Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Развитие словаря у детей с моторной алалией

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы развития словаря у детей дошкольного возраста с моторной алалиеЙ 4
1.1. Особенности развития и лечения алалии у детей дошкольного возраста 4
1.2. Нарушение речи у дошкольников с моторной алалией 7
1.3. Принципы и структура подбора упражнений по обогащению словарного запаса детей 11

Глава 2. Практическая часть 16
2.1. Исследование эффективности развития словарного запаса у детей дошкольного возраста с моторной алалией 16
2.2. Коррекционная работа с детьми с моторной алалией 20
2.3. Рекомендации по развитию словаря у детей с моторной алалией для родителей 28

Заключение 30

Список литературы 31

Приложение 33

 

  

Введение:

 

Необходимым условием формирования социально активной и духовно богатой личности является овладение речью как средством общения. Речь — это не только форма общения, но и форма передачи и приобретения знаний. Овладение родным языком происходит через речевую деятельность. Вот почему так важно развивать речь, работать над этим постоянно и целенаправленно. Ведь без хорошо развитой речи нет настоящих успехов в учебе, нет общения.
На каждом занятии необходимо заботиться о формировании у детей правильной речи, обогащении словарного запаса, работать над выработкой умений употреблять слова в правильной грамматической форме, совершенствовать диалогическую речь, закладывать основы монологической или связной речи.
Деятельность человека напрямую связана с речью. Определенные отклонения в речевом развитии негативно отражаются на формировании деятельности и личности ребенка в целом.
Поэтому, очень важно своевременно выявить и надлежащим образом исследовать характер того или иного нарушения в развитии, что поможет найти правильные коррекционные приемы и методы преодоления речевого дефекта у ребенка, и посоветовать родителям, воспитателям, учителям обратиться к психолого-медико-педагогической консультации для установления диагноза и определения типа учебного заведения, в котором комплексно осуществляются обучение и коррекция психофизических отклонений.
Отклонения или аномалии в развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста очень разнообразны, проявляются в разной степени, имеют свою структуру.
Во многих общепсихологических и дефектологических исследованиях доказано большую роль речи в развитии компенсаторных процессов при различных формах детских аномалий. Отмечено, что своеобразным нарушением речевого развития являются характерные вторичные осложнения при ряде первичных дефектов (глухота, умственная отсталость).
Тяжелым нарушением речи является ее недоразвитие или потеря после заболевания мозга – алалия. Алалия принадлежит к органическим речевым нарушениям центрального характера.
Роль и место работы по развитию речи не раз подчеркивали прогрессивные деятели методической науки прошлого. Особого внимания заслуживают идеи К.Д. Ушинского, который отождествлял развитие речи и дар слова, понимая под этим врожденную речевую способность ребенка, его умение высказываться в устной и письменной формах, самостоятельную мысль.
В трансформированном виде эти мысли отражены в трудах современных методистов. Для изучения связной речи, разработки практических приемов ее формирования большое значение имеют труды Т.А. Ладыженской, А.Н. Хорошковского, М.И. Оморокова и др.
Объектом исследования выступает развитие речи у детей.
Предмет исследования – особенности развития словаря у детей с моторной алалией.
Цель исследования заключается в разработке рекомендаций по развития словаря у детей с моторной алалией.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить особенности развития и лечения алалии у детей дошкольного возраста.
2. Изучить особенности психолого-педагогического сопровождения детей с моторной алалией.
3. Разработать рекомендации по развитию словаря детей дошкольного возраста с алалией.
Практическое исследование проводилось в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 65 комбинированного вида. В исследовании принимали участие 3 детей 4-5 лет с алалией.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Коррекционно-воспитательная работа с детьми алаликами, а также с детьми, имеющими разный уровень речевого недоразвития, должна быть направлена на обучение правильной речи и воспитания личности ребенка.
Нужно установить, каким образом ребенок вступает в контакт, имеются ли у него общие и речевые негативные тенденции. Если есть, то как устанавливаются, в чем они выражаются и каким образом проявляются. Насколько он критикует собственное состояние и существует ли у ребенка желание к исправлению собственной речи. Отметить возможности речевого и внеречевого общения, есть ли желание общаться.
Нужно выявить интересы ребенка к игрушкам, книгам, играм; уточнить, каков характер игровой и учебной деятельности. Необходимо установить запас сведений и преставлений об окружающем. Для того, чтобы изучить состояния словаря, грамматический строй и фонетико-фонематическая сторона речи, применяют общепринятую в логопедии схему обследования.
В процессе исследования импрессивной речи нужно обращать внимание на то, каким образом ребенок понимает определенные ситуации, значения слов, обозначающие предметы и действия, понимание предложений разной степени сложности. При этом дифференцируется объем понимания существительных и глаголов.
Для этой цели применяются игрушки, предметные и простые сюжетные картинки. В процессе оценки экспрессивной речи ребенку предлагается ответить на простые вопросы, назвать предмет и действия, составить предложения различной степени сложности.
При помощи специальных упражнений в игровой форме может исследоваться артикуляционная моторика. Вместе с тем, уточняется состояние слуха, особенности гнозиса, праксиса, четкость латералиты, уровень мелкой моторики и общедвигательной сферы, особенности владения бытовыми навыками, самообслуживания, предметно-практической деятельности.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ
1.1. Особенности развития и лечения алалии у детей дошкольного возраста

Алалия — это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического повреждения речевых зон коры головного мозга внутриутробно или в период раннего детства. А. Третель считал алалию следствием недостаточного внимания и памяти. А. Либман связывал неполноценность речи при алалии с интеллектуальной недостаточностью. А. Ивинг в своих исследованиях указывал на отсутствие у детей моторного образа слова при нарушениях мозга. М. Зееман подчеркивал, что речь не развивается из-за нарушений мозговых центров речи [5].
Г. Лухзингер, М. Берри, М.Эйдинова, В. Ковшиков в своих работах указывали на то, что большое значение в возникновении алалии играют родовые черепно-мозговые травмы и асфиксии новорожденных. Родовые травмы и асфиксии являются следствием внутриутробной патологии. Это вызывает хроническое кислородное голодание и приводит к снижению функции дыхательного центра.
Е. М. Мастюкова, характеризуя алалию, с точки зрения нейроонтогенеза, отмечает, что под действием любого вредного фактора в пренатальный, натальный или ранний постнатальный период, когда кора головного мозга находится еще на стадии формирования, трудно определить наличие локального дефекта, поскольку повреждение носит рассеянный характер [16].
С. Корсакова и Н. Красногорский указывают на то, что алалия бывает следствием соматического заболевания, которое вызывает истощение центральной нервной системы. Ю. Флоренский в своих работах подчеркивал, что возникновения алалии возможно у детей, перенесших тяжелый рахит, сложные заболевания дыхательной системы, нарушение сна и питания в ранние месяцы жизни.
Р. Коэн, Р. Лухзингер, М. Зееман, А. Салей и др. подчеркивали роль наследственного фактора, т.е. семейной предрасположенности в этиологии алалии. Но в литературных источниках убедительных данных о роли наследственного фактора в происхождении алалии не приводится. В большинстве случаев в анамнезе ребенка с алалией выделяется не один, а целый комплекс патологических факторов [16].
При определении алалии в разные времена использовали различные термины:
— Врожденная афазия или онтогенетическая афазия, обозначающая потерю речи вследствие поражения речевых зон коры головного мозга у детей после трех лет и у взрослых;
— Дисфазия — указывает, на сходство и одновременно и отличие названной речевой патологии и афазии;
— Слухонемота — термин, использовавшийся для обозначения отсутствия речи у детей с нормальным слухом в противовес термину глухонемота, что обозначил отсутствие речи глухих.
Научно обоснованных данных о распространенности алалии нет. Однако исследователи утверждают, что у детей дошкольного возраста алалия встречается примерно у 1%, а среди детей школьного возраста у 0,2 — 0,6%. При этом ученые подчеркивают, что у мальчиков такая речевая патология бывает вдвое чаще, чем у девочек [6].
Как отмечает А. Куссмауль (1877), многие врачи предыдущих веков все случаи потери речи рассматривали как алалию. Позже различные формы речевой патологии стали разграничивать. И. Франк рассматривает алалию как степень дислалии, под которой он понимал нарушение звукопроизношения, обусловленное артикуляционными трудностями [4].
В 1830 году Р. Шультес выделяет алалию (молчание) в отдельное речевое нарушение, которое связано с артикуляционными расстройствами [7].
В работах Р. Коэна (1888) термин «алалия» используется для характеристики немоты, не вызванной артикуляционными нарушениями. Он называет это нарушение глухонемота или идиоматическая алалия. Т. Филичева отдельно выделяет алалию как сложное речевое нарушение. Вместе с тем она дает характеристику детей с общим недоразвитием речи и указывает (по теории Г. Левина) на три уровня речевой патологии [16].
Многие специалисты на практике склонны придерживаться теории, алалия — это отсутствие речи, а общее недоразвитие речи — это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы. И алалия, и общее недоразвитие речи обусловлены недоразвитием или нарушением речевых участков коры головного мозга.
Алалия — это системное недоразвитие речевой деятельности, расстройство речевой функциональной системы, в результате непосредственного нарушения функций речедвигательного и речеслухового анализаторов. В зависимости от причин происходит запаздывание созревания нервных клеток в определенных участках левого (у правшей) полушария коры головного мозга. Нервные клетки оказываются недостаточно дифференцированными. Это выборочное недоразвитие корковых отделов речедвигательного (центр Брока) или речеслухового (центр Вернике) анализаторов может быть врожденным или приобретенным в доречевой период. Недоразвитие мозга или его раннее повреждение приводит к торможению нервных клеток и к изменению подвижности основных нервных процессов, и снижению работоспособности коры мозга [16].
Чтобы правильно понять и эффективно влиять на речевой недостаток, выбрать наиболее рациональные и экономные пути его преодоления, необходимо уметь выявлять характер речевых нарушений, их глубину и степень, уметь анализировать, какие компоненты речевой системы нарушены [6].

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы