Курсовая с практикой на тему Ресурсный потенциал торговой организации как основа ее развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретико-методические основы исследования ресурсного потенциала предприятия. 5
1.1. Определение сущности и структуры ресурсного
потенциала предприятия 5
1.2. Методические основы оценки и оптимизации
использования ресурсного потенциала предприятия. 9
Глава 2. Анализ использования
ресурсного потенциала на примере ООО «Лента» 13
2.1. Организационно-экономическая характеристика
ООО «Лента». 13
2.2. Оценка ресурсного потенциала торговой
компании. 14
2.3. Анализ эффективности использования ресурсного
потенциала предприятия 17
Глава 3. Пути совершенствования эффективности
использования ресурсного потенциала на примере ООО «Лента». 19
3.1. Направления повышения эффективности
использования ресурсного потенциала ООО «Лента». 19
3.2. Обоснование целесообразности реализации
предложенных направлений 22
Заключение. 24
Список использованных
источников. 26
Приложения. 28
Введение:
Актуальность темы работы заключается в том, что в современных
условиях хозяйствования, от того насколько организация обеспечена
материальными, финансовыми, трудовыми, информационными и другими видами
ресурсов, зависит в значительной мере объем производства соответствующей
продукции, сокращение уровня ее себестоимости и увеличение прибыли.
Материальные ресурсы организации
представлены ее основным и оборотным капиталом, позволяющим ей своевременно
производить продукцию из достаточного количества сырья и материалов, а также
специально предназначенного для этого оборудования и помещения.
Исследование использования трудовых
ресурсов, эффективности рабочего времени, позволяет определить факторы,
оказывающие влияние на производительность труда в организации. Главный фактор
роста производительности труда – это рост среднедневной выработки, определяемой
средней трудоемкостью продукции. Производительность труда находится под
влиянием факторов целодневных и внутрисменных простоев. В экономической
литературе эффективность использования трудовых ресурсов определяется уровнем
прибыли, приходящимся на одного работника, т.е. рентабельности трудовых
ресурсов. Финансовые ресурсы организации представлены ее денежными средствами,
расходуемыми на обеспечение текущей деятельности, в том числе воспроизводство
основного и оборотного капитала. Информационные ресурсы отражают совокупность
информации, научно-технических разработок, используемых при производстве
продукции.
Оценку ресурсного потенциала исследуемой нами компании,
целесообразно провести по следующему алгоритму:
1. Динамика и структура предметов и средств труда;
2. Оценка используемых производственных и информационных
технологий;
3. Анализ собственного и заемного капитала;
4. Оценка управления персоналом;
5. Анализ параметров интеллектуальной собственности;
6. Маркетинговый анализ конкурентоспособности предприятия и
его доли рынка;
7. Анализ организации маркетинга и сбыта.
Объект
исследования в курсовой работе – ресурсный потенциал предприятия на примере ООО «Лента». Предмет исследования – ресурсный потенциал ООО «Лента».
Цель
исследования в курсовой работе – оценить эффективность ресурсного потенциала ООО «Лента».
Исходя из
целевой установки, поставлены следующие задачи исследования:
— определить
сущность и структуру ресурсного потенциала предприятия;
— рассмотреть
методические основы оценки и оптимизации использования ресурсного потенциала
предприятия;
— провести оценку ресурсного потенциала ООО «Лента»;
— провести анализ эффективности использования
ресурсного потенциала предприятия и предложить направления повышения
эффективности использования ресурсного потенциала ООО «Лента».
Информационной
базой исследования явилась финансовая отчетность и показатели
финансово-хозяйственной деятельности ООО «Лента».
При написании работы использовались следующие методы
исследования: наблюдение, сравнение, обобщение, группировка, анализ.
Исследование
включает введение, основную часть, заключение, список использованной литературы
и приложения.
Заключение:
Таким образом, сформулируем основные выводы по проведенному
исследованию.
