Курсовая с практикой на тему Репрезентация патриотического самосознания в прозе Р.Киплинга
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Патриотизм и национальное самосознание в художественной литературе 5
1.1. Понятие патриотизм 5
1.2. Понятие патриотического воспитания 7
1.3. Национальное самосознание в языке и культуре 11
Глава 2. Биография и творчество Редьярда Киплинга 18
2.1. Особенности биографии Р. Киплинга 18
2.2. Основные темы творчества Р. Киплинга 22
Глава 3. Патриотические мотивы и отражение национального самосознания в произведениях Редьярда Киплинга 26
3.1.Языковая картина мира Редьярда Киплинга 26
3.2.Балладная поэзия Р. Киплинга 30
Заключение 35
Литература 37
Введение:
Проблема взаимосвязи гражданской идентичности с патриотизмом активно обсуждается в научном дискурсе. Как совершенно справедливо отмечает А.В. Абрамов, «каким бы ни был выбранный ракурс изучения идентичности, важнейшим ее элементом выступает патриотизм. Он является и показателем принадлежности гражданина к социальной системе (Родине, Отечеству, стране), и маркером самоидентификации общества в целом». Но вопрос о том, какие именно патриотические ценности образуют смысловое поле формирования идентичности, остается актуальным.
Патриотизм может быть обозначен как ресурс сохранения и развития государства в мире: «Если мы хотим сохранить свою идентичность в целом, то мы, конечно, должны культивировать здоровое чувство патриотизма. Без этого страна не будет существовать. Она просто изнутри развалится, как кусок сахара, намоченный водой»
Актуальность темы работы состоит в том, что творчество Редьярда Киплинга имеет свои корни сразу в нескольких культурных традициях. В произведениях его авторства можно найти отголоски культурных традиций Западной и Восточной культур. В стихотворной форме также прослеживается подобная закономерность, и не удивительно, что она вот уже больше ста лет не теряет свою злободневность и актуальность, ведь их тематика касается самых основных и важных, с точки зрения философии, понятий бытия.
Предмет исследования — поэзия Редьярда Киплинга как культурное явление.
Объект исследования — поэтические произведения Редьярда Киплинга, наиболее ярко отражающие культурные особенности нации и времени.
Цель работы: анализ лингвокультурологических особенностей поэзии Редьярда Киплинга.
Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать актуальность лингвокультурологического анализа для исследования отражения патриотических мотивов и национального самосознания;
2. Выявить особенности биографии Редьярда Киплинга, в сильной мере повлиявших на его творчество;
3. Систематизировать основные концепты языковой картины мира Редьярда Киплинга;
4. Изучить основные темы творчества Редьярда Киплинга;
5. Проанализировать несколько стихотворений поэта, наиболее ярко отражающих культурные особенности разных наций.
Выявить точки соприкосновения языка и культуры в поэзии Р. Киплинга.
Теоретической основой исследования явились различные книги, как русских авторов, так и зарубежных авторов, а также исследования и диссертации русских филологов и биографов Редьярда Киплинга.
Структура работы включает введение, три главы, заключение, список литературы.
Заключение:
Лингвокультурология изучает связь языка и культура, так как эти два понятия всегда сопряжены друг с другом, ведь язык не существует вне культуры, в языке всегда отражаются традиции, обычаи, ментальность нации. Предметом исследования лингвокультурологии служат единицы языка, которые приобрели символическое и образно-метафорическое значение в культуре и обобщают результаты деятельности человеческого сознания. В ходе лингвокультурологического анализа ученые опираются на такое понятие как «ментальность», так как ментальные особенности нации всегда находят отражение в национальном языке. Мы воспроизводим все, что нас окружает с помощью языка и создаем тем самым языковую картину мира.
Лингвокультурологический анализ произведений очень актуален, так как он дает возможность исследователям, проанализировав различные тексты, увидеть отражение культуры в языковых фактах, специфику менталитета другой нации через призму языка.
Творчество Р. Киплинга, вмещающее в себя несколько культурных традиций, во многом обусловлено особенностями его биографии. Поэт прожил значительную часть своей жизни в Индии, и именно в этой стране пробудился его литературный дар. Переезд из Индии в Англию и учеба в пансионате сильно закалили характер Р. Киплинга, навеяли на него идеи стоицизма, которые далее будут превалировать в его творчестве. Несколько лет своей жизни Р. Киплинг провел в Африке, что дало ему почву для его произведений, посвящённых Англо-Бурской войне. В конце своей жизни Р. Киплинг утратил свою популярность среди читателей и критики из-за своих грубо империалистических взглядов, его творчество в этот период подвергалось строгой критике.
Говоря о языковой картине мира Р. Киплинга, можно сделать несколько важных выводов. Поэт в своих произведениях использует такие простые концепты бытия, как жизнь – смерть, победа – поражение, сила – слабость, день – ночь, свет – темнота, рай – ад, порядок – хаос, Бог – дьявол, действие – пассивность, знание – неведение, корпорация – одиночество, цивилизация – природа.
Лингвокультурное пространство работ автора сочетает в себе несколько культурных традиций, среди которых доминирующими являются английская и индийская.
Новаторство поэта заключается в том, что он возрождает жанр баллады, повествуя о повседневной солдатской жизни. Во всей произведениях писателя и поэта просматривается тема строго Закона. Именно законом измеряется любое твое действие, будь то жест или высказывание, по мнению писателя.
Одной из основных тем творчества Р. Киплинга является тема взаимоотношений Запада и Востока. Восток-любимый, обожаемый Киплингом, был для него средоточием пассивного начала, в то время как на Англию он возлагал роль цивилизатора и просветителя. У Киплинга есть такие две великие вещи, выступающие как одна: во-первых – Любовь, во-вторых – Война, сталкиваясь с которыми, Законы Востока и Запада одинаковы.
Р. Киплинг был убежденным империалистов и верил в святую просветительскую миссию Британии. Редьярд Киплинг был сторонником теории «императива активного действия», согласно которой только в действии можно найти спасение от бессмысленности и неупорядоченности мира. «Настоящий человек» Киплинга-это цельная личность, чуждая романтических метаний, раздвоенности, извращенности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Патриотизм и национальное самосознание в художественной литературе
1.1. Понятие патриотизм
Актуальность проблемы взаимосвязи патриотизма с формированием идентичности обусловила интерес к концептуализации понятия «патриотизм». В наиболее распространенном подходе современных российских авторов к определению концепта превалирует отождествление его с социальным чувством, содержанием которого является любовь к Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради нее. Как пишет Т.С. Гузенкова, «в целом понятие «патриотизм» даже на уровне обыденного сознания кажется простым и очевидным по своему смыслу, не требующим слишком сложных дефиниций и объясняющих моделей. Исторически сложилось устойчивое представление о том, что патриотизм означает любовь к Отчизне, к родине, привязанность к месту своего проживания…» [Гузенкова, 2014: 260].
Г.А. Тихомиров считает, что «патриотизм – это исторически сложившаяся и постоянно эволюционирующая категория социально-философского познания, отражающая любовь к Родине, готовность служить ее интересам, своей деятельностью способствовать ее процветанию» [Тихомирова, 2008: 21]. Другой автор – А.Ю. Парашин – аналогичным образом определяет патриотизм «как нравственную ценность и социальное чувство, содержанием которых являются любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины» [Паршин, 2007: 22].
Исследования отечественных ученых мы использовали для концептуализации понятия «патриотизм». Для этого были выделены сущностные признаки, наиболее часто встречающиеся в определениях патриотизма. И.Б. Орлов согласен с тем, что данное понятие описывает явление, имеющее двуединый смысл. Он заключается во взаимосвязи двух принципов – социально-политического и нравственного, двух измерений – малой и большой Родины и двух проявлений – чувства любви к Родине и готовности к защите Отечества [Орлов]. Таким образом, сущностными маркерами патриотизма являются «идея, ценность, пространство, чувство и мотив к действию».
Выделяется несколько наиболее значимых теоретических подходов к трактовке понятия «патриотизм»: