Курсовая с практикой на тему Ресурсы КТД (коллективное творческое дело) для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы
формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. 6
1.1. Содержание понятий универсальных учебных
действий, коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. 6
1.2 Психолого-педагогические условия и возрастные
особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий. 10
1.3. Роль и значение коллективно-творческих дел в
процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий. 14
Выводы по 1 главе. 18
Глава 2. Экспериментальное исследование
формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
в процессе коллективно-творческих дел. 20
2.1. Первичное исследование коммуникативных
универсальных учебных действий младших школьников. 20
2.2. Практика организации коллективно-творческих
дел в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий. 22
2.3. Влияние коллективно-творческих дел на
формирование коммуникативных универсальных учебных действий: результаты
повторного исследования. 29
Выводы по 2 главе. 33
Заключение. 35
Список литературы.. 37
Приложение 1. 40
Приложение 2. 44
Введение:
Актуальность исследования. В
концепции Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (ФГОС НОО) предусмотрено формирование универсальных учебных
действий (УУД) учащихся в процессе всего периода обучения в школе. От класса к
классу эти действия учащихся должны совершенствоваться и развиваться. Среди
всей совокупности универсальных учебных действий важную роль играют
коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД). Степень сформированности
коммуникативных умений и компетентностей влияет не только на результативность
обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. УУД
у детей формируются в деятельности, а КУУД формируются и совершенствуются в
процессе коллективной деятельности, которая проходит с помощью различных
средств общения и коллективного взаимодействия, а именно коллективной
творческой деятельности (КТД).
КТД направлена на
достижение поставленной задачи, приучает классный коллектив к согласованным
действиям. В процессе КТД младшие школьники приобретают навыки общения, учатся
работать сообща, делить успех и ответственность, развивают свои коммуникативные
качества, осваивают социокультурное пространство [3]. Таким образом,
коллективная творческая деятельность выступает как особый вид деятельности
младшего школьника, в результате которой формируются КУУД.
Степень научной разработанности. Различные подходы к решению проблем
формирования коммуникативных учебных действий мы находим в научных трудах Л.С.
Выготского, П.Я. Гальперина, Н.А. Лошкарёвой, А.А. Любинской, Г.К. Селевко,
А.В. Усова, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого.
Так
же коллективное творческое дело и деятельность были освещены в трудах А.С.
Макаренко, И.П. Иванова, Л.М. Шипицына.
Однако
в научных исследованиях перечисленных авторов не освещаются вопросы
формирование КУУД посредством КТД.
Поэтому
здесь мы обнаруживаем противоречие
между необходимостью формирования у младших школьников КУУД и отсутствием
необходимых научно-методических рекомендаций по их формированию посредством
КТД.
Объект исследования — образовательный процесс детей
младшего школьного возраста.
Предмет исследования — процесс формирования КУУД в процессе КТД.
Цель исследования – теоретически обосновать и
экспериментально оценить эффективность КТД, направленных на формирование
коммуникативных УУД младших школьников.
Заключение:
Теоретический анализ литературы по проблеме
исследования позволил сделать следующие выводы.
Коммуникативные универсальные учебные
действия составляют важную часть общего комплекса УУД учащихся, обеспечивая не
только повышение эффективности обучения, но и являясь необходимым компонентом
социализации ребенка младшего школьного возраста. Сформированные
коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность, умения
диалогического общения, продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.
Формирование
коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста, определяется
комплексом педагогических условий: взаимопонимание, планирование, общение,
которые активно начинают реализовываться в коллективной деятельности.
Во
второй главе представлены результаты исследования формирования КУУД посредством
КТД.
Исследование
было проведено на базе томской школы, среди учеников 2 класса. Для диагностики были использованы
две методики, направленные на изучение уровня сформированности КУУД:
«Рукавички» и «Дорога к дому». Исследование проходило в три этапа: констатирующий,
формирующий и контрольный.
На
констатирующем этапе исследования было выявлено, что у детей уровень КУУД в
основном находится на низком уровне.
На
формирующем этапе проводились коллективные творческие
дела, в которых проведению мероприятий были задействованы родители. Подготовки
к мероприятиям проходили поэтапно, на каждом этапе ставились цели и задачи, где
дети учились совместно планировать свои дела, проявлять инициативу, заботиться
о товарищах и в целом о классном коллективе.
На
контрольном этапе уровень сформированности КУУД повысился и стал на высоком
уровне:
— наблюдается положительная динамика развития КУДД по
методике «Дорога к дому». У 88,6% детей диагностирован высокий уровень, у 11,4%
средний уровень сформированности КУУД.
— анализ результатов эксперимента контрольного
этапа по методике «Рукавички» показал
также высокий уровень КУУД. Половина детей диагностированы со средним и
половина с высоким уровнем развития КУДД, низкий уровень как и в предыдущей
методике диагностирован не был.
Фрагмент текста работы:
Содержание понятий универсальных
учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий младших
школьников В
Фундаментальном ядре содержания начального общего образования есть специальный
раздел — «Система универсальных учебных действий». Именно в этом разделе
предлагается и определение понятия «универсальные учебные действия», и их
классификация. Обратимся к содержанию этого раздела [24].
В
системе универсальных учебных действий существуют широкое и узкое определения
понятия. В
широком смысле понятие «универсальные учебные действия» означает
попросту умение
учиться: «…способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового
социального опыта» [23].
В узком смысле (его ещё называют
психологическим) универсальные учебные действия – это способы деятельности обучающихся: «…совокупность
способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы),
обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и
умений, включая организацию этого процесса» [1].
Универсальность
УУД, по мнению С.В. Алексеевой, проявляется в том, что они: имеют надпредметную
(метапредметную) направленность; являются ядром общекультурного, социального,
личностного и познавательного развития и саморазвития учащегося; лежат в основе
планирования, организации, регуляции, оценки любой деятельности ученика
независимо от особенностей учебного предмета; обеспечивают преемственность
ступеней образования; создают общий базис для изучения конкретных предметных
областей [1, с.140].
Выделение
комплекса УУД потребовало их классификации.
В
современном образовательном стандарте принята классификация, представленная в «Фундаментальном
ядре содержания общего образования». Согласно данной классификации в состав
универсальных учебных действий входит 4 основных блока: личностный;
регулятивный; познавательный; коммуникативный [24]
Личностные
УУД призваны обеспечить ценностно-смысловую ориентацию учащихся (оценка
поступков и событий в соответствии с принятыми этическими принципами, знание
моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения), а также
ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В них входят действия
по самоопределению, смыслообразованию и нравственно-этические действия.