Подготовка педагога дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства. Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1 Теоретические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования 7

1.1 Проблема развития творческих способностей дошкольников в психолого-педагогических исследованиях 7

1.2 Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников 11

Вывод по главе 1 17

Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования 19

2.1 Диагностика развития творческих способностей у детей дошкольного возраста 19

2.2 Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования 21

2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 30

Вывод по главе 2 33

Заключение 35

Список источников литературы и интернет ресурсов 37

Приложение 1 40

Приложение 2 43

Приложение 3 66

  

Введение:

 

Актуальность темы. В процессе формирования личности, а тем более, личности ребенка дошкольного возраста, значительная роль принадлежит искусству. Именно искусство формирует духовный мир человека, его мо-рально-нравственные убеждения, определяет систему моральных и эстетиче-ских ценностей. В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициа-тивные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей дея-тельности. Как известно, в процессе формирования личности, а тем более, личности ребенка дошкольного возраста, значительная роль принадлежит искусству. Именно искусство формирует духовный мир человека, его мо-рально-нравственные убеждения, определяет систему моральных и художе-ственно-эстетических ценностей.

Художественно-эстетическое развитие в реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетическо-го отношения к окружающему миру; формирование элементарных представ-лений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Занятия по изобразительному искусству имеют огромное значение для развития познавательной активности, нравственного и эстетического воспи-тания дошкольников. Следует особо подчеркнуть, что изобразительная дея-тельность развивает не только познавательный, но и эмоциональный опыт ребенка. Детская изобразительная деятельность способствует формированию довольно сложного опыта ребенка, основанного на его впечатлениях и пере-живаниях. В этой деятельности опыт не только формируется, но осознается и переживается.

Теоретическую и практическую базу исследования составили труды таких отечественных педагогов и психологов, как: Бородкина Н.В., Божович Л.И., Бондаренко Т. М., Волынкин В.И., Выготский Л.С., Зязюн И.А., Кома-рова Т.С., Королёва С.Г., Котляр В., Кузьменко И.В., Лыкова И.А., Минаева Н. А., Поддъяков Н.Н., Теплов Б.М., Шайдурова Н.В., Эльконин Д.Б. и мно-гие другие.

В условиях внедрения ФГOC ДO анализируется необходимость при-общения детей к творчеству с раннего возраста, считая ее миром человече-ских ценностей. Необходимостью возникла система занятий, которая стиму-лировала, творческий потенциал детей и развивал художественно-творческие способности дошкольника.

Исходя из вышеизложенного, были сформулированы цель, объект, предмет исследования, и обозначены задачи работы.

Проблема исследования состоит в невозможности развитие творче-ских способностей дошкольников без использования нетрадиционных техник рисования.

Противоречие данного исследования в том, что между необходимостью развитие творческих способностей дошкольников и отсутствием использова-ние педагогом нетрадиционные техники рисования.

Объект исследования: развитие творческих способностей детей до-школьного возраста.

Предмет исследования: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.

Цель: изучить возможности использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей дошкольного воз-раста.

Гипотеза: предполагаем, что комплекс занятий нетрадиционных тех-ник рисования значительно улучшит показатели творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть проблему развития творческих способностей до-школьников в психолого-педагогических исследованиях;

2. Раскрыть особенности использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников;

3. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию твор-ческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник ри-сования;

4. Разработать и апробировать комплекс занятий нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей;

5. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной рабо-ты.

Методы исследования: изучение, анализ и обобщение литературных источников по выбранной теме; диагностику изобразительных творческих способностей детей среднего дошкольного возраста; эксперимент, наблюде-ние за изобразительной деятельностью детей на занятиях; изучение и анализ продуктов детской изобразительной деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении и систематизации знаний о влиянии занятий нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей в детей дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в том, что вы-явленные и апробированные педагогические условия развития творческих способностей в изобразительной деятельности, а также проведения комплек-са занятий нетрадиционных техник рисования, который будет способство-вать развитию этих способностей у дошкольников и могут быть использова-ны в практической деятельности ДОУ.

Экспериментальная база: МБДОУ №3, г. Новый Уренгой.

Структура работы: работа включает в себя введение, две главы, за-ключение, библиографический список и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, результаты данного исследования свидетельствуют о достижении его основных целей и предполагаемых задач, в соответствие с которыми сде-лан ряд существенных и взаимосвязанных выводов:

В первой, теоретической главе нами были выявлено, что дошкольники по природе своей способны разыгрывать различные эмоциональные стоя-ния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в художе-ственном творчестве – это дар, о котором можно только мечтать. Научить ценить прекрасное должны мы — взрослые. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет духовная жизнь ребёнка. Включение разнооб-разных видов художественного творчества дошкольников в учебно-воспитательный процесс позволяет ребенку получить возможность для свое-временной реализации своих возрастных задатков и потребностей в осу-ществлении своих замыслов.

Поэтому нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, вы-ражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изоб-ражения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно ре-шать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился вы-разительным. Рисование нетрадиционной техникой стимулирует положи-тельную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, а также способствует развитию творческого вообра-жения у младших школьников.

Во второй практической главе в ходе педагогического исследования мы выяснили, что выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась — разви-тие творческих способностей детей средней группы в процессе реализации комплекса занятий нетрадиционных техник рисования для развития творче-ских способностей происходит намного эффективнее.

Исследование проводилось на базе МБДОУ №3, г. Новый Уренгой с группой детей средней группы из 15 человек.

На начальном этапе исследования уровня развития творческих способ-ностей детей средствами нетрадиционных техник рисования, на констатиру-ющем этапе нами была проведена первичная диагностика посредством зада-ний, разработанных на основе дидактических игр Т.М. Бондаренко.

Проведенное педагогическое исследование развития творческих спо-собностей дошкольников в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования показало положительную динамику.

Считаем, что применением техники нетрадиционного рисования улуч-шило психологическое самочувствие каждого ребенка. Ведь формировать у детей позицию творца, активизировать творческие проявления в процессе приобщения к искусству и собственной продуктивной деятельности в ходе создания выразительного оригинального образа, творческого эксперименти-рования с изобразительными материалами, применения способов создания по собственной инициативе и в новых условиях, использование разнообраз-ных изобразительных техник и их сочетаний.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования

1.1 Проблема развития творческих способностей дошкольников в психо-лого-педагогических исследованиях

В условиях модернизации Российского образования особое внимание уделяется личностному развитию ребёнка, В «Концепции модернизации об-разования до 2019 г. конкретизируется: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отли-чающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают разви-тым чувством ответственности за судьбу страны» . В «Концепции дошколь-ного воспитания» подчёркивается, что при формировании базиса личностной культуры рождаются и развиваются такие главные образующие личности, как воображение и основанное на нём творчество, произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность ребёнка активно участвовать в мире.

Таким образом, создание условий для развития потенциала ребёнка на сегодняшний момент является актуальным и значимым в процессе дошколь-ного воспитания, а понятие креативности сегодня рассматривается как инте-гральный показатель качества дошкольного образования, определяющая роль в развитии которого принадлежит профессиональной компетентности педагогов-дошкольников.

Вопросы развития творческого потенциала детей для меня всегда явля-лись особенно значимыми. Ещё много лет назад, придя работать в детский сад, я поняла, что каждый ребёнок талантлив по-своему. Однако, жёсткая ре-гламентация процесса воспитания и обучения в детском саду, «усреднён-ность» подхода к воспитанникам не позволяла в полной мере заниматься развитием их творческого потенциала. Позитивные изменения, происходя-щие в дошкольном образовании, позволяют педагогу свободно выбирать приоритетное направление в своей работе .

Психологи считают, что формирование способностей происходит до пяти лет, поэтому дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течени-ем времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эф-фективнее использовать их в дошкольном детстве. Дети дошкольного возрас-та охотно берутся за любые дела, но у них нет ни достаточного опыта, ни навыков мастерства. Без помощи взрослых: меня — воспитателя, или родите-лей, многие затеи обречены на провал, или на весьма посредственное испол-нение. Но в совместной деятельности с детьми возможности каждого ребенка выходят на качественно иной уровень.

Задача педагога — предлагать задания в порядке нарастания сложности, постоянно находить оптимальную нагрузку для детей и тем самым создавать благоприятные условия для их творческого роста, поощряя активность и поддерживая должный уровень трудности, помогать развиться воле ребенка, его фантазии.

Психологи считают, что формирование способностей происходит до пяти лет, поэтому дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. В основе творческих способностей чело-века лежат процессы мышления и воображения .

Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются:

1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое ха-рактеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию детей дошкольного возраста, нужно использовать не-традиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование до-ставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью .

Традиционно в детском саду художественное творчество представлено рисованием, лепкой, аппликацией. Если при рисовании изображение остаётся на плоскости листа, на котором постепенно, в процессе обогащения опыта ребёнка прорисовываются мелкие детали, то особенность лепки в объёмном способе изображения. Основным изобразительным свойством лепки является пластичность. Благодаря пластичности передаётся динамика движения, ведь под воздействием пальцев форм меняет очертания. Фигурка приобретает ка-кую–либо позу. Она легко передвигается в пространстве. Можно осмотреть её со всех сторон. При обучении детей приёмам лепки путём раскатывания, сплющивания и соединения осваивается конструктивный способ лепки, тогда как создание выразительного образа требует владения приёмом скульптур-ной лепки (из целого куска). Это даёт возможность видеть образ в целом, пе-редавать движения, позу, выражать своё эмоциональное отношение к изоб-ражаемому. Однако пластилин материал синтетический, «бездушный». Осо-бое удовольствие и новый толчок к развитию творчества даёт детям работа с солёным тестом. Из отдельных работ общие групповые композиции .

Необходимо, чтобы предметно-пространственная среда группы стано-вилась стимулом к развитию воспитанников, для поддержания и развития интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству в це-лом. В уголке художественного творчества ребята всегда (с учётом возраст-ных особенностей) имели возможность выбора:

— изобразительного материала (цветные и простые карандаши, ак-варель, гуашь, темпера, пастель, тушь, уголь, сангина, цветные мелки, воско-вые свечи, пластилин, глина, камешки, ракушки, клей, различный бросовый материал);

— материала, на который будет нанесено изображение: бумаг белая и цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, плос-кие и округлые камни, оргстекло, плитка ПВХ, фольга – различной формы и размеров.

По мере взросления дошкольников идет освоение новых видов художе-ственного творчества. Для развития воображения воспитанников в процессе художественного творчества можно ставить перед ними творческие задачи, требующие обязательного решения. При выполнении таких заданий у ребён-ка возникает необходимость комбинировать свои впечатления, создавать но-вые произведения, широко использовать прошлый опыт .

В практической деятельности для развития творческих способностей считаются очень полезным обогащённое художественное творчество:

— в рисунках, пластилиновых скульптурах, поделках из природных и бросовых материалов, должны обязательно присутствовать разнообразные сюжеты;

— необходимо с детьми всегда обсуждать замысел сюжетов, предла-гая новые, интересные темы. Это даёт возможность, по завершении работы, судить об интересах детей, степени развития творческих способностей, овла-дении изобразительными умениями и навыками, способствует развитию са-мостоятельности и инициативы детей .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы