Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психодиагностика

Курсовая с практикой на тему Изучение взаимосвязи личностных особенностей диагноста и эффективности решения диагностических задач.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Особенности формирования личности 6
1.2. Исследования подходов к «личности» в психологии 12
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДИАГНОСТА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕШЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ 20
2.1. Цель, задачи и гипотеза исследования 20
2.2. Методика исследования 20
2.2.1. Испытуемые 20
2.2.2. Используемые методики 20
2.3. Результаты исследования 23
2.4. Обсуждение результатов 25
Заключение 32
Библиография 34
Приложение 1 36

  

Введение:

 

Личность – одно из центральных понятий в психологии, которое непрерывно изучается многими науками. Несмотря на длительность данного процесса, ученые до сих пор по-разному определяют суть данного понятия.
В латинском языке термин «личность» обозначается словом «persona», что в переводе с итальянского значит «театральная маска». Позднее так стали называть самого актёра и его роль в представлении. Термин «личность» впоследствии стал обозначать реальную роль человека в общественной надеваемых для определенных ситуаций.
Традиционно личность определяют, как человека — субъекта социальных отношений и сознательной деятельности. В структуре личности изучаются все психологические характеристики человека и все особенности организма ракурсом физиологии. В психологии принято подчеркивать именно общественный характер личности – ее возникновение и развитие возможно только благодаря жизни человека в обществе.
По мнению Б. Ф. Ломова, «психические явления формируются, развиваются и проявляются в деятельности и общении, но принадлежат они не деятельности и общению, а их субъекту — общественному индивиду, личности. Ни деятельность, ни общение сами по себе никакими психическими качествами не обладают, да и сами по себе они не существуют. Но этими качествами обладает личность. Таким образом, и проблема общения, и проблема деятельности «замыкаются» на проблему личности».
Целью проведения всех тестов является охарактеризовать взаимосвязь личностных особенностей диагноста и эффективность решения диагностических задач.
Объект исследования: личностные особенности диагностов.
Предмет исследования: определение личностных особенностей на примере типа темперамента у диагностов.
Гипотеза исследования основана на том, что темперамент, как особенность личности диагностов имеет ряд психологических особенностей, что влияет на решение диагностических задач.
В соответствии с целью и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Подобрать методики для проведения эмпирического исследования.
2. Провести исследование личностных особенностей на примере типа темперамента диагностов.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 Рассмотреть особенности формирования личности.
 определить личностные особенности.
 Исследовать личностные особенности на примере типа темперамента диагностов.
Методы исследования – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования и воспитания темперамента.
Экспериментальные методы:
1.Опросник для изучения темперамента Я. Стреляу (см. Приложение 1)
2.Опросник для изучения темперамента В.М.Русалова (см. Приложение 2).
3. Определение преобладающего типа темперамента (см. Приложение 3).

