Курсовая с практикой на тему Речевая агрессия в современных политических ток-шоу
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ФЕНОМЕН «РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ» КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
1.1. ПОНЯТИЕ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ…………………………………………………………
1.2. СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ…………………………………………………………
4
7
1.3. РОЛЬ И СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ В ПОЛИТИЧЕСКИХ ТОК-ШОУ…………………………………………………………………………
8
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. АНАЛИЗ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ В ПОЛИТИЧЕСКИХ ТОК-ШОУ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОГРАММ «60 МИНУТ» И «ВЕЧЕР С ВЛАДИМИРОМ СОЛОВЬЁВЫМ»
2.1. АНАЛИЗ ПРИМЕРОВ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ТОК-ШОУ «60 МИНУТ»………………………………………………………………………
15
2.2. АНАЛИЗ ПРИМЕРОВ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ТОК-ШОУ «ВЕЧЕР С ВЛАДИМИРОМ СОЛОВЬЁВЫМ»………………………………………………………….
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 24
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……………………………………………… 26
Введение:
Темп жизни человека увеличивается с каждым днём. Сегодня скорость в предоставлении и получении различной информации: от обычного совета до эксклюзивной новости – решает всё. Поэтому в последние десятилетия для большей части населения СМИ играют достаточно серьёзную роль, так как позволяют узнать о многих тенденция, в том числе и политических, за довольно короткое время.
В последние годы очень популярными в России становятся политические ток-шоу, такие как: «60 минут», «Вечер с Владимиром Соловьёвым», «Вести в субботу с Сергеем Брилёвым», «В центре событий с Анной Прохоровой» и другие, — на которых ведущие, приглашённые политики и известные деятели в каких-либо областях жизни, высказывают свою точку зрения по поводу того или иного события. Но очень часто мнения людей не совпадают, и зритель может наблюдать такое явление, как агрессия.
В «Социологическом словаре» термину агрессия находим несколько значений: «Агрессия — 1. Действие, поведение, нацеленное на причинение ущерба (морального, физического и т. д., вплоть до полного уничтожения) другому существу или объекту. 2. В политической социологии — насильственное вторжение в границы чужого государства. 3. В международном праве — любое незаконное применение вооруженной силы одним государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства. Включает в качестве обязательного признак первенства или инициативы (применение к.-л. государством вооруженной силы первым). 4. В психологии — трактуется либо как результат внутренне присущей человеку агрессивности (психологизм), либо как результат фрустрации (гипотеза фрустрации агрессии), либо как продукт процесса обучения, либо как следствие недостаточной или неудачной социализации» [Социологический словарь, 2000, с. 5-6]. Актуальность работы можно найти в том, что в разных областях науки данный термин изучается достаточно давно, а вот рассматривать его в контексте речевой коммуникации стали лишь в последние десятилетия, в связи с развитием этого явления на телевидении. Особенно его проявления стали заметны в политических ток-шоу.
Кроме того, из-за недостаточности разработанности данной темы встречаем и совершенно различную терминологию: «речевая агрессия», «вербальная агрессия», «словесная агрессия», «язык вражды» и другое.
Целью исследования стало нахождение примеров речевой агрессии в политических ток-шоу.
Для этого мы поставили перед собой ряд задач:
1. изучить теоретические источники по данному вопросу;
2. рассмотреть различные варианты определения понятия «речевая агрессия»;
3. найти примеры «речевой агрессии» в политических ток-шоу;
4. проанализировать найденные примеры с точки зрения стратегий речевой коммуникации.
Заключение:
В последние десятилетия на телевидении сменилось несколько типов ток-шоу. Но социально-политические программы, на которых представители власти, общественные деятели показывают своё видение ситуации, высказывают свою точку зрения, только набирают обороты. Причём рейтинг программ данного направления всегда несколько выше, чем у программ развлекательных. Кроме того, мощное информационное развитие технологий в XXI веке показывает: данные проекты интересны всем, но у экранов телевизоров их смотрят преимущественно люди среднего или пожилого возраста.
