Научные исследования в государственном и муниципальном управлении Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Реализация государственной социальной политики в сфере социальной поддержки семьи и детства (на примере Калининградской области)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы государственной социальной политики в сфере социальной поддержки семьи и детства 6
1.1 Сущность и основные направления государственной социальной политики в сфере социальной поддержки семьи и детства 6
1.2 Механизм реализации государственной политики по поддержке семьи и детства 15
Глава 2. Реализация государственной социальной политики в сфере социальной поддержки семьи и детства на примере Калининградской области 24
2.1 Приоритетные направления государственной социальной политики в области семьи и детства на уровне субъекта РФ 24
2.2 Анализ проблем в сфере социальной поддержки семьи и детства в Калининградской области 30
2.3 Пути решения проблем, связанных с осуществлением социальной поддержки семьи и детства в Калининградской области 31
Заключение 32
Библиографический список 35
Приложения 39

  

Введение:

 

Для общества и государства важную роль в развитии и жизнедеятельности играет семья, участвуя в воспитании новых поколений, в обеспечении социальной неизменности и прогресса. Социально-экономические изменения последних десятилетий существенным образом повлияли на все стороны жизни российского общества. Проблемы семьи и детства касаются каждого человека, поскольку именно семейная жизнедеятельность поддерживает повседневный порядок существования, обеспечивает появление и развитие будущих поколений. Проблемы семьи гораздо эффективнее решаются с помощью государственной социальной политики. Негативные проявления и противоречивые тенденции, наблюдаемые сегодня в состоянии семейной жизнедеятельности, обусловлены совокупностью целого ряда причин различного масштаба. Некоторые из них являются обще-социальными, отражающие специфичность
российских социально-экономических процессов.
Государственная социальная политика в сфере социальной поддержки семьи и детства представляет собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, обеспечение детей образованием и квалифицированной медицинской помощью, улучшение условий и повышение качества жизни семей.
Государственная социальная политика в сфере социальной поддержки семьи и детства формируется и реализуется как многосубъектная деятельность с участием федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, некоммерческих организаций, общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов, религиозных организаций, средств массовой информации. Участие граждан в реализации государственной социальной политики в сфере социальной поддержки семьи и детства предполагает их активную роль в партнёрстве с властью, бизнесом и общественностью.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что поддержка семьи и детства является важнейшим условием решения демографической проблемы в России. Социальная поддержка семьи и детства является предметом особого внимания со стороны государства.
Целью курсовой работы является изучение основных направлений социальной поддержки семьи и детства, механизма реализации, выявление и анализ проблем на муниципальном уровне, а также поиск путей решения этих проблем.
Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:
— изучить теоретические основы государственной социальной политики в сфере социальной поддержки семьи и детства
— проанализировать механизм осуществления социальной поддержки семьи и детства
— исследовать проблематику реализации социальной поддержки семьи и детства на муниципальном уровне
— разработать пути решения выявленных проблем
Объектом исследования курсовой работы является государственная социальная политика в сфере социальной поддержки семьи и детства.
Предметом исследования курсовой работы механизм осуществления государственной социальной политики в сфере социальной поддержки семьи и детства.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы:
— анализ нормативно-правовой литературы по теме работы;
— анализ научной литературы;
— классификация;
— исторический метод.
Основными нормативно-правовыми актами, послужившими источниками для написания курсовой работы, являются: Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года, Федеральный закон от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи».
Теоретической основой для написания курсовой работы послужили труды таких авторов как: Архангельский, В. Н., Валиахметов Р.М., Карпова Л.В., Косова О.Ю., Кошелева Д.А., Роик В.Д.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цель и задачи исследования, указываются объект и предмет исследования. Первая глава посвящена исследованию теоретические аспектов осуществления социальной поддержки семьи и детства. В данной главе рассматриваются основные государственной социальной политики в сфере социальной поддержки семьи и детства, изучается механизм реализации социальной поддержки семьи и детства. Вторая глава посвящена приоритетным направлениям, анализу и выявлению проблем в сфере социальной поддержки семьи и детства Калининградской области.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Развитие социальной сферы закладывает платформу стабильности социума и создает основы его перехода на постиндустриальную стадию. Формирование научно обоснованной стратегии управления социальной сферой и социальными процессами поможет обеспечить решение экономических и социальных задач развития общества.
Для эффективного функционирующей социальной системы необходимо обеспечение социальной защиты и социальной поддержки населения. Система социальной защиты населения как особый социальный институт находится в процессе своего развития.
В настоящее время в стране еще не в полной мере завершились все процессы переходного периода. Переход к рынку затронул все сферы социально-экономической жизни страны, и обусловил появление большого количества социально-незащищенных слоев населения. В этих условиях социальная защита населения приобретает ключевое значение, согласуясь с проводимой в России социальной политикой.
Показатель рождаемости в Калининградской области в 2017 году снизился и составил 11,1 на 1000 человек населения (в 2016 г.- 12,5). Фактором, оказывающим существенное влияние на демографическую ситуацию, остается разрыв численности мужского и женского населения. По состоянию на 1.01.2017 женщины составляли 53,0% населения, мужчины – 47,0%. Перевес численности женского населения отражается на показателях браков и разводов и, соответственно, на воспроизводстве населения.
Необходимые предпосылки для решения задач социального развития, включая улучшение положения семьи и детей, создает развитие экономики. Основное внимание при определении мер социально-экономического развития Калининградской области уделяется поддержанию макроэкономической стабильности, привлечению инвестиций в экономику, созданию других условий устойчивой экономической динамики.
Одним из наиболее обобщающих показателей экономического развития региона и роста благосостояния людей являются денежные доходы населения.
В 2017 году денежные доходы населения Калининградской области составили 311,5 млрд рублей и по сравнению с 2016 годом увеличились на 2,1%, денежные расходы населения сложились на уровне предыдущего года
и составили 305,8 млрд рублей.
В 2017 году продолжена работа по обеспечению государственной поддержки жителей Калининградской области. Развитие системы социальных выплат достигается путем концентрации средств, выделяемых из областного бюджета, на самых важных и актуальных направлениях оказания адресной поддержки, в первую очередь, тем категориям жителей области, которые в силу естественных причин неконкурентоспособны на рынке труда и наиболее подвержены социальным рискам.
В сложившейся экономической ситуации приоритетной категорией являются семьи с детьми. Меры социальной поддержки семей, имеющих детей, оказываемые региональными органами социальной защиты населения, весьма разнообразны. Их финансирование из областного и федерального бюджетов в 2017 году составило 1 678 млн рублей.
Последние годы развитие системы социальных выплат сочеталось
с усилением адресности их предоставления. Поддержка обеспечивалась, в первую очередь тем, кому это действительно необходимо, не поощряя иждивенческие настроения в социальной среде. В настоящее время все виды мер социальной поддержки на детей выплачиваются только с учетом среднедушевого дохода семьи. Необходимо отметить, что при этом среднедушевой доход семьи для получения единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия на ребенка-инвалида не должен превышать двух величин прожиточного минимума, ЕДВ на третьего и последующих детей – 3 величин, регионального материнского (семейного) капитала – 3,5 величины, остальных пособий – прожиточного минимума.
Развитие социальной сферы закладывает платформу стабильности социума и создает основы его перехода на постиндустриальную стадию. Формирование научно обоснованной стратегии управления социальной сферой и социальными процессами поможет обеспечить решение экономических и социальных задач развития общества.
Для эффективного функционирующей социальной системы необходимо обеспечение социальной защиты и социальной поддержки населения. Система социальной защиты населения как особый социальный институт находится в процессе своего развития.
В настоящее время в стране еще не в полной мере завершились все процессы переходного периода. Переход к рынку затронул все сферы социально-экономической жизни страны, и обусловил появление большого количества социально-незащищенных слоев населения. В этих условиях социальная защита населения приобретает ключевое значение, согласуясь с проводимой в России социальной политикой.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические основы государственной социальной политики в сфере социальной поддержки семьи и детства

1.1 Сущность и основные направления государственной социальной политики в сфере социальной поддержки семьи и детства
Одним из ведущих элементов в социальной политике выступает социальная защита. В качестве деятельности государства социальную защиту причисляют к одному из векторных направлений социальной политики вместе с такими сферами, как система здравоохранения, занятость населения, жилищная политика, образование и т.п.
Вспоминая исторические данные, когда более 2-х веков до того, как Адам Смит написал «Богатство наций», вся Западная Европа опиралась на верования и практику меркантилистов. Последний был учением про власть и управление. Военное положение страны было структурной составляющей меркантилистской системы, как и каждой системы, где власть — это итог борьбы, а экономика страны подчинена достижениям политических целей. Логика меркантилистов привела к длительным, почти непрерывным конфликтам в Европе, проявлением которых стали наполеоновские войны, первая и вторая мировые войны.
Адам Смит, который был одним из основателей либеральной ветки экономической теории, приобрел известность и благодаря проведенным исследованиям войны и мира. В 1776 году увидел свет «Богатство наций». Это время было максимально удобным для переосмысления теории и практики меркантилизма. Великобритания, выиграв войну (1756-1763 гг.), не имела больших конкурентов как в позиции экономической, так и в позиции военной силы. И именно безусловное лидерство Великобритании выступило причиной продвижения более либерального мышления.

В буквальном смысле слова термин «security» имеет несколько значений, основные из которых: охрана, безопасность, защита, обеспечение. В свою очередь «social» переводится с английского языка как «общественный», «социальный».
Понятие «социальная защита» в научной литературе трактуется по-разному.
Как сферу деятельности государственных органов власти и негосударственных структур видят социальную защиту одни из авторов. Их сфера деятельности направлена на недопущение или уменьшение негативных последствий в случае возникновения социально опасных обстоятельств для человека и его семьи .
Так, встречаем в работах других авторов пояснения по социальной защите населения в виде функционирования государства, в области продвижения перечня законодательно зафиксированных гарантий социального, экономического и правового характера, которые способны обеспечить уровень жизни каждому члену общества, приемлемый для нормального воспроизводства и развития личности .
«Социальная защита — это систематизация социальных взаимоотношений, мероприятий и правовых гарантий, которые призваны защищать общество от деградации на физическом, социальном и экономическом уровнях.
Деградация может быть вызванной внезапным и стремительным ухудшением условий его благополучного пребывания, угрозы здоровью и жизни, возникновения невозможности реализовывать свой трудовой и гражданский потенциал» . На наш взгляд это наиболее вместительное обозначение социальной защиты.
Наиболее полно поясняют любое понятие те функции, которые им реализуются.
На первый план выходит функция социальной защиты по оказанию помощи гражданину общества, который оказался в затруднительном финансовом положении . Можно найти в экономической литературе четыре ведущие функции социальной защиты.
1) Профилактическая функция – предотвращение угрозы и защита здоровья, профилактические меры для повышения трудоспособности граждан;
2) Экономическая функция – это оказание материальной помощи населению, которое оказалось в трудной жизненной ситуации;
3) Политическая функция призвана обеспечивать регламентированные Конституцией и законодательной базой социально-правовые нормы защиты и поддержку социальной стабильности в обществе;
4) Социально-реабилитационная функция – создание условий, которые благоприятствуют сохранению правового статуса и охране здоровья всего населения страны.
Исследователь С.В. Якимчук подчеркивает три главные функции социальной защиты населения: защитная, компенсирующая и стабилизирующая . Рассмотрим их детальнее:
1) защитная функция, которая реализует материальное обеспечение важное для покрытия главных нужд человека;
2) компенсирующая функция социальной защиты проявляется в предоставлении гражданам утраченного заработка, нивелировании ущерба здоровью, покрытии расходов на лечение;
3) стабилизирующая функция выражается через согласование сторон работников, работодателей и государства.
Системообразующим фактором реализации социальной защиты выступают социальные гарантии с уровнем допустимого риска для конкретных экономических условий развития общества (приложение 1).
Личность как конечная цель и главный фактор, обеспечивающий общественное развитие, в большинстве стран мира определяется как объект проведения социально-экономической политики. Данному факту способствовали концепция «базовых потребностей» и возможностей развития человека как основного критерия благосостояния населения и эффективности социально-экономической политики.
Само развитие человека подразумевает увеличение свободы выбора, формирование условий для здоровой, длительной, наполненной творчеством жизни населения. А концепция человеческого развития уточняет базовое содержание непосредственных возможностей человека и его выбора.
Из сказанного выше вытекает потребность законодательного закрепления государством величин (показателей) допустимого риска, соответствующих данным экономическим условиям развития общества. Международный опыт профилактики нарушений здоровья свидетельствует о необходимости законодательной регламентации уровней допустимого риска их развития.
Анализ показывает, что необходимой основой для принятия мер в области социальной защиты является Конвенции и рекомендации Международной организации труда, что содержат наиболее оптимальные положения и нормативы трудовых прав и социальных гарантий работающих, действующих во многих странах мира и что распространяются путем их принятия (ратификации) в других странах.
С позиции практики, необходимость повышения социальной защиты, имеет место в ситуациях, когда доходы государства уменьшаются вследствие падения экономики, легитимность государственной власти уменьшается, распространяется преступность, коррупция (приложение 2).
Существуют различные теоретико-методологические подходы к определению самого понятия «социальная защита». Так, Международная организация труда (МОТ) рассматривает социальную защиту как общую начальную социальную поддержку для всех граждан, несмотря на взносы или продолжительность их трудового стажа.