Методологической базой исследования послужили работы А.Ф. Андреева, Е.Ю. Белоножковой, А.П. Егоршина, М.Г. Маловой и др., а также материалы с официальных сайтов сети Интернет.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение и список источников информации.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, сделаем основные выводы. Индивидуальные психологические особенности личности каждого человека формируются с рождения и меняются в течение всей жизни.
Индивидуальные психологические особенности личности, повторяющиеся в разных стереотипных типичных ситуациях, закрепляются в качестве черт темперамента. Люди могут быть трусливыми и отважными, замкнутыми и общительными, грустными и веселыми, пессимистами и оптимистами, жадными и щедрыми и т.д.
Специалисты в этой области составили разнообразные классификации, которые могут описать индивидуальные психологические особенности каждого человека. Различаются два основных направления для систематизирования всего многообразия личностных особенностей диагноста.
Психические процессы, принимающие активное участие в формировании черт личности:
 волевая сфера включает в себя такие черты, как самостоятельность, дисциплинированность, решительность, самообладание, организованность;
 эмоциональная область наделяет личность такими качествами, как отзывчивость, впечатлительность, безразличие, вспыльчивость, инертность, резкость и др.;
 степень интеллектуального развития определяет любознательность, глубокомыслие, находчивость, сообразительность и пр.
При формировании темперамента, своя собственная система убеждений формируется под воздействием воспитания и личного опыта.
Психологические черты темперамента относительно деятельности объясняются глобальными жизненными целями. Отдельные черты темперамента личности ярко проявляются в интересах первостепенной важности. Если нарушена целостность личность и нет самостоятельности, то наблюдается неустойчивость склонностей.
И напротив, если человек настойчив и целеустремлен, то он чаще всего имеет какие-то постоянные интересы и привязанности.
Необходимость признания жизненных успехов определяет особенности в тех или иных действиях, которые могут быть направлены на напористую борьбу за победу или просто устремлены на избежание неудач. Именно поэтому кто-то готов сделать буквально все, проявляя инициативу, а кто-то любыми способами пытается избежать малейшей ответственности.
Отношение к окружающим людям проявляется в честности или лживости, грубости или вежливости, замкнутости или общительности, отзывчивости или нежелании помочь.
Внутреннее отношение к собственной персоне основывается на здоровой степени эгоизма, хотя при этом могут быть перекосы в одну или в другую сторону, что проявляется в завышенной или заниженной самооценке.
Психологические особенности восприятия выражаются в приеме информации извне через обонятельные, вкусовые, осязательные, слуховые, зрительные, кинестетические, двигательные, кожные рецепторы. С их помощью человек оценивает степень удаленности от объекта наблюдения, окружающих предметов, их форму и параметры.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Особенности формирования личности
Формирование личности – сложный и многостадийный процесс, при котором закономерно образуются сложные связи человека как личности с объективным миром. Как мы уже говорили, согласно теории Локка tabula rasa, наша психика (от психос – душа) является «чистой доской». И в процессе жизни все, с чем сталкивается человек, оставляет на этой доске свой отпечаток. В детстве эти следы наиболее яркие .
Чтобы ребенок правильно развивался, ему требуется четкий распорядок дня – режим. Ребенку специально и произвольно прививаются хорошие и плохие навыки. Родители должны создать комфортные условия для того, чтобы смогли сформироваться речь, целенаправленная двигательная активность, правильное физическое и психическое развитие.
Имеется несколько подходов к описанию этапов становления личности. Не все они понятны и однозначны. К примеру, согласно теории психического развития детей Фрейда, ребенок в своем развитии проходит несколько стадий:
• оральную;
• анальную;
• фаллическую;
• латентную;
• генитальную.
Но как одни из самых подходящих, можно выделить этапы «рождения личности» по Леонтьеву:
1. Первое «рождение» личности в дошкольном возрасте. В это время ребенок впервые соотносит личные мотивы и потребности с социальными правилами. И подчиняется этим социальным требованиям.
2. В подростковом периоде происходит второе «рождение» личности. Оно непосредственно связано с качеством воспитания. То, что было вложено в ребенка за предыдущие годы развития, рождается в форме его почти сформированной личности.
3. Маленький человечек осознает свои мотивы, может предпочитать их или подчинять. Появляется саморуководство и самосознание. Из-за этого ребенок начинает нести уголовную ответственность и отвечать за некоторые проступки согласно закону .
С точки зрения этой теории психического развития, личность ребенка переживает два кризисных момента: первый в дошкольном возрасте и второй в подростковом. Однако концепция этой теории не описывает психическое развитие в младенческом возрасте. А это также важно для целостного понимания всего, что может произойти с растущим организмом. Потому что основы для формирования личности закладываются еще когда ребенок даже не умеет ходить .
Теории психического развития описывают идеальные последовательные стадии, через которые должен пройти ребенок в свое время. Аспекты, которые необходимы для успешного формирования здоровой личности:
1. Доверие. Это первое из личностных качеств, чему следует обучать ребенка. Ребенок должен научиться отграничивать те ситуации, в которых можно безоговорочно доверять, и те, где следует быть повнимательнее к словам и поступкам окружающих.
2. Безопасность. В грудном возрасте нельзя подвергать детей экстремальным ситуациям. Единственное, что требуется для них в этом периоде жизни, – находиться в спокойной и безопасной обстановке с любящими родителями.
3. Инициативность. Нужно хвалить ребенка за хорошие поступки, побуждая его всегда поступать правильно. Часто родители забывают это делать (хотя наказание они всегда практикуют).
Развитие личности и коллектива — взаимообусловленные процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми.
Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, богатство связей и общения выражает общественную, коллективную силу человека .
Расстройства личности – это «тяжелые нарушения характерологической конституции и поведенческих тенденций индивидуума, вовлекающее обычно несколько сфер личности и почти всегда сопровождающееся личностной и социальной дезинтеграцией. Личностные расстройства возникают в позднем детстве или подростковом возрасте и продолжаются в период зрелости». Принятое у нас определение со времен П.Б. Ганнушкина, 1933, что аномалии характера накладывают на психический облик индивидуума, его душевный склад «властный отпечаток» дисгармонии по причине выраженности аномальных черт, их тотальности, пронизывающей все поведение личности, приводящей ее почти перманентно за грань психической и социальной адаптации, соответствует ему.
Ближе к настоящему времени Карл Леонгард (1981) составил следующую классификацию акцентуированных личностей :
1) Демонстративные. В патологии – Истерическое расстройство личности, F60.4 (истерическая психопатия);
2) Педантичные. В патологии – Ананкастное расстройство личности, F60.5 (психастения, психастеническая психопатия);
3) Застревающие. В патологии – Параноидное расстройство личности, F60.0 (паранойяльная психопатия);
4) Возбудимые. В патологии – Эмоционально-Неустойчивое расстройство личности, F60.3 (возбудимая или эпилептоидная психопатия);
5) Гипертимные. В патологии Гипомания, состояние классифицированное в МКБ -10 в разделе F3 – Аффективные расстройства; согласно отечественной традиции – Гипертимная психопатия;
6) Дистимические. В патологии – Дистимия, состояние, классифицируемое в МКБ-10 в разделе F34.1 – Аффективные расстройства или, согласно описанным К. Леонгардом типам, F60.1 – Шизоидное расстройство личности (шизоидная психопатия). (Здесь Леонгард ошибался, т.к. Дистимия может быть НЕ только у шизоидов, но и, как минимум, у Тревожной группы личностей (Ананкастов (обсессивно-компульсивные личности) и Тревожно-Мнительных (психастенических личностей));
7) Аффективно-Лабильные. В патологии – циклотимические личности, циклотимия, классифицируемые в МКБ-10 в разделе F34 – Хронические расстройства настроения; согласно отечественной традиции – Циклоидная психопатия;
8) Аффективно-Экзальтированные. В патологии, согласно описанных Леонгардом личностей (например, Гельдерлин (немецкий поэт 19 века) – Шизоидное расстройство личности (Сенситивно- или Экспансивно-Шизоидная психопатия);
9) Тревожные (боязливые). В патологии – Тревожное (уклоняющееся) расстройство личности, F60,6; в отечественной психиатрии = Тревожно-Мнительным личностям или психастении;
10) Эмотивные. В патологии, согласно отечественной традиции = Эмотивно-Лабильная психопатия .
Как можно заметить, шизоидные личности Леонгардом не выделяются в отдельную группу, а, согласно его клиническим описаниям, растворяются в дистимическом и аффективно-экзальтированном типах.
Интересно заметить, что Кречмер относил Гельдерлина к шизоидам и даже находил у него процессуальную симптоматику.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы