Курсовая с практикой на тему Реализация государственной социальной политики в сфере социальной поддержки семьи и детства (на примере Калининградской области)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1 Теоретические и организационно-правовые
основы государственной социальной
политики в сфере социальной поддержки семьи и детства. 6
1.1 Сущность и основные направления
государственной социальной политики в сфере социальной поддержки семьи и
детства. 6
1.2 Механизм реализации государственной политики
по поддержке семьи и детства 10
Глава 2 Реализация государственной социальной
политики в сфере социальной поддержки семьи и детства на примере
Калининградской области. 18
2.1 Приоритетные направления государственной
социальной политики в области семьи и детства на уровне субъекта РФ.. 18
2.2 Анализ проблем в сфере социальной поддержки
семьи и детства в Калининградской области. 22
2.3 Пути решения проблем, связанных с
осуществлением социальной поддержки семьи и детства в Калининградской области. 24
Заключение. 28
Библиографический список. 31
Введение:
Важнейшим
фактором в решении проблемы народонаселения в нашей стране является правовая
поддержка семьи и детства. Рост здорового населения страны обеспечивается
социальной и правовой защитой здоровья и благополучия семей, женщин и детей.
Несомненно, семья и детство нуждаются в особой защите. Правовая защита со
стороны государства гарантируется статьями 7 и 38 Конституции Российской
Федерации при условии, что Российская Федерация является национальным
государством, политика которого направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие, для оказания
государственной поддержки семьи и детства. Кроме того, Конституция РФ гласит,
что семья находится под защитой государства.
Несомненно,
самым большим препятствием, с которым сталкивается рождаемость в нынешней
ситуации, является экономический кризис, хотя российская экономика медленно
решает проблему, доходов семей с детьми по-прежнему не хватает. Чтобы улучшить
демографию страны, нужно мотивировать граждан на создание многодетных семей.
Однако раньше многодетные семьи были частью самых уязвимых слоев населения
мира, и современное инфляционное давление сказалось на них, несомненно, больше,
чем на других слоях населения.
На
начало 2021 года количество крупных домохозяйств в России составляло 1 566 млн.
К сожалению, такие данные отнюдь не обнадеживают. Интересную статистику
приводит Анатолий Иванович Антонов, заведующий кафедрой семейного благополучия
и семейного положения Социологического центра МГУ: «Сегодня 65% российских домохозяйств
имеют одного ребенка, 28% — двух и только 7% имеют три или более детей». Нет
сомнений в том, что правительство защищает права семьи посредством политики
поддержки семьи и детства: содействует охране здоровья матери и ребенка,
повышает социальную безопасность и безопасность работающих матерей, обновляет
законы о браке и семье.
Основными
механизмами государственной поддержки семей и детей являются такие меры, как:
материальная поддержка малообеспеченных семей и многопрофильная программа по
уходу за детьми, материнский доход и увеличение алиментов. Использование этих
денег, различные льготы оплата услуг в начальной и средней школе, преимущества
оплаты счетов за услуги. Тем не менее, со всеми формами и образами
государственной поддержки семей и детей, все вышеперечисленные меры имеют форму
рекламы и предоставляются на основе их запросов и потребностей, а не их
собственных. Потому что они имеют право на эту социальную поддержку. . В
нынешних условиях актуальна проблема социальной поддержки семьи и детей, в нынешних
условиях населения.
Объектом
исследования являются отношения, касающиеся социальной поддержки семьи и
детства.
Предметом
работы является реализация государственной социальной политики в сфере
социальной поддержки семьи и детства в Калининградской области.
Целью
данной работы является выявление проблем, связанных с осуществлением социальной
поддержки семьи и детства в Калининградской области и разработка путей их
решения.
Исходя
из поставленной цели исследования, были поставлены следующие задачи работы:
1.
Раскрыть сущность и основные направления государственной социальной политики в
сфере социальной поддержки семьи и детства.
2.
Определить механизм реализации государственной политики по поддержке семьи и
детства.
3.
Охарактеризовать приоритетные направления государственной социальной политики в
области семьи и детства на уровне субъекта РФ.
4.
Провести анализ проблем в сфере социальной поддержки семьи и детства в
Калининградской области.
5.
Предложить пути решения проблем, связанных с осуществлением социальной
поддержки семьи и детства в Калининградской области.
Заключение:
Согласно п.1 ст. 38 Конституции РФ
«Материнство и детство, семья находится под защитой государства». Однако
условием правильной организации и эффективного функционирования социальной и
правовой защиты семьи, материнства и детства является четкое определение ее
объекта, тех, кому адресована эта защита. Во-первых, все несовершеннолетние в
целом можно определить как основной объект. Однако интересы матери и ребенка
пересекаются, и не всегда оправдано рассматривать их по отдельности. Таким
образом, среди объектов социальной и правовой защиты материнство занимает очень
важное место.
Для достижения социальной и
правовой защиты семьи, материнства и детства основными инструментами являются
различные социальные, экономические и правовые меры, закрепленные в правовых
нормах. «Государство всеобщего благосостояния» — это государство, политика
которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и
свободное развитие личности. Признаками социального государства являются: —
наличие социальной поддержки со стороны государства для всех членов общества. —
правовая основа для реализации социальной политики; — наличие фискальных
социальных выплат в государстве всеобщего благосостояния; — наличие
государственных систем социальной защиты и социального обеспечения; — признание
ответственности государства за уровень благосостояния своих граждан. Государственная
социальная политика — это действия государства в социальной сфере, направленные
на постановку целей, связанных с конкретными историческими условиями,
подкрепленные необходимыми организационными и пропагандистскими усилиями,
финансовыми ресурсами и рассчитанные на конкретные этапы социальных
результатов.
В широком смысле социально-правовая
защита несовершеннолетних — это совокупность различных мер и направлений
деятельности государственных и негосударственных организаций, направленных на
реализацию, восстановление и защиту прав, свобод и интересов детей и семьи. В
узком смысле, социально — это система государственных социальных мер,
направленных на предупреждение и преодоление кризисных ситуаций в жизни
ребенка, защиту детей. Следовательно, социально-правовая защита включает
принятие законодательных актов, создание социальных, образовательных,
медико-социальных и других учреждений для детей, создание в образовательных
учреждениях и семьях достойных условий для развития, воспитания, творчества,
свободного времени, выбора. образа жизни ребенка. Основными целями
социально-правовой защиты семьи, материнства и детства являются:
— осуществление законных прав и интересов членов семьи,
недопущение их дискриминации, упрочение гарантий прав и интересов детей,
восстановление прав в случае их нарушения;
— содействие физическому, психическому, интеллектуальному,
духовному и нравственному развитию детей и др.
К ежемесячным денежным выплатам от
государства на ребенка относится пособие по уходу за малышом до 1,5 лет –
назначается после завершения послеродового декрета или с момента рождения
ребенка. Тот случай, когда в расчет принимается средний заработок претендента,
а не нуждаемость. Ежемесячные суммы берутся из расчета 40% от среднего дохода
за 2 года. С 1 января 2019 года эти выплаты по уходу за вторым и последующими
детьми составляют 6284,65 рублей (минимум на первого ребенка 4512 рублей),
максимальная сумма выплат составляет 26 152,33 рублей. 28 Получение
материнского (семейного) капитала на детей регламентировано ФЗ 256. Несмотря на
заморозку капитала вот уже третий год и некоторое обесценивание пособия, 453026
рублей – чувствительная подмога семье. С 2018 года на федеральном уровне
многодетные семьи вправе рассчитывать на дополнительные выплаты из средств
материнского (областного) капитала в размере прожиточного минимуму субъекта
проживания получателей.
В соответствии
с потребностями семьи, воспитывающей ребенка, специалисту приходится брать
на себя выполнение различных ролей, в зависимости от ситуации
и целей, которые стоят перед ним — это собеседник, помощник,
организатор, посредник, защитник, советник и так далее.
Главная
задача социального патроната — оказать необходимую помощь
в воспитании и защите прав ребенка, создать благоприятный микроклимат
в семье для её сохранения, а именно:
следить
за успеваемостью ребенка в школе;
оказывать
помощь в формировании досуга, увлечений по интересу;
следить
за порядком в доме и за санитарно-гигиеническими условиями;
следить
за состоянием здоровья ребенка;
при
необходимости оказывать помощь в получении медицинского обслуживания;
взаимодействовать с субъектами профилактики
безнадзорности несовершеннолетних
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические и организационно-правовые основы государственной социальной политики в сфере
социальной поддержки семьи и детства 1.1 Сущность и основные направления государственной
социальной политики в сфере социальной поддержки семьи и детства В части 2 ст. 7 Конституции РФ[1]
закреплено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка
семьи, материнства, отцовства и детства. Часть 1 ст. 38 Конституции РФ
провозглашает, что матери, дети и семья подлежат государственной защите. Это
признает семью как важный социальный центр. Понятие «Семья» — это небольшая
группа, основанная на браке и / или сосуществовании, члены которой объединены
сосуществованием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, общими
узами друг с другом.
Социальный центр еще называют
семьей, то есть, стабильная форма межличностных отношений, в которой
разыгрывается основная часть повседневной жизни человека: деторождение и
базовое благополучие детей, важная часть семейного ухода, услуги, образование и
медицина, особенно для детей и пожилых людей. Семья — это самый мощный источник
эмоций, который дает человеку позитивную поддержку, понимание и расслабление[2].
Основная функция семьи, по мнению А. Г. Харчева — репродуктивная, т. е. естественное
производство граждан — в общественной плоскости и удовлетворение потребностей
детей — в личном плане. Наряду с этим, семья занимается многими другими важными
социальными делами.
Понятие «Материнство» – категория,
определяющая исключительную принадлежность человека к женскому полу – иными
словами «материнство» — свойство только женщины. Действующее российское
законодательство не дает четкого определения женщины, однако Конвенция МОТ №
103 «Об охране материнства» в ст. 2[3]
закрепляет, что термин «женщина» означает любое лицо женского пола, независимо
от возраста, национальности, расы или религии, состоящее или не состоящее в
браке. Определяющий признак отнесения человека к категории «женщина» — только и
исключительно половой, т.е. набор биологически определенных первичных и вторичных
половых признаков, полученный человеком от природы при рождении. «Материнство —
реализованная способность женщины к рождению, выкармливанию, воспитанию детей.
Материнская память не снижается биологическими
компонентами репродуктивной способности; его также не следует измерять в
отношениях между матерью и ребенком сразу после рождения и в течение первого
года жизни. Проблема материнства включает отношения между матерью и детьми по
мере их взросления, ее осознание ответственности за здоровье и нормальное развитие
детей, соблюдение прав и выполнение обязанностей по отношению к детям,
эмоциональные отношения с ними. Однако, согласно ст. 38 Конституции РФ[4]
оба родителя имеют равноценные права и обязанности по отношению к заботе и
воспитанию детей. Таким образом, понятие «материнство [1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции
РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от
21.07.2014 N 11-ФКЗ) [2] Базарова Т.С. Методика исследования в социальной работе: учебное пособие /
Т.С. Базарова, И.Б. Буртонова, А.Ю. Мацкевич. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос.
ун-та, 2016 – С.26 [3] Конвенция N 103 Международной организации труда
"Относительно охраны материнства (пересмотренная в 1952 году)" [рус.,
англ.] (Заключена в г. Женеве 28.06.1952) (с изм. от 15.06.2000) из
информационного банка "Международное право" Текст документа в
интернет-версии КонсультантПлюс [4] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции
РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от
21.07.2014 N 11-ФКЗ)
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы государственной социальной политики в сфере социальной поддержки семьи и детства 6
1.1 Сущность и основные направления государственной социальной политики в сфере социальной поддержки семьи и детства 6
1.2 Механизм реализации государственной политики по поддержке семьи и детства 15
Глава 2. Реализация государственной социальной политики в сфере социальной поддержки семьи и детства на примере Калининградской области 24
2.1 Приоритетные направления государственной социальной политики в области семьи и детства на уровне субъекта РФ 24
2.2 Анализ проблем в сфере социальной поддержки семьи и детства в Калининградской области 30
2.3 Пути решения проблем, связанных с осуществлением социальной поддержки семьи и детства в Калининградской области 31
Заключение 32
Библиографический список 35
Приложения 39
Введение:
Для общества и государства важную роль в развитии и жизнедеятельности играет семья, участвуя в воспитании новых поколений, в обеспечении социальной неизменности и прогресса. Социально-экономические изменения последних десятилетий существенным образом повлияли на все стороны жизни российского общества. Проблемы семьи и детства касаются каждого человека, поскольку именно семейная жизнедеятельность поддерживает повседневный порядок существования, обеспечивает появление и развитие будущих поколений. Проблемы семьи гораздо эффективнее решаются с помощью государственной социальной политики. Негативные проявления и противоречивые тенденции, наблюдаемые сегодня в состоянии семейной жизнедеятельности, обусловлены совокупностью целого ряда причин различного масштаба. Некоторые из них являются обще-социальными, отражающие специфичность
российских социально-экономических процессов.