В каждом из ток-шоу подобной направленности можно обнаружить примеры речевой агрессии. У неё есть особая роль: 1. речевая агрессия является неизменной частью негативной оценки события, явления, поступков какого-либо деятеля; 2. речевая агрессия «подогревает» интерес телезрителей и благодаря этому приёму зрители внимательно следят: вырастет ли словесная перепалка в полноценный конфликт.
В рамках данной курсовой работы были изучены информационные источники по данному вопросу (книги, статьи, видео), в которых отмечается недостаточная разработанность понятия «речевая агрессия» коммуникативной с точки зрения.
В теоретической главе, кроме раскрытия понятия «речевая агрессия», были рассмотрены её виды и лингвистические инструменты создания. Было выяснено, что виды и типы речевой агрессии зависят от коммуникативной ситуации и её участниками; способов создания речевой агрессии достаточно много, проявления некоторых из них зависят исключительно от языковой грамотности говорящего и от тех целей, которые ставятся в акте коммуникации. Кроме того, важно знать не только признаки речевой агрессии, но и то как можно её преодолевать, это также было рассмотрено в главе.
В главе 2 были проанализированы дискуссии в рамках социально-политических ток-шоу «60 минут» и «Вечер с Владимиром Соловьёвым». В данных программах освещаются наиболее важные и обсуждаемые новости разных сфер жизни человека. В подобного рода шоу одна из задач речевой агрессии: привлечь внимание телезрителей к обсуждаемой проблеме, к спикеру, к значимости того или иного мнения.
Речевая агрессия в политических программах может быть направлена на объекты, которые в студии отсутствуют; на мнения оппонентов; на личности политиков и гостей, умелое владение ведущими приёмами создания и «погашения» речевой агрессии держит атмосферу в студии на грани конфликта, а участников диалога заставляет быть в состоянии напряжения.
Таким образом, речевая агрессия – это и социальное, и языковое явление. При внимательном наблюдении за участниками общеполитических ток-шоу можно заметить, что употребление речевой агрессии (перебивание, оскорбление/ унижение личности, употребление экспрессивной лексики) необходимо для поддержания интереса к дискуссии как среди участников, так и среди телезрителей.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ФЕНОМЕН «РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ» КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
1.1. Понятие речевой агрессии
В различных источниках находим следующие определения понятия «речевая агрессия». В словаре «Культура общения: этика, прагматика, психология» находим, что «Агрессия (агрессивность) речевая – это речевая грубость по отношению к собеседнику, проявляющаяся в отборе резких, оскорбительных слов, в том числе нецензурных ругательств, насмешливых интонаций, в повышенной громкости голоса, в резко отрицательных оценках собеседника, неприятных для него намеках, грубой иронии и др. Некультурное речевое поведение». [15]
Т.Б. Трошева определяет данный термин так: «Речевая агрессия – это использование языковых средств для выражения неприязни, враждебности; мнера речи, оскорбляющаячье. самолюбие, достоинство. В наибольшей степени Р. а. находит воплощение в разг. и публиц. сферах коммуникации». [19]
В одной из своих статей Ю.В. Щербинина определяет речевую или вербальную агрессию как «обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой в данной речевой ситуации форме». Кроме того, она показывает различные условия проявления описываемого явления в конкретной речевой ситуации:
– отрицательное коммуникативное намерение говорящего (например, унизить адресата, выразить негативные чувства и эмоции и т. п.);
– несоответствие высказывания характеру общения и «образу адресата» (например, фамильярное обращение в официальной обстановке; обращение только к одному собеседнику при групповом общении; обидные намеки в адрес собеседника и т. п.);
– отрицательные эмоциональные реакции адресата на данное высказывание (обида, гнев, раздражение и т. п.) и отражающие их ответные реплики (обвинение, упрек, отказ, выражение протеста, несогласия, ответное оскорбление и т. п.). [22]
Интересно, что у Ю.В. Щербининой находим про отличия между вербальной агрессией и смежными и сходными явлениями речи. Например, по её мнению, важно «отграничить данное явление от употребления в речи инвективы (ругательств, бранных слов и выражений) и использования вульгаризмов (отмеченных особой резкостью, грубостью просторечных слов и выражений в качестве параллельных обозначений понятий, которые можно выразить литературными вариантами)». [22]
Анализируя феномен речевой агрессии нельзя не привести мнение исследователя Т.А. Воронцовой. Она выделяет 2 подхода к этому явлению:
— лингвопсихологический (особенностью данного подхода является акцент на речевом поведении человека, но с лингвистикой связаны лишь средства выражения);
— лингвоэтический (этот подход объединяет социолингвистический, стилистический, лингвоэкологический, юрислингвистический аспекты рассмотрения речевой агрессии).
Кроме того, исследователь говорит о том, что выбор языковых средств в ситуации речевой агрессии не может быть сведён к какому-то определённому словарю. Так как часто в контексте речевого воздействия коммуникатор-отправитель делает ставку на эмоциональность. Тем самым, отмечает Т.А. Воронцова, спецификой подобного речевого акта является «установка адресанта на то, что его позиция должна быть принята адресатом безоговорочно. Именно поэтому речевая агрессия как речевое поведение безаргументативна по определению» [5, с. 36]
1.2. Способы преодоления речевой агрессии
Следует помнить, что существуют способы бесконфликтного ведения переговоров, дискуссии. У профессора И.А. Стернина встречаем следующие советы по созданию наиболее эффективной коммуникации. И первый принцип, который он называет: быть терпимее к собеседнику. Кроме того, он говорит, что
• не следует учить, либо переделывать мнение собеседника во время разговора;
• пытаться преодолевать негативные установки собеседника;
• нужно быть сконцентрированным на разговоре и не отвлекаться;
• важно быть приспособленным к собеседнику, чтобы понимать его ощущения, настроение, мысли, уровень речевой подготовленности, которые могут повлиять на результат коммуникации.
Даже если человек начинает чувствовать речевую агрессию от оппонента, есть способы её преодоления. Самый эффективный способ – игнорирование. Очень часто это самая выигрышная тактика и более неожиданный приём. В акте коммуникации собеседник всегда ждёт ответа, а при применении данного приёма человек, на которого направлена агрессия не реагирует совсем, либо не отвечает грубостью на грубость. Такое поведение разрушает негативный сценарий воздействия и отворачивает развитие конфликта в другую сторону, часто предотвращая его. Здесь главное почувствовать момент, когда данная модель поведения может задеть собеседника, так как игнорирование он может спроецировать не на свои слова, а на свои личность в целом.
Следующий приём – переключение внимания. Его суть в том, чтобы перевести разговор на другую тему и, отвлекая, изменить эмоциональное состояние собеседника. При переключении внимания можно сделать акцент на положительных качествах агрессора, такая проекция может стать неожиданность, но, в конце концов, сменит отрицательный настрой на более положительный.
Также психологи советуют использовать юмор, так как вовремя сказанная шутка может снять напряжение и поможет расслабить участников акта коммуникации. Но нужна обязательно помнить, что шутка должна быть «лёгкой» и не содержала неприязненного содержания, то есть не была бы ни сарказмом, ни иронией. Такие шутки наоборот могут стать причиной усиления агресии.
На агрессивного коммуникатора можно повлиять и через высказывание положительных фраз, которые окрашивают эмоциональный фон в более позитивный. Это может быть и выражение одобрения, и отсылка к прошлым успехам, и согласие с выводами, и благодарность, и поддержка мнения.
Некоторые считают, что яро отставающего своё мнение оппонента, ещё и критикующего всех и вся нельзя ни в чём убедить, но на самом деле это возможно, если правильно выстроить стратегию ответа. Напомнить ему об успехах, настроить на позитивное мышление, вызвать у него эмпатию, то есть смоделировать такую ситуацию, при которой агрессор из позиции ведущего в разговоре переходит в позицию ведомого.
1.3. Роль и способы создания речевой агрессии в политических ток-шоу.
С начала 90-х годов многих учёных и представителей интеллигенции стали беспокоить процессы, происходящие в русском языке. Язык во многом отражает политическую и экономическую ситуацию времени. Многие замечают, что идут процессы огрубления языка: когда мат перестал быть чем-то запретным, когда смещаются границы этичного. Несмотря на то что в 2005 году Законом РФ было поставлено в приоритет сохранение русского литературного языка, тем не менее, можно заметить, что уже литературно-языковой дискурс находится под влиянием бытовой речи. Это мы можем проследить через СМИ. В Советском союзе речь дикторов телевидения, язык газет во многом являлись примерами употребления литературного языка для населения. На речь дикторов равнялись, её записывали, ей подражали. Сейчас же даже в школах на уроках русского языка дети анализируют отрывки из газетных статей, фрагменты из новостных передач, чтобы найти и проанализировать речевые и грамматические ошибки.
