Курсовая с практикой Иностранные языки Английский язык

Курсовая с практикой на тему Речевые портреты персонажей в романе Апдайка «Гертруда и Клавдий»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
РЕЧЕВОГО ПОРТРЕТА.. 5

1.1. Основные подходы к рассмотрению понятия «речевой портрет». 5

1.2. Основные способы создания речевого портрета. 9

Выводы
по главе I 18

ГЛАВА II. АНАЛИЗ РЕЧЕВОГО ПОРТРЕТА ПЕРСОНАЖЕЙ
РОМАНА.. 19

2.1. Специфика речевого портрета клавдия. 19

2.2. Раскрытие образа геруты в романе «гертруда и клавдий». 24

Выводы
по главе II 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 32

  

Введение:

 

В данной работе рассматривается
роман Джона Апдайка «Гертруда и Клавдий». Для создания собственного мира автор
использует известные источники Гамлета Уильяма Шекспира, чтобы рассказать
историю, которая опирается на историю мести в средневековой Дании, изображенную
Саксоном Грамматиком в его Historiae Danicae XII века, но включает
дополнительные элементы сюжета, добавленные Франсуа де Белльфорестом в его
трагические истории, опубликованные в 1576 году. И, наконец, он содержит
различные элементы из пьесы Шекспира, в том числе название «Корамбис» Полония
из «плохого кварто» 1603 года. Эта история в трех ее формах в первую очередь
связана с Гамлетом (или «Амлетом» у Саксона), мстящим за убийство своего отца,
но история начинается раньше. Роман связан с ранней жизнью Гертруды, Клавдия и
старого Гамлета и заканчивается в конце первого акта, второй сцены Гамлета.

Персонажи имеют разные
имена в литературных источниках (например, Герута, Геруте, Гертруда), и роман,
состоящий из трех частей, изменяет имена при передвижении между всеми тремя
частями. История опирается на большое количество трудов, посвященных Амлету, но
согласуется только с Шекспиром. Например, убийство, о котором стало известно из
более ранних трудов, становится секретом у Шекспира, а также в этом романе.

Но Белльфорест
представляет отношения между Гертрудой и Клавдием, и, кроме того,
подразумевает, что Гертруда подталкивала Клавдия к убийству ее мужа.
Дж. Апдайк предпочитает рассматривать отношения между Клавдием и Гертрудой
как отражение любовных отношений. Гертруда – чувственная, но забытая жена,
Клавдий – рыцарь, джентльмен, заинтересованный в приключениях, не меньше, чем в
любовных отношениях, и старый Гамлет – неприятное сочетание жестокого викинга и
холодно амбициозного политика.

Но Дж. Апдайк
заставляет Клавдия убить своего брата без ведома или поддержки Гертруды.
Образы, отраженные у У. Шекспира, переходят в постмодернистский текст,
наполняя его дополнительными смыслами. Не меньший интерес вызывает и речевой
портрет героев, так как, как известно, постмодернистский текст живет сам по
себе, вне автора.

Актуальность темы
исследования обусловлена интересом исследователей к неоднозначной природе
речевого портрета в произведении. Вопреки своей популярности в массовой
культуре, а также интересу со стороны академического сообщества, изучение
портрета в качестве культурного феномена активно развивается, как следствие,
происходит разработка общепринятой методологии его изучения.

Цель работы – проанализировать
речевые портреты героев, представленные в романе Дж. Апдайка «Гертруда и
Клавдий».

В соответствии с целью
необходимо решить ряд задач:

1. рассмотреть
особенности речевого портрета как литературной категории,

2. выявить
специфику отражения речевого портрета в произведениях,

3. рассмотреть,
как представлен речевой портрет Клавдия и Гертруды в романе Дж. Апдайка.

Объект работы – текст
романа Дж. Апдайка «Гертруда и Клавдий». Предмет работы – специфика
раскрытия речевого портрета в указанном романе Дж. Апдайка.

Методы исследования –
метод сплошной выборки, метод классификации и систематизации материала,
структурный анализ текста.

Структура работы. Работа
состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Настоящее исследование
осуществлено в рамках теоретической проблемы исследования речевого портрета
литературного персонажа с учетом имеющегося опыта осмысления феномена речевого
портрета. В современной лингвистике не существует единого определения понятия
«речевой портрет»; имеющиеся в большинстве своем ориентированы на изучение
речевого портрета реального человека или социальной группы, но не достаточно
продуктивны для анализа речевого портрета литературного персонажа как
сконструированной личности. Изучив существующие формулировки, мы предложили
«рабочее» определение понятия «речевой портрет», которое, на наш взгляд, более
продуктивно для нашего исследования и уравновешивает момент ситуативности и
обусловленности всех проявлений персонажа авторской концепцией.

Речевой портрет – это
совокупность речевых характеристик литературного героя как сконструированной
автором личности, выраженных в специфическом фонетическом, грамматическом,
лексическом и синтаксическом строе языка и актуализирующих определённые речевые
намерения и стратегии. Анализ научных исследований, посвященных речевым
портретам тех или иных персонажей, показал, что в большинстве своем ученые не
учитывают (не достаточно учитывают) авторскую концепцию героя. Исключения
представляются нам наиболее точными и научно обоснованными. На сегодняшний день
такие работы демонстрируют два основных похода к анализу: от анализа специфики
речи персонажа на разных уровнях к объяснению обнаруженных особенностей
характером героя; обратный путь: от прояснения концепции персонажа к ее
языковому воплощению.

Роман «Гертруда и
Клавдий» – это история любовного треугольника. Сюжет этого произведения, на
первый взгляд, типичен. Молодая женщина высокого социального положения
несколько неохотно выходит замуж за известного пожилого мужчину, от которого у
нее есть ребенок и к которому она испытывает искреннюю привязанность. К
сожалению, муж редко проявляет к ней настоящие признаки любви.

Однако наиболее
значительным является выбор персонажей Дж. Апдайком. Они заимствованы не
только из воображения автора, а у самого известного из всех английских
писателей Уильяма Шекспира. Гертруда – королева, которая выходит замуж за
младшего брата своего покойного мужа слишком рано, чтобы удовлетворить
вопрошающий дух своего единственного ребенка, хорошо образованного, скептически
настроенного, циничного, уставшего от мира принца Дании Гамлета. Гамлет
вернулся из своей жизни в качестве ученого в Виттенберге и обнаружил, что Дания
являет собой достаточно прогнившее государство.

Дж. Апдайк не
первый, кто заимствует идеи у У. Шекспира для своих целей. Ему помогают в
исследовании характеристики мотивом ряда тех же хроник средневековья и раннего
Возрождения, которые сам У. Шекспир использовал для создания сюжета своей
драмы. Что еще более важно, Дж. Апдайк следует в художественной литературе
традиции литературной критики, которая предшествует его роману почти на два столетия.
С девятнадцатого века среди шекспировских критиков было обычной практикой
относиться к персонажам из пьес как к бестелесным фигурам, чья жизнь выходит за
рамки драмы.

Метод критики,
вдохновленный новой психологической наукой, достиг своего апогея в первые годы
двадцатого века; к тому времени академические критики использовали тексты как
отправную точку для детального анализа героев и героинь У. Шекспира, как
если бы они были пациентами на кушетке психолога, а не выдуманными творениями.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ПОРТРЕТА 1.1. Основные
подходы к рассмотрению понятия «речевой портрет» На протяжении лет
проблемой рассмотрения речевого портрета занимались многие лингвисты. Вклад в
развитие понятия вносили как отечественные, так и зарубежные лингвисты.
Современные исследователи существенно дополняют теорию речевого портрета,
привнося в нее новые аспекты.

Во время работы с
материалами и исследованиями по теме «речевого портрета» мы заметили, что в
современной науке существуют разные трактовки понятия «портрет». Этот термин
часто употребляется в широком смысле. Возможно, причина заключается в том, что
данный термин является объектом нескольких наук одновременно и получает разное
смысловое наполнение в зависимости от того, в какой сфере научных знаний он
используется. Впервые появившись в философии, в процессе своего развития,
данный термин стал объектом других наук, таких как психология,
литературоведение и лингвистика.

В настоящем исследовании
нас интересует портрет как лингвистическая и литературоведческая категория,
поэтому подробнее мы будем рассматривать понятие «портрет» с точки зрения этих
наук. При этом мы будем идти от более широкого понимания образа к более узкому,
поэтому начнем рассмотрение интересующего нас понятия с позиции
литературоведения.

Говоря о природе речевого
портрета, исследователи отмечают, что главным его свойством является то, что
портрет представляет собой некое отражение действительности, характера
персонажа, в столкновении с реальностью. И. В. Арнольд в книге
«Стилистика. Современный английский язык» пишет: «Самое важное свойство
речевого портрета состоит в отражении образа персонажа или человека в процессе
практического его созидания» [Крысин 2014: 90].

В подтверждение своих
слов исследователь дает свое определение рассматриваемому понятию: «Портрет
есть некоторая модель действительности, восстанавливающая полученную из
действительности информацию в новой сущности» [Матвеева 2017: 68]. Многие
исследователи солидарны с такой трактовкой понятия «речевой портрет».

Сегодня языкознание
рассматривает теорию речевого портрета с позиции языковых средств, которые
задействуются как реальным человеком, так и литературным персонажем. По мнению
С. В. Леорды, «речевой портрет – это воплощенная в речи языковая
личность». Е. В. Осетрова говорит о том, что речь становится основой
облика говорящего, так как по речи во многом судят поведение человека и его
мысли.

Если мы обратимся к
диахронии, то увидим, что понятие речевого портрета было разработано изначально
с точки зрения фонетического оформления речи в начале 60-х годов ХХ века М. В. Пановым.
При анализе речи различных личностей, М. В. Панов оценивает речевой
портрет с позиции диахронического образования, рассматривая его на примере
большого количества политических деятелей древности [Панов 2018].

Тарасенко Т. П.
дает определение речевого портрета как «совокупность языковых и речевых
характеристик коммуникативной личности или определённого социума в отдельно
взятый период существования» [Тарасенко 2017]. Исследователь говорит о том, что
речевой потрет складывается из ряда условий, которые необходимо учитывать:
возрастные, гендерные, психологические, социальные, этнокультурные и
лингвистические.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы