Курсовая с практикой на тему Реализация личностного подхода в образовании учащихся цифрового поколения (основная школа)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические аспекты личностного подхода в образовании учащихся цифрового
поколения. 5
1.1.
Понятие личностного подхода в обучении. 5
1.2.
Личностный подход в обучении учащихся цифрового поколения. 12
Глава 2.
Практические аспекты реализации личностного подхода в образовании учащихся
цифрового поколения (основная школа) 18
2.1. Методики
исследования. 18
2.2.
Результаты экспериментальной работы.. 21
Заключение. 30
Список
литературы.. 31
Введение:
Актуальность
исследования. Ведущим стратегическим направлением развития системы
школьного образования в мире, на сегодняшний день является, личностно –
ориентированное образование. Личностно-ориентированное обучение понимается, как
обучение, выявляющее особенности ученика – субъекта, признающее самобытность и
самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические
воздействия на основе субъектного опыта учащегося.
Личностно-ориентированное обучение имеет глубокие
корни. Стремление к возвышению человека, наиболее полному воплощению в нем
человеческой сущности прослеживается с древних времен. Еще Протагор говорил:
«Мера всех вещей — человек». Идея всестороннего гармоничного развитии личности
провозглашалась и в советский период. Человек объявляется главной ценностью.
«Все для человека, все для блага человека». [3]
Личностно-ориентированное обучение — это такое
обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность,
самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем
согласовывается с содержанием образования. Тем самым признается, что в
образовании происходит не просто интериоризации ребенком заданных
педагогических воздействий, а «встреча» задаваемого и субъектного опыта,
своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение, приращение,
преобразование, что и составляет «вектор» индивидуального развития. Признание
ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть
личностно-ориентированная педагогика. При проектировании образовательного процесса
нужно исходить из признания двух равноправных источников: обучения и учения.
Последнее не есть просто дериват первого, а является самостоятельным,
личностно-значимым, а потому очень действенным источником развития личности.
Таким образом, традиционно образовательный процесс описывался
как учебно-воспитательный, основными составляющими которого являлись, обучение
и воспитание. На организацию последних направлялись все усилия, так как
считалось, что ребенок развивается только под влиянием специально
организованных педагогических воздействий.
Обучение, которое обеспечивает полноценное усвоение
знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на
умственное развитие и есть развивающее обучение.
Степень разработанности
проблемы. Изучением данной проблемы занимались такие исследователи как:
Е.С. Полат, О.К. Тихомиров, М.С. Ткачева.
Проблема исследования: каковы особенности реализации личностного подхода в
образовании учащихся цифрового поколения (основная школа).
Объект исследования: особенности реализации личностного подхода в
образовании
Предмет исследования: реализация личностного подхода в
образовании учащихся цифрового поколения (основная школа)
Гипотеза исследования: реализации личностного подхода в образовании
учащихся цифрового поколения опирается на реализацию каждого ученика в
коллективе.
Цель исследования: изучить особенности реализации личностного подхода в
образовании учащихся цифрового поколения (основная школа).
Задачи исследования:
1. Изучить понятие
личностного подхода в обучении
2. Изучить личностный
подход в обучении учащихся
цифрового поколения
3. Подобрать методики исследования
4. Проанализировать результаты экспериментальной работы.
Методы исследования: анализ, синтез,
дедукция.
Теоретическое значение
курсовой работы: данное исследование может быть использовано в качестве
теоретического источника.
Практическая значимость курсовой работы: результаты исследования могут быть использованы
педагогом на практике.
Заключение:
Понятие личностного
подхода представляет собой зависимость от личностных качеств, выражающих очень
важные характеристики образования — личностную направленность, ценностную
ориентацию, жизненный план, формируемое отношение, активность и поведение
основной мотивации. Будь то возрастные или личностные особенности личности
(характер, темперамент, воля и т. д.), рассматриваемые в отрыве от этих ведущих
качеств, не дают веских оснований для качественного личностно-ориентированного
образования. Ценностные ориентации, жизненный план и ориентация личности
связаны с возрастными и личностными особенностями.
Личностный подход предполагает
формирование личностных качеств как основных ориентиров: направленности,
социальной активности, творческих способностей, черт характера.
В коллективном образовании
индивидуальный подход означает признание того, что индивид имеет приоритет над
коллективом, создание в нем человеческих отношений, благодаря осознанию
учеником себя как личности и обучению видеть личность других. Коллектив выступает
гарантом реализации способностей каждого человека. Сегодня
большое внимание уделяется использованию информационных технологий. Это вполне
оправдано тем, что нынешний век-век информации. Задача — не только дать ребенку
знания, но и научить учеников самостоятельно их искать и осваивать. Способность
обрабатывать информацию сегодня является бесценным активом. Знание информационных
технологий ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как
умение читать и писать. Проникновение
компьютеров в учебный процесс способствует обновлению традиционных методов и
приемов в организации учебного процесса. Современный образовательный процесс
требует не только применения новых технических средств, но и применения новых
форм и методов обучения, что является новым методом организации учебного
процесса.
Фрагмент текста работы:
Термин
"личностно-ориентированное обучение" существует уже более полутора
десятилетий»
Факторы, приводящие к созданию
педагогической теории и практики в этом направлении:
1) демократические преобразования — самооценка
личности;
2) "прорыв" в области
психологии многих ученых заставил пересмотреть многие представления о
механизмах развития личностного поля человека, а, следовательно, и об условиях
педагогического воздействия;
3) опыт инновационных педагогов;
4) духовный кризис общества. Его
проявления:
Нетерпимость, агрессия — это форма
сплоченности внутри группы
Вера в простые, быстрые и
окончательные решения сложных проблем истории, экономики и культуры
Термин "образование,
ориентированное на людей" должен иметь два значения. То есть оно
понимается как образование, которое развивает личность и удовлетворяет ее
интересы. [17]
Для воспитания гармоничного и
всестороннего развития личности в современном обществе необходима специальная
педагогическая работа по определению и формированию интересов, способностей и
склонностей каждого учащегося.
Каждый ученик развивается в
обществе, в коллективе. В формировании команды каждый играет важную роль, но в
то же время команда оказывает влияние на воспитание личности. При формировании
команды, если мы не реализуем индивидуальный подход на практике, мы можем
убрать человека из поля зрения. [9]
В педагогическом словаре под
индивидуальным подходом понимается последовательное отношение учителя к ученику
как к личности, как к самосознающему, ответственному субъекту собственного
развития, а также субъекту образовательного взаимодействия. [12]
И. П. Подласый считает, что понятие
личностного подхода представляет собой зависимость от личностных качеств,
выражающих очень важные характеристики образования — личностную направленность,
ценностную ориентацию, жизненный план, формируемое отношение, активность и
поведение основной мотивации. Будь то возрастные или личностные особенности
личности (характер, темперамент, воля и т. д.), рассматриваемые в отрыве от
этих ведущих качеств, не дают веских оснований для качественного
личностно-ориентированного образования. Ценностные ориентации, жизненный план и
ориентация личности связаны с возрастными и личностными особенностями. [15]
И. З. Гликман считает, что индивидуальный
подход должен быть усвоен и учитывать личностные, возрастные особенности
индивида, а также природные и социальные возможности личности ученика
(интересы, способности, уровень знаний, умений, уровень воспитания и т. д.);
условия его развития.
Личностный подход предполагает
формирование личностных качеств как основных ориентиров: направленности,
социальной активности, творческих способностей, черт характера. [3]
На наш взгляд, наиболее точное
понятие личностного подхода сформулировано Л. А. Григоровичем. По его мнению,
индивидуальный подход заключается в направлении проектирования и реализации
учебного процесса для личности как основных критериев целей, тем, результатов и
их эффективности. Личностный подход предполагает, что образование зависит от
естественного процесса саморазвития творческого потенциала и способностей
человека, для которого создаются соответствующие условия. [5, 18]
Личностный подход состоит из трех
компонентов:
Первая часть — это основные понятия,
которые являются основными инструментами для осуществления педагогических
действий. К основным понятиям личностно-ориентированного подхода относятся: личность;
самореализующаяся личность; самовыражение; субъект; субъектность; Я-концепция;
педагогическое сопровождение. [2]
Вторая часть — установление исходных
положений и основных правил процесса обучения и воспитания учащихся. Назовем
это принципом личностно-ориентированного подхода.
1. Принцип самореализации. Важно
пробудить и поддержать стремление учеников к воплощению и развитию своих
природных и социально приобретенных способностей.
2. Принцип личности. Создание
условий для формирования личности учащихся и педагогов является основной
задачей образовательных учреждений.
3. Принцип субъектности. Необходимо
помочь ребенку стать реальным субъектом жизни в классе и школе, способствуя
формированию и обогащению его субъективного опыта. Межпредметный характер
взаимодействия должен доминировать в образовательном процессе.
4. Сам принцип выбора. Без выбора
невозможно развитие личности и субъектности, способности ребенка к
самоактуализации.
5. Принципы творчества и успеха.
Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют выявить и
развить индивидуальные особенности учеников и уникальность учебной группы.
6. Принцип доверия и поддержки.
Уверенность в ребенке, доверие к нему, поддержка его стремления к
самореализации и самоутверждению должны заменить чрезмерные требования и
чрезмерный контроль. Не внешние воздействия, а внутренние мотивации определяют
успешность воспитания и роста ребенка. [8]