Интересно, что сегодня телевидение нельзя представить без политических ток-шоу. Ток-шоу – это разговорная программа, выходящая на центральных каналах, где, кроме ведущего участвует несколько человек, обычно вступающих в дискуссию и высказывающих свою точку зрения по актуальному вопросу.
Любая дискуссия в ток-шоу направляется ведущим, поэтому развитие конфликта между участниками полилога отличается от развития конфликтов в естественной коммуникации. Предконфликтная ситуация может только зародиться, но не развиться; может быстро наступить кульминация, а напряжение не спадать до конца программы. Отчего это зависит? От того, насколько грамотно ведущий регулирует выступление каждого участника: оно регламентировано, тем самым предупреждается развитие острого конфликта. Но за конструктивными высказываниями своего мнения с телевизионных экранов зрители очень часто слышат критику, различные перебранки, которые основаны на стратегиях речевой агрессии, имея за собой цель спровоцировать, раскритиковать точку зрения оппонента, либо сделать своё высказывание более выразительным, хлёстким, доходчивым. Очень часто такие выступления могут лишь коснуться тематики передачи, но никак не отражать её суть, так как одной из целей оппонентов является презентация своих идей и мыслей через унижение/ оскорбление партнёров по дискуссии.
В подобных дискуссиях очень чётко можно отметить виды речевой агрессии. В научных трудах находим следующие виды:
• активная прямая речевая агрессия — словесное поношение кого-л. или чего-л., оскорбление или унижение кого-л.; высказывание угроз, деструктивных пожеланий в чей-либо адрес; призывы к агрессивным действиям, насилию;
• активная непрямая речевая агрессия — распространение злостной клеветы или сплетен о ком-либо;
• пассивная прямая речевая агрессия — отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т.д.;
• пассивная непрямая речевая агрессия — отказ дать определенные словесные объяснения, демонстративное молчание. [8]
У А.К. Михальской находим другие критерии для ранжирования видов агрессии:
1) по степени интенсивности агрессивные речевые акты располагаются на шкале от «стертых» (слабых) форм — скрытого упрека, косвенного осуждения (подобные речевые акты можно вообще не относить к агрессивным), к самым сильным, «открытым», «сильным» формам — брани, ругани, эмоционально и экспрессивно выраженному прямому порицанию (ругани);
2) по степени осознанности агрессором и целенаправленности речевые акты агрессии также разнятся. Если речевое действие осознанно совершается как агрессивное, а цель говорящего в том и состоит, чтобы адресат понял это действие как агрессивное, то перед нами особый и «чистый» вид речевой агрессии. В обиходе такой вид речевой агрессии называют просто хамством;
3) виды агрессии также различаются по числу участников раздражающей ситуации и ее особенностям (массовая и социально замкнутая формы);
4) существуют различия и между речевой агрессией по отношению к участнику ситуации, реально и конкретно представленному в ней, и речевой агрессией, направленной на отсутствующего «врага». Эти два вида речевой агрессии можно назвать «переходной» и «непереходной». Непереходная агрессия перед нами выступает, например, в случае, когда человек ругает «жизнь вообще», переходная — когда объектом служит политика правительства, или, например, появившийся на экране президент, к которому в таком случае направляются все претензии. [Михальская 1996]:
Таким образом, А.К. Михальская показывает различные грани понятия «речевая агрессия».