Конвенция МОТ от 1952 года и последующие международные нормы трудового регулирования выделяют девять основных структурных составляющих социальной защиты: пособие по безработице, медицинская помощь, пособие в связи с рождением ребенка, пособие по инвалидности, по возрасту, помощь в результате болезни, помощь семьям с детьми, пособие в результате производственного травматизма или возникновения профессионального заболевания, пособие при потери кормильца.
То есть, присуще широкое описание понятия социальной защиты как непосредственной социальной поддержки, которая оказывается всему населению и целью которой является социальная безопасность.
Вызывает интерес определение, которое дает социальной защите «The Encyclopedia Americana»: «социальная защита, в общем понимании этого понятия, означает безопасность и свободу от страха и направлено к обществу как к группе взаимосвязанных и зависящих друг от друга людей». Системообразующим фактором в этом определении есть «Безопасность и свобода от страха», что само по себе является необходимым элементом свободного демократического государства. Подчеркнут также такой существенный аспект социальной защиты, как возможность его существования только в солидарном обществе — «группы взаимосвязанных людей», ведь социальная защита осуществляется совместными усилиями всего населения страны.
В целом выделяется два основных подхода к понятию «социальная защита». Согласно первому подходу, социальная защита трактуется как широкое понятие и касается всей социальной сферы в государстве. Социальная защита в широком смысле включает социальную помощь, социальные гарантии, социальное страхование, а также меры активного характера (политика занятости, борьба с безработицей).
Другими словами, это деятельность государственных органов власти, направленная на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, выявление и минимизацию негативных факторов, влияющих на нее, создание условий для самоопределения и утверждение в жизни.
Под социальной защитой в узком смысле понимают в первую очередь определенную, ограниченную совокупность действий, направленных на оказание помощи при жизненных неурядицах.
В разных странах значение социальной защиты в узком смысле — социального обеспечения — «social security» несколько отличается. В Великобритании этот термин относится ко всей системе денежной помощи, в материковой Европе (по терминологии МОТ) охватывает всю денежную помощь и здравоохранение, в других странах означает в основном социальное страхования. В США этот термин относится исключительно к пенсионной системе (для социальной защиты в широком смысле, используется понятие «Welfare» или «welfare system» — благосостояние, система благосостояния). Отсюда и различия в трактовке социальной защиты, которые существуют в западной литературе.
Целью социальной защиты является, с одной стороны, предоставление каждому возможности свободно развиваться, реализовать себя, свои способности через обеспечение достойного жизненного уровня, а с другой стороны, соблюдение стабильности в обществе, социальной солидарности, повышения общего благосостояния населения.
Итак, социальную защиту можно определить как процесс, деятельность общественно-политических институтов по поддержке достойного уровня социального благополучия человека в конкретных экономических условиях. Одной из важных функций социальной защиты является избежание социального риска. Социальные риски — это обстоятельства, что объективно нарушают жизнедеятельность лица, связанную с социально-экономическими факторами в государстве и при которых наступает необходимость в социальной защите.
Правовой основой регламентации таких обстоятельств выступает положение законодательства о социальной защите.
По своему содержанию зачастую выделяются такие социальные риски, как нетрудоспособность, безработица (частичная безработица), потеря кормильца и малообеспеченность.
На международном уровне социальные риски как основание для получения человеком права на социальную защиту были установлены в международных актах — в конвенциях и рекомендациях МОТ (№ 102 о минимальных нормах социального обеспечения — 1952 г .; № 117 об основных целях и нормах социальной политики — 1962, № 128 о пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца — 1967 и других), а также в Европейской хартии об основных социальных правах трудящихся, европейской социальной хартии. Перечень социальных рисков закреплен и в законодательстве, в первую очередь в Конституции РФ. Смягчение социальных рисков можно обозначить как осуществление социальной безопасности. Социальная безопасность является одной из основных задач социальной защиты.
Основными элементами системы социальной защиты населения выступают: социальная помощь, социальное страхование, социальные услуги и тому подобное.
Система государственного управления социальной защитой в России осуществляется по следующим принципам:
— закрепление социальной защиты как приоритетное направление функционирования общества и государства;
— законодательное закрепление основных социальных гарантий;
— общедоступность и обеспеченный уровень социального сектора жизненных потребностей граждан;
— регламентация уровня гарантий на базе социальных нормативов;
— гарантия достойного уровня жизни нетрудоспособного населения, в соответствии с прогнозируемым минимумом;
— соответствие основных принципов социальной защиты уровню социально-экономического развития государства.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы