное ограничивающее
воспитание, которое приводит к постоянной критике ребенка, к придиркам, а
иногда и преследованию любого самостоятельного поступка.
В ходе исследования был проанализирован уровень самооценки детей
старшего дошкольного возраста при помощи методики «Лесенка». В результате
данного исследования было выявлено, что в группе респондентов практически на
одном уроне находится процент детей с адекватной самооценкой и с низкой
самооценкой. В результате проведения опроса родителей по методике «Анализ
семейных взаимоотношений», которая показывает приоритетные родительские
установки, используемые в воспитании, было не было выявлено три основные группы
воспитательного стиля родителей – демократический и авторитарный, а также
потакающий. Также были даны психолого-педагогические рекомендации, которые
смогут способствовать родителям в воспитании и формировании адекватной
самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты родительского стиля воспитания
и его влияния на особенности личности ребенка
1.1. Анализ
психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений
психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений
Современная семья и её проблемы служат объектом
исследования для многих наук. К ним относятся: педагогика, психология,
экономика, демография, социология и др. Специалисты изучают семью в разных
направлениях, но каждый из них подчёркивает важнейшую роль проблемы
детско-родительских отношений.
При анализе психолого-педагогических исследований по
проблеме детско-родительских отношений, мы столкнулись с тем, что у многих
авторов используются разные понятия. К их числу относятся: стили общения,
родительские установки и ожидания, типы родительского отношения, семейные
ценности.
Под детско-родительскими отношениями мы будем понимать
«один из видов человеческих отношений, который включает в себя систему
разнообразных чувств родителей по отношению к ребёнку и ребёнка по отношению к
родителям, особенности их поведения, восприятия и понимания оценок друг друга»
[20, с. 68].
В отличие от других видов межличностных взаимоотношений
детско-родительские отношения отличаются неоднозначностью, противоречивостью,
амбвивалентностью, сильной эмоциональной значимостью.
Важным понятием в особенностях детско-родительских
отношений является понятие двух подсистем отношений: «отношение родителя к
ребёнку» и «отношение ребёнка к родителю». Первая подсистема отношений включает
отношение к себе как к родителю, стиль семейного воспитания и отношение к
ребёнку, вторая – отношение к себе, социальная адекватность поведения и
отношения к родителям [21, с. 276].
Данный подход к понятию особенностей
детско-родительских отношений позволяет обозначить проблемы в
детско-родительских отношения не только как проблемы отношений. При тотальных
нарушениях в обеих подсистемах и во всех компонентах детско-родительских
отношений в коррекционной работе необходимо опираться на наиболее сохранные
компоненты отношений. Вполне естественным является перенесение в свою семью
методов воспитания и воздействия, которые были присущи родительской семье [21,
с. 277].
Детско-родительским отношениям как важнейшему
детерминанту психического развития и процесса социализации ребёнка свойственны
следующие характеристики:
— мотивы воспитания и родительства;
— стиль общения и взаимодействия с ребёнком;
— характер эмоциональной связи;
— степень вовлеченности ребёнка и родителя в
детско-родительские отношения;
— удовлетворение потребностей ребёнка;
— степень устойчивости и последовательности семейного
воспитания;
— социальный контроль;
— способ разрешения конфликтных и проблемных ситуаций.
К интегративным показателям детско-родительских
отношения относят:
— родительскую позицию;
— образ родителя как воспитателя и образ системы
семейного воспитания у ребёнка;
— тип семейного воспитания.
В настоящее время современная семья утратила многие
функции такие как: производственную, образовательную, охранительную и другие.
Всё большее значение приобретают функции: эмоциональная удовлетворённость всех
членов семьи, психологическая безопасность, подготовка детей к жизни в
обществе.