Государственная социальная политика в сфере социальной поддержки семьи и детства представляет собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, обеспечение детей образованием и квалифицированной медицинской помощью, улучшение условий и повышение качества жизни семей.
Государственная социальная политика в сфере социальной поддержки семьи и детства формируется и реализуется как многосубъектная деятельность с участием федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, некоммерческих организаций, общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов, религиозных организаций, средств массовой информации. Участие граждан в реализации государственной социальной политики в сфере социальной поддержки семьи и детства предполагает их активную роль в партнёрстве с властью, бизнесом и общественностью.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что поддержка семьи и детства является важнейшим условием решения демографической проблемы в России. Социальная поддержка семьи и детства является предметом особого внимания со стороны государства.
Целью курсовой работы является изучение основных направлений социальной поддержки семьи и детства, механизма реализации, выявление и анализ проблем на муниципальном уровне, а также поиск путей решения этих проблем.
Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:
— изучить теоретические основы государственной социальной политики в сфере социальной поддержки семьи и детства
— проанализировать механизм осуществления социальной поддержки семьи и детства
— исследовать проблематику реализации социальной поддержки семьи и детства на муниципальном уровне
— разработать пути решения выявленных проблем
Объектом исследования курсовой работы является государственная социальная политика в сфере социальной поддержки семьи и детства.
Предметом исследования курсовой работы механизм осуществления государственной социальной политики в сфере социальной поддержки семьи и детства.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы:
— анализ нормативно-правовой литературы по теме работы;
— анализ научной литературы;
— классификация;
— исторический метод.
Основными нормативно-правовыми актами, послужившими источниками для написания курсовой работы, являются: Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года, Федеральный закон от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи».
Теоретической основой для написания курсовой работы послужили труды таких авторов как: Архангельский, В. Н., Валиахметов Р.М., Карпова Л.В., Косова О.Ю., Кошелева Д.А., Роик В.Д.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цель и задачи исследования, указываются объект и предмет исследования. Первая глава посвящена исследованию теоретические аспектов осуществления социальной поддержки семьи и детства. В данной главе рассматриваются основные государственной социальной политики в сфере социальной поддержки семьи и детства, изучается механизм реализации социальной поддержки семьи и детства. Вторая глава посвящена приоритетным направлениям, анализу и выявлению проблем в сфере социальной поддержки семьи и детства Калининградской области.
Заключение:
Развитие социальной сферы закладывает платформу стабильности социума и создает основы его перехода на постиндустриальную стадию. Формирование научно обоснованной стратегии управления социальной сферой и социальными процессами поможет обеспечить решение экономических и социальных задач развития общества.
Для эффективного функционирующей социальной системы необходимо обеспечение социальной защиты и социальной поддержки населения. Система социальной защиты населения как особый социальный институт находится в процессе своего развития.
В настоящее время в стране еще не в полной мере завершились все процессы переходного периода. Переход к рынку затронул все сферы социально-экономической жизни страны, и обусловил появление большого количества социально-незащищенных слоев населения. В этих условиях социальная защита населения приобретает ключевое значение, согласуясь с проводимой в России социальной политикой.
Показатель рождаемости в Калининградской области в 2017 году снизился и составил 11,1 на 1000 человек населения (в 2016 г.- 12,5). Фактором, оказывающим существенное влияние на демографическую ситуацию, остается разрыв численности мужского и женского населения. По состоянию на 1.01.2017 женщины составляли 53,0% населения, мужчины – 47,0%. Перевес численности женского населения отражается на показателях браков и разводов и, соответственно, на воспроизводстве населения.
Необходимые предпосылки для решения задач социального развития, включая улучшение положения семьи и детей, создает развитие экономики. Основное внимание при определении мер социально-экономического развития Калининградской области уделяется поддержанию макроэкономической стабильности, привлечению инвестиций в экономику, созданию других условий устойчивой экономической динамики.
Одним из наиболее обобщающих показателей экономического развития региона и роста благосостояния людей являются денежные доходы населения.
В 2017 году денежные доходы населения Калининградской области составили 311,5 млрд рублей и по сравнению с 2016 годом увеличились на 2,1%, денежные расходы населения сложились на уровне предыдущего года
и составили 305,8 млрд рублей.
В 2017 году продолжена работа по обеспечению государственной поддержки жителей Калининградской области. Развитие системы социальных выплат достигается путем концентрации средств, выделяемых из областного бюджета, на самых важных и актуальных направлениях оказания адресной поддержки, в первую очередь, тем категориям жителей области, которые в силу естественных причин неконкурентоспособны на рынке труда и наиболее подвержены социальным рискам.
В сложившейся экономической ситуации приоритетной категорией являются семьи с детьми. Меры социальной поддержки семей, имеющих детей, оказываемые региональными органами социальной защиты населения, весьма разнообразны. Их финансирование из областного и федерального бюджетов в 2017 году составило 1 678 млн рублей.
Последние годы развитие системы социальных выплат сочеталось
с усилением адресности их предоставления. Поддержка обеспечивалась, в первую очередь тем, кому это действительно необходимо, не поощряя иждивенческие настроения в социальной среде. В настоящее время все виды мер социальной поддержки на детей выплачиваются только с учетом среднедушевого дохода семьи. Необходимо отметить, что при этом среднедушевой доход семьи для получения единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия на ребенка-инвалида не должен превышать двух величин прожиточного минимума, ЕДВ на третьего и последующих детей – 3 величин, регионального материнского (семейного) капитала – 3,5 величины, остальных пособий – прожиточного минимума.
Развитие социальной сферы закладывает платформу стабильности социума и создает основы его перехода на постиндустриальную стадию. Формирование научно обоснованной стратегии управления социальной сферой и социальными процессами поможет обеспечить решение экономических и социальных задач развития общества.
Для эффективного функционирующей социальной системы необходимо обеспечение социальной защиты и социальной поддержки населения. Система социальной защиты населения как особый социальный институт находится в процессе своего развития.
В настоящее время в стране еще не в полной мере завершились все процессы переходного периода. Переход к рынку затронул все сферы социально-экономической жизни страны, и обусловил появление большого количества социально-незащищенных слоев населения. В этих условиях социальная защита населения приобретает ключевое значение, согласуясь с проводимой в России социальной политикой.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы государственной социальной политики в сфере социальной поддержки семьи и детства
1.1 Сущность и основные направления государственной социальной политики в сфере социальной поддержки семьи и детства
Одним из ведущих элементов в социальной политике выступает социальная защита. В качестве деятельности государства социальную защиту причисляют к одному из векторных направлений социальной политики вместе с такими сферами, как система здравоохранения, занятость населения, жилищная политика, образование и т.п.
Вспоминая исторические данные, когда более 2-х веков до того, как Адам Смит написал «Богатство наций», вся Западная Европа опиралась на верования и практику меркантилистов. Последний был учением про власть и управление. Военное положение страны было структурной составляющей меркантилистской системы, как и каждой системы, где власть — это итог борьбы, а экономика страны подчинена достижениям политических целей. Логика меркантилистов привела к длительным, почти непрерывным конфликтам в Европе, проявлением которых стали наполеоновские войны, первая и вторая мировые войны.
Адам Смит, который был одним из основателей либеральной ветки экономической теории, приобрел известность и благодаря проведенным исследованиям войны и мира. В 1776 году увидел свет «Богатство наций». Это время было максимально удобным для переосмысления теории и практики меркантилизма. Великобритания, выиграв войну (1756-1763 гг.), не имела больших конкурентов как в позиции экономической, так и в позиции военной силы. И именно безусловное лидерство Великобритании выступило причиной продвижения более либерального мышления.
В буквальном смысле слова термин «security» имеет несколько значений, основные из которых: охрана, безопасность, защита, обеспечение. В свою очередь «social» переводится с английского языка как «общественный», «социальный».
Понятие «социальная защита» в научной литературе трактуется по-разному.
Как сферу деятельности государственных органов власти и негосударственных структур видят социальную защиту одни из авторов. Их сфера деятельности направлена на недопущение или уменьшение негативных последствий в случае возникновения социально опасных обстоятельств для человека и его семьи .
Так, встречаем в работах других авторов пояснения по социальной защите населения в виде функционирования государства, в области продвижения перечня законодательно зафиксированных гарантий социального, экономического и правового характера, которые способны обеспечить уровень жизни каждому члену общества, приемлемый для нормального воспроизводства и развития личности .
«Социальная защита — это систематизация социальных взаимоотношений, мероприятий и правовых гарантий, которые призваны защищать общество от деградации на физическом, социальном и экономическом уровнях.
Деградация может быть вызванной внезапным и стремительным ухудшением условий его благополучного пребывания, угрозы здоровью и жизни, возникновения невозможности реализовывать свой трудовой и гражданский потенциал» . На наш взгляд это наиболее вместительное обозначение социальной защиты.
Наиболее полно поясняют любое понятие те функции, которые им реализуются.
На первый план выходит функция социальной защиты по оказанию помощи гражданину общества, который оказался в затруднительном финансовом положении . Можно найти в экономической литературе четыре ведущие функции социальной защиты.
1) Профилактическая функция – предотвращение угрозы и защита здоровья, профилактические меры для повышения трудоспособности граждан;
2) Экономическая функция – это оказание материальной помощи населению, которое оказалось в трудной жизненной ситуации;
3) Политическая функция призвана обеспечивать регламентированные Конституцией и законодательной базой социально-правовые нормы защиты и поддержку социальной стабильности в обществе;
4) Социально-реабилитационная функция – создание условий, которые благоприятствуют сохранению правового статуса и охране здоровья всего населения страны.
Исследователь С.В. Якимчук подчеркивает три главные функции социальной защиты населения: защитная, компенсирующая и стабилизирующая . Рассмотрим их детальнее:
1) защитная функция, которая реализует материальное обеспечение важное для покрытия главных нужд человека;
2) компенсирующая функция социальной защиты проявляется в предоставлении гражданам утраченного заработка, нивелировании ущерба здоровью, покрытии расходов на лечение;
3) стабилизирующая функция выражается через согласование сторон работников, работодателей и государства.
Системообразующим фактором реализации социальной защиты выступают социальные гарантии с уровнем допустимого риска для конкретных экономических условий развития общества (приложение 1).
Личность как конечная цель и главный фактор, обеспечивающий общественное развитие, в большинстве стран мира определяется как объект проведения социально-экономической политики. Данному факту способствовали концепция «базовых потребностей» и возможностей развития человека как основного критерия благосостояния населения и эффективности социально-экономической политики.
Само развитие человека подразумевает увеличение свободы выбора, формирование условий для здоровой, длительной, наполненной творчеством жизни населения. А концепция человеческого развития уточняет базовое содержание непосредственных возможностей человека и его выбора.
Из сказанного выше вытекает потребность законодательного закрепления государством величин (показателей) допустимого риска, соответствующих данным экономическим условиям развития общества. Международный опыт профилактики нарушений здоровья свидетельствует о необходимости законодательной регламентации уровней допустимого риска их развития.
Анализ показывает, что необходимой основой для принятия мер в области социальной защиты является Конвенции и рекомендации Международной организации труда, что содержат наиболее оптимальные положения и нормативы трудовых прав и социальных гарантий работающих, действующих во многих странах мира и что распространяются путем их принятия (ратификации) в других странах.
С позиции практики, необходимость повышения социальной защиты, имеет место в ситуациях, когда доходы государства уменьшаются вследствие падения экономики, легитимность государственной власти уменьшается, распространяется преступность, коррупция (приложение 2).
Существуют различные теоретико-методологические подходы к определению самого понятия «социальная защита». Так, Международная организация труда (МОТ) рассматривает социальную защиту как общую начальную социальную поддержку для всех граждан, несмотря на взносы или продолжительность их трудового стажа.
Конвенция МОТ от 1952 года и последующие международные нормы трудового регулирования выделяют девять основных структурных составляющих социальной защиты: пособие по безработице, медицинская помощь, пособие в связи с рождением ребенка, пособие по инвалидности, по возрасту, помощь в результате болезни, помощь семьям с детьми, пособие в результате производственного травматизма или возникновения профессионального заболевания, пособие при потери кормильца.
То есть, присуще широкое описание понятия социальной защиты как непосредственной социальной поддержки, которая оказывается всему населению и целью которой является социальная безопасность.
Вызывает интерес определение, которое дает социальной защите «The Encyclopedia Americana»: «социальная защита, в общем понимании этого понятия, означает безопасность и свободу от страха и направлено к обществу как к группе взаимосвязанных и зависящих друг от друга людей». Системообразующим фактором в этом определении есть «Безопасность и свобода от страха», что само по себе является необходимым элементом свободного демократического государства. Подчеркнут также такой существенный аспект социальной защиты, как возможность его существования только в солидарном обществе — «группы взаимосвязанных людей», ведь социальная защита осуществляется совместными усилиями всего населения страны.
В целом выделяется два основных подхода к понятию «социальная защита». Согласно первому подходу, социальная защита трактуется как широкое понятие и касается всей социальной сферы в государстве. Социальная защита в широком смысле включает социальную помощь, социальные гарантии, социальное страхование, а также меры активного характера (политика занятости, борьба с безработицей).
Другими словами, это деятельность государственных органов власти, направленная на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, выявление и минимизацию негативных факторов, влияющих на нее, создание условий для самоопределения и утверждение в жизни.
Под социальной защитой в узком смысле понимают в первую очередь определенную, ограниченную совокупность действий, направленных на оказание помощи при жизненных неурядицах.
В разных странах значение социальной защиты в узком смысле — социального обеспечения — «social security» несколько отличается. В Великобритании этот термин относится ко всей системе денежной помощи, в материковой Европе (по терминологии МОТ) охватывает всю денежную помощь и здравоохранение, в других странах означает в основном социальное страхования. В США этот термин относится исключительно к пенсионной системе (для социальной защиты в широком смысле, используется понятие «Welfare» или «welfare system» — благосостояние, система благосостояния). Отсюда и различия в трактовке социальной защиты, которые существуют в западной литературе.
Целью социальной защиты является, с одной стороны, предоставление каждому возможности свободно развиваться, реализовать себя, свои способности через обеспечение достойного жизненного уровня, а с другой стороны, соблюдение стабильности в обществе, социальной солидарности, повышения общего благосостояния населения.
Итак, социальную защиту можно определить как процесс, деятельность общественно-политических институтов по поддержке достойного уровня социального благополучия человека в конкретных экономических условиях. Одной из важных функций социальной защиты является избежание социального риска. Социальные риски — это обстоятельства, что объективно нарушают жизнедеятельность лица, связанную с социально-экономическими факторами в государстве и при которых наступает необходимость в социальной защите.
Правовой основой регламентации таких обстоятельств выступает положение законодательства о социальной защите.
По своему содержанию зачастую выделяются такие социальные риски, как нетрудоспособность, безработица (частичная безработица), потеря кормильца и малообеспеченность.
На международном уровне социальные риски как основание для получения человеком права на социальную защиту были установлены в международных актах — в конвенциях и рекомендациях МОТ (№ 102 о минимальных нормах социального обеспечения — 1952 г .; № 117 об основных целях и нормах социальной политики — 1962, № 128 о пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца — 1967 и других), а также в Европейской хартии об основных социальных правах трудящихся, европейской социальной хартии. Перечень социальных рисков закреплен и в законодательстве, в первую очередь в Конституции РФ. Смягчение социальных рисков можно обозначить как осуществление социальной безопасности. Социальная безопасность является одной из основных задач социальной защиты.
Основными элементами системы социальной защиты населения выступают: социальная помощь, социальное страхование, социальные услуги и тому подобное.
Система государственного управления социальной защитой в России осуществляется по следующим принципам:
— закрепление социальной защиты как приоритетное направление функционирования общества и государства;
— законодательное закрепление основных социальных гарантий;
— общедоступность и обеспеченный уровень социального сектора жизненных потребностей граждан;
— регламентация уровня гарантий на базе социальных нормативов;
— гарантия достойного уровня жизни нетрудоспособного населения, в соответствии с прогнозируемым минимумом;
— соответствие основных принципов социальной защиты уровню социально-экономического развития государства.