В теоретической части
исследования нами были рассмотрены сущность и особенности ресурсного
потенциала. На основе исследования форм и сущности ресурсного потенциала, было
раскрыто множество формулировок данного понятия и сформулировано авторское
определение: ресурсный потенциал организации отражает всю совокупность
ресурсов, которая находится в собственности организации, использование которых
в заданном временном интервале может обеспечить организации краткосрочный или
долгосрочный экономический эффект.
Ресурсный потенциал
организации объединяет 5 основных компонентов, которые должны быть в каждой
организации:
— материальный компонент;
— нематериальный
компонент;
— финансовый компонент;
— кадровый компонент;
— организационный компонент.
Эффективность
деятельности представляет собой относительный показатель результативности
деятельности определенной хозяйственной системы, выражающийся в разнообразных
параметрах, как объекта управления, так и непосредственно управленческой
деятельности (субъекта управления).
Крупнейшими акционерами ООО «Ленты»
являются TPG Capital, Европейский банк реконструкции и развития и VTB Capital
35 PrivateEquity, которые придерживаются высоких стандартов корпоративного
управления. «Лента» имеет листинг на Лондонской фондовой бирже и Московской
Бирже под торговым кодом «Лента».
Как показывают представленные данные, положительную динамику
имеют показатели фондоотдачи, фондовооруженности. Это свидетельствует о
повышении эффективности использования основных средств как основы материальных
ресурсов организации. Также возросли коэффициент текущей ликвидности,
оборачиваемость активов, рентабельность капитала, что показывает повышение
эффективности использования финансовых ресурсов. Возросла производительность
труда с 12,6 до 15,9 тыс. руб. на чел. Также увеличивается количество
инновационных проектов и доля управленческих затрат.
Таким
образом, задачи исследования решены, цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-методические
основы исследования ресурсного потенциала предприятия 1.1. Определение сущности и структуры
ресурсного потенциала предприятия Эффективность
деятельности любой организации напрямую зависит от степени результативности
использования имеющихся в ее наличии ресурсов, совокупность которых составляет
ресурсный потенциал организации.
Анализу ресурсного
потенциала организаций посвящены многие публикации таких ученых как С.А. Бороненкова,
В.В. Ковалев, И.А. Бланк, К. Макконел и др.
Для раскрытия темы
исследования, необходимо обратиться к понятию «ресурсы».
В соответствии с
определением Н.Ф. Реймерса, ресурсы представляют собой любые источники
получения обществом материальных и духовных благ, которые приобретаются
благодаря существующим технологиям и социально-экономическим условиям[1].
В экономической
литературе под ресурсами понимают совокупность самостоятельных элементов, прямо
или опосредованно принимающих участие в производственном процессе. Исходя из
данного определения, можно выделить главный признак ресурсов – это прямая связь
с производственным процессом, т.е. вовлечение ресурсов в производственный
процесс придает им форму факторов производства[2].
Считается, что понятие
«ресурсы» наиболее полно раскрыто в исследовании С.А. Бороненковой, которая
понимает под ресурсами компонент системы управления и группирует все ресурсы на
средства труда, финансовые и трудовые ресурсы[3].
Таким образом, мы
подходим к понятию «ресурсный потенциал», который не имеет однозначной
трактовки в научной литературе, поэтому нами были обобщены все его трактовки в
таблице 1.
Таблица 1
Методологические подходы к сущности понятия «ресурсный потенциал» Источник Характеристика В.А. Свободин Ресурсный
потенциал – это совокупность принадлежащих предприятию трудовых, земельных,
материальных и иных ресурсов[4] К.М. Миско Ресурсный
потенциал – суммарная величина реализованных и нереализованных возможностей
использования источников ресурсов в ходе удовлетворения человеческих
потребностей[5] И.А. Бланк Величина
ресурсного потенциала зависит от количества ресурсов, имеющихся в
распоряжении предприятия, а также объективных условий, позволяющих обеспечить
их рациональное использование[6] М.А. Комаров Ресурсный
потенциал – это совокупность ресурсов, система материальных, трудовых,
энергетических, информационных источников, используемых в производственном
процессе[7] Л.Г. Окорокова Ресурсный
потенциал – это совокупность всех производственных ресурсов, обеспечивающих
получение максимального экономического эффекта за определенный промежуток
времени[8] На основе представленных
формулировок ресурсного потенциала, можно сделать вывод, что наиболее полно
ресурсный потенциал характеризует К.М. Миско, т.к. указывает на фактор реализованности
и нереализованности использования ресурсов, что, по нашему мнению, точно
отражает сущность потенциала организации[9].
Выделим отличительные
черты ресурсного потенциала, встречающиеся в экономической литературе:
1. Ресурсный потенциал –
это не простое количество, а совокупность ресурсов, которые используются
организацией комплексно, при этом обязательно присутствует характер
взаимодополняемости ресурсов в общественном производстве (при приросте одного
ресурса в заданной системе непременно возрастает другой ресурс).
2. Благодаря ресурсному
потенциалу обеспечивается принцип взаимозаменяемости ресурсов, которые
используется в процессе общественного производства. Большинство современных
ресурсов являются многофункциональными, что позволяет комбинировать их для
достижения желаемого результата при минимальных затратах.
3. Ресурсный потенциал
предполагает включение не только ресурсов, необходимых к потреблению в отчетном
периоде, но также позволяет формировать страховые запасы на случай
непредвиденных обстоятельств. Таким образом, ресурсный потенциал определяет
потенциальную возможность потребления ресурсов в процессе производства.
4. Ресурсный потенциал
представляет собой совокупность всех запасов данного вида ресурса, находящегося
в природе или в обществе, которая может быть получена на основе
научно-технических достижений и экономической эффективности их использования.
Следовательно, ресурсный потенциал состоит из источников, которые наиболее
эффективно могут быть использованы в
процессе производства.
5. Ресурсный потенциал
может состоять из альтернативных ресурсов, т.е. тех ресурсов, которые до сих
пор не использовались или только обнаружены человечеством или организацией,
причем возможность использования данных видов ресурсов научно обоснована и их эффективность
считается доказанной[10].
Обобщая представленные
формулировки и общие признаки понятия «ресурсный потенциал», сформулируем
авторское определение данного понятия: ресурсный потенциал организации отражает
всю совокупность ресурсов, которая находится в собственности организации,
использование которых в заданном временном интервале может обеспечить
организации краткосрочный или долгосрочный экономический эффект.
Формы ресурсного
потенциала различаются в зависимости от классификационных признаков, положенных
в их основу. В зависимости от уровня вовлеченности в финансово-хозяйственную
деятельность предприятия, выделяют элементы ресурсного потенциала активной и
пассивной части.
Активная часть ресурсного
потенциала характеризует ресурсы, прямо участвующие в производственном
процессе: активные производственные фонды, товароматериальные запасы,
экономически активное население, научно-технические разработки и т.д. Пассивная
часть ресурсного потенциала представляет собой экономически неактивное население,
избыточные запасы материальных ценностей, результаты научно-технического
прогресса[11].
Таким образом,
разграничение активной и пассивной части в структуре ресурсного потенциала
достаточно ценно для научного исследования, поскольку дает возможность оценить
степень использования ресурсного потенциала, а также выявить качественные и
количественные резервы совершенствования производства.
В зависимости от результативности
использования производственных возможностей организации выделяют фактический
ресурсный потенциал [1] Подлесных, В.И. Теория организации [Текст] / В.И.
Подлесных. – М. : Бизнес-пресса, 2019. – С.56 [2] Свободин В. А. Вопросы
определения и эффективности производственного потенциала // АПК: экономика,
управление / В. А. Свободин. – 2020. – № 3. – С. 27 [3] Бондасов О.В. Анализ рентабельности собственного
капитала. // Научные труды Вольного экономического общества России. Том сорок
первый –2017. – С. 11 [4] Свободин В. А. Вопросы
определения и эффективности производственного потенциала // АПК: экономика,
управление / В. А. Свободин. – 2020. – № 3. – С. 27 [5] Миско К.М. Ресурсный
потенциал региона (теоретические и методологические аспекты исследования) / К.
М. Миско. – М.: Наука, 2019. – С.23 [6] Бланк. И.А. Инвестиционный менеджмент / И. Бланк —
М.:Альфа, 2018. – С.67 [7] Ресурсный потенциал
экономического роста / под ред. М. А. Комарова, А. Н. Романова. – М.: Путь
России, 2018. – С.245 [8] Окорокова Л. Г.
Ресурсный потенциал предприятий / Л. Г. Окорокова. – СПб.: С — ПбГТУ, 2018. –
С.190 [9] Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной
деятельности: Учебник / С.М. Пястолов. — М.: Академия, 2018. — С.154 [10] Бондасов О.В. Анализ рентабельности собственного
капитала. // Научные труды Вольного экономического общества России. Том сорок
первый –2017. – С. 11 [11] Подлесных, В.И. Теория организации [Текст] / В.И.
Подлесных. – М. : Бизнес-пресса, 2019. – С.98
Содержание:
Введение 3
1. Оценка ресурсного потенциала торговой организации как важнейшее условие ее конкурентоспособности 4
1.1 Понятие и классификация ресурсного потенциала 4
1.2 Ресурсы как источники конкурентного преимущества 8
1.3 Подходы к оценке влияния ресурсного потенциала на эффективность торгово-хозяйственной деятельности 11
2. Анализ ресурсного потенциала розничного торгового предприятия ИП Иванов А.Р. 14
2.1 Организационно-экономическая характеристика торговой организации 14
2.2 Анализ основных видов экономических ресурсов торговой организации 21
2.3 Анализ показателей, характеризующих эффективность использования ресурсного потенциала 27
3. Практические рекомендации по повышению эффективности использования ресурсов розничного торгвого предприятия ИП Иванов А.Р. 30
3.1. Проблемы. выявленные при анализе экономических ресурсов торговой организации и пути их решения 30
3.2.Предложения по повышению эффективности использования ресурсного потенциала и их экономическое обоснование 32
Заключение 38
Список используемых источников 42
Введение:
Актуальность выбранной темы. В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики — предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. Здесь решаются вопросы наиболее экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. Всё это требует глубоких экономических знаний. В условиях рыночной экономики выживет лишь то предприятие, которое наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.
Цели и задачи исследования. Основной целью моей курсовой работы является исследование ресурсного потенциала торговой организации как основы ее развития.
Задачами являются те конкретные вопросы, освещение которых будет способствовать достижению поставленной цели. Это:
— дать оценку ресурсного потенциала торговой организации как важнейшее условие ее конкурентоспособности;
— провести анализ ресурсного потенциала розничного торгового предприятия ИП Иванов А.Р.;
— разработать практические рекомендации по повышению эффективности использования ресурсов розничного торгового предприятия ИП Иванов А.Р.
Объектом курсовой работы является предприятие ИП Иванов А.Р.
Методы, применяемые в работе при анализе: аналитический, статистический и ряд других.
Заключение:
В ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи, поставленные во введении.
Сделаем основные выводы:
1. В среднесрочной перспективе можно прогнозировать темпы роста объемов платежеспособного спроса на детскую продукцию в интервале 5-10%% в год. Темпы роста объема денег на рынке будут примерно соответствовать темпам роста денежной массы на руках у населения.
2. В качестве основных тенденций развития рынка детской продукции можно отметить рост, динамика которого обусловлена увеличением покупательской способности.
3. Падение спроса на продукцию предприятия в результате карантина из-за коронавируса, усиления конкуренции на рынке детских товаров привели к снижению объема продаж и выручки предприятия. Это привело к снижению рентабельности, как основной, так и финансовой деятельности. Поэтому важнейшим направлением эффективности торговли является исследование потребностей рынка, разработка новых продуктов, и расширение ассортимента.