Так как ток-шоу – это тоже своеобразная форма межличностного общения, то и в нём можно выделить следующие типы речевой агрессии:
• оскорбление – умышленное унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме;
• угроза – обещание причинить вред или зло в том случае, если собеседник сделает, или наоборот – не сделает, какое-либо действие;
• грубое требование – распоряжение, выраженное в категоричной форме;
• грубый отказ – отрицательный ответ, выраженный в неподобающей форме, обычно без формул вежливости;
• порицание – выражение неодобрения, осуждения;
• насмешка (колкость) – высказывание собеседнику грубой шутки с целью его осмеять, обидеть;
• ссора – сложный речевой жанр, где либо одна сторона, либо обе конфликтующие стороны имеют претензии друг к другу и через акт коммуникации реализуют их. [11]
Так или иначе, речевая агрессия в бытовой межличностной коммуникации может возникать спонтанно, но часто то, что мы видим на телевизионном экране идёт по определённому сценарию, в том числе и развитие диалога в различных политических ток-шоу. Поэтому можно предположить, что любая речевая агрессия в СМИ строится по своим определённым законам и с использованием различных способов её создания. Таким образом, объективно любой человек может искусственно изучить или создать ситуацию речевой агрессии в обыденной жизни.
К одному из способов создания речевой агрессии в ток-шоу относят, так называемый «фактор профессионала». Обычно человек не спорит с профессионалом в какой-либо деятельности, поэтому усилением данного фактора становится использование в своей речи терминов, специальной лексики, профессионализмов. Человек, который в этой теме разбирается лишь поверхностно, объективно лишается возможности аргументированно и адекватно возразить или ответить собеседнику. Отсюда и вырастает способ выражения агрессии, как давление на профессиональную некомпетентность собеседника.
Следующий способ связан с эмоциональной оценкой высказывания собеседника. Если дать негативную оценку тому, что говорит собеседник, то возможно это подавит его инициативу в высказываниях, и он освободит пространство коммуникации. Один из вариантов данного способа: полное, либо частичное игнорирование информации оппонента – результатом этого становится коммуникативный дисбаланс. Его в ток-шоу можно проследить достаточно чётко: когда зрителям у телеэкранов за криками и настойчивым перебиванием, не слышно сути дискуссии. Такой приём позволяет накалить атмосферу в студии, «подогреть» аудиторию и сместить внимание людей с предмета спора на личности говорящих. Ещё один вариант подавления коммуникативной активности говорящего : усомниться в истинности того, что транслирует человек. Данный приём может спровоцировать открытую конфликтуную ситуацию, но, как правило, за этим следят ведущие программ.
На телевидении распространены имплицитные способы речевой агрессии, один из них: «обезличивание» партнёра. «Обезличивание» может происходить несколькими способами:
• обращение по половому признаку (««мужчина»);
• обращение по профессиональному признаку (представитель коллегии врачей);
• обращение по принадлежности к какой-либо общественной или политической организации («член партии …»);
• обращение с использованием субстантивных прилагательных («уважаемый»).
Очень часто речевая агрессия проявляется в борьбе за коммуникативное пространство, и для успешной интервенции используются способы нарушения структуры диалога: перебивание, уход от темы, попытки «заглушить» собеседника своими репликами.
Кроме этого, главным способов создания речевой агрессии является лексика. Коммуникатор может включать в свои реплики: иноязычные слова, которые непонятны оппоненту и затрудняют понимание высказывания; жаргонизмы; инвективную лексику; приёмы метафоризации; устойчивые высказывания (пословицы, поговорки, афоризмы) и другое.
Интересно, что в политической дискуссии не только используются выше перечисленные способы, но и искусно переплетаются. При этом в политических ток-шоу часто можно не вникать в суть информационной перепалки, так как речевая агрессия в этом случае нужна не для объективной критики высказывания, а для того, чтобы «задеть» личность оппонента, превратить обсуждение в развлечение для зрительного зала и людей за экранами.
Выводы по главе 1:
• термин «речевая агрессия» не достаточно разработан в научных кругах и имеет несколько трактовок, каждую из которых отличает негативная окраска и коннотация;
• виды и типы речевой агрессии определяются собственно коммуникативной ситуацией и её участниками;
• множество типов речевой агрессии зависят от характеристики коммуникативной ситуации и участников диалога;
• способов создания речевой агрессии достаточно много, проявления некоторых из них зависят исключительно от языковой грамотности говорящего и от тех целей, которые ставятся в акте коммуникации;
• приёмы преодоления коммуникативной ситуации также важны, поскольку помогают регулировать течение дискуссии, диалога и предотвращать конфликтные ситуации в целом.