4. Предприятие изыскивает резервы для снижения затрат на реализацию продукции. Это приводит к низкому уровню рентабельности выпущенной продукции. Затем для предприятия необходимо разработать мероприятия по экономии затрат.
10. Рентабельность активов в значительной степени зависит от их оборачиваемости. Как показал анализ, коэффициент оборачиваемости составляет лишь 2-3 оборотов в год, что не позволяет увеличивать доходность на предприятии. Поэтому важным резервом роста рентабельности является ускорение оборачиваемости оборотных средств.
11. Анализ деятельности предприятия ИП Иванов А.Р. показал следующие проблемы. Невозможность увеличение объема продаж без открытия торговых точек. Линейная структура управления и небольшое количество персонала ведут к необходимости выполнения одним работником функций нескольких должностей, что снижает производительность труда и эффективность работы компании. Узкий ассортимент, высокий уровень конкуренции ведут к потере клиентов, желающих совершит комплексную покупку. Рост условно-переменных издержек. Увеличение сроков оборачиваемости товара. Текучесть кадров. Снижение уровня рентабельности. Низкое качество обслуживания клиентов. Бюрократизация процесса управления качеством. Неэффективная информационная система предприятия.
12. Предложены следующие мероприятия по исправлению ситуации. Открытие торговой точки. Разработка маркетинговой стратегии. Найм временных сотрудников со стороны или заключение договоров на обслуживание со специализированными компаниями на выполнение определенных видов работ. Расширение ассортимента на производстве. Расширение ассортимента в магазинах за счет заключения договоров с поставщиками. Предложение минимальных среди конкурентов цен на имеющийся ассортимент. Подробный анализ издержек. Разработка стратегии сокращения расходов. Формирование корпоративной культуры. Пересмотр системы мотивации персонала. Пересмотр информационных потоков.
14. Затраты на обозначенные мероприятия составят 171 тыс. руб. в год. чистый доход от реализации мероприятий будет 726 тыс. руб. Эффективность реализации запланированных мероприятий достаточно велика.
В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
— Оборот в отчетном периоде снизился по сравнению с предыдущим годом на 19,88%, что составило 1707627 тыс. руб. Это снижение произошло из-за падения спроса на продукцию в результате объявленного карантина из-за коронавируса, узкого ассортимента и высоких цен на продукцию.
— Чистая (нераспределенная) прибыль ИП Иванов А.Р. снизилась на 19,88%, (что в сумме составило 894,730 тыс. руб.), а уровень чистой прибыли — снизился на 25%. Это говорит о том, что темпы роста прибыли не превышают темпы роста оборота, что является отрицательным моментом в деятельности предприятия.
— В отчетном году увеличивается коэффициент фондовооруженности и фондооснащенности; уменьшается коэффициент фондоотдачи; несколько повышается коэффициент фондоемкости. Это можно охарактеризовать отрицательно для предприятия, т.к. оборудования становится больше, а эффективность его использования снижается.
— Структура капитала рассматриваемого предприятия как на конец 2019 года, так и на конец 2020 года, является нерациональной, так как в ней преобладает доля заемных средств, то есть сильна зависимость предприятия от внешних источников финансирования.
— Производительность труда продавцов предприятия в динамике снижается с 2147543 до 1720636 тыс. руб. Производительность труда торгово-оперативного персонала также имела тенденцию к снижению на 213452 тыс. руб. в абсолютном выражении или на 19,88% в относительной форме, в результате чего она составила 860318 тыс. руб. на человека.
Можно предположить ряд практических рекомендаций по ее усовершенствованию.
— Наращивать физический объем продаж, путем оптимизации ценовой политики (привести ее в соответствие с возможностями потребителей, для чего необходимо заключать договора с поставщиками, предлагающими наиболее низкий уровень цен), роста производительности труда (за счет стимулирования работников) чтобы оборот розничной торговли увеличивался не только под влиянием роста цен на реализуемые товары.
— В дальнейшем расширять ассортимент реализуемых товаров.
— Продолжать формировать ассортимент товаров с учетом спроса населения, для этого необходимо проводить маркетинговые исследования спроса и предложения на данном рынке.
— Проводить мероприятия по дальнейшему повышению качества торгового обслуживания покупателей (осуществлять стимулирование персонала как материальное, так и психологическое).
— Заключение дополнительных соглашений с указанием средств продвижения продукции поставщика сроком на год – это позволит «отсеять» поставщиков, не планирующих совместную работу на долгосрочную перспективу.
— Обратить внимание на состояние материально-технической базы.
Фрагмент текста работы:
1. Оценка ресурсного потенциала торговой организации как важнейшее условие ее конкурентоспособности
1.1 Понятие и классификация ресурсного потенциала
Ресурсный потенциал торгового предприятия рассматривается в трудах отечественных экономистов как важный оценочный показатель:
— конкурентоспособности хозяйствующего субъекта;
— повышения прибыльности производства;
— при принятии управленческих решений высшим менеджментом компании тактического и стратегического уровня.
Термин «потенциал» происходит от латинского «potentia». В большом словаре иностранных слов переводится как «сила», «возможность». Термин «потенциал» имеет множество значений в зависимости от сферы использования, например, как физическое понятие потенциал — величина потенциальной энергии в определенной точке пространства. Но в данном случае речь пойдет не о физических характеристиках данного понятия, а о его использовании и, соответственно, понимании в экономической теории и практике.
В научной литературе встречается большое количество видов потенциала торгового предприятия: финансовый, экономический, инновационный, производственный, трудовой, рыночный, инвестиционный, стратегический и многие другие. Анализ показывает, что наиболее комплексным является ресурсный потенциал. Более того, считаем целесообразным утверждать, что понятие «ресурсный потенциал», используемое в отношении торговых предприятий, компаний, является синтетическим и включает в себя такие понятия, как финансовый, инвестиционный, кадровый, производственный потенциал. При этом в публикациях при определении понятия «ресурсный потенциал» наблюдаются значительные различия. Многие авторы используют в качестве синонимов такие понятия, как «совокупный ресурсный потенциал», «ресурсный потенциал», «резервы», «возможности». Некоторые из перечисленных синонимичных понятий вполне отражают суть понятия «ресурсный потенциал», но далеко не все и не всегда. Важен контекст, в котором употребляются данные слова и словосочетания. Так, например, применение понятия «резервы» в определенной ситуации может быть оправдано, но в экономической теории и практике термин «резервы» далеко не всегда равнозначен понятию «потенциал». В экономической практике известно, что резервы могут быть обязательным атрибутом деятельности торгового предприятия, а не характеризовать его некие потенциальные возможности. Так, в составе пассивов предприятия, которые отражаются в бухгалтерской отчетности в форме №1 Балансе предприятия, указывается стоимостная оценка обязательного для большинства организаций резервного капитала компании. Его наличие обусловлено требованиями законодательства и связано в основном с возможной ситуацией банкротства компании и необходимостью иметь некий резервный запас средств. Направления расходования этих средств четко оговорены и совсем не коррелируются с потенциальными возможностями предприятия ни в финансовом, ни в производственном, ни в каком- либо другом сегменте его хозяйственной деятельности.
Рассмотрим, что же заложено в понятие «ресурсный потенциал». Ресурсный потенциал может рассматриваться в отношении страны, региона, города, предприятия. Применение категории ресурсного потенциала в анализе имеет много преимуществ. Предприятие оценивается с самых разных позиций, что позволяет разработать комплексную оценку текущего и перспективного состояния и дает возможность корректно сопоставлять между собой организации из различных отраслей.
Однако ряд факторов осложняет применение понятия «потенциал». Один из таких факторов — это противоречия и расхождения в толковании определения понятия «ресурсный потенциал». Другой фактор — отсутствие единой методики количественной оценки ресурсного потенциала торгового предприятия. Третий фактор — это сбор и многоступенчатая обработка большего количества информации, систематизация полученных результатов.