Курсовая с практикой на тему Развитие памяти в подростковом возрасте.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
1. Теоретическое обоснование развития у подростков 4
1.1 Память, общее психологическое понятие 4
1.2. Особенности развития памяти подростков 9
Выводы по 1й главе 11
2. Исследование особенностей запоминания у младших подростков 13
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования 13
2.2 Методы исследования памяти у подростков 17
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования 20
2.4. Методики коррекционно-развивающей работы в направлении улучшения памяти младших подростков 24
Выводы по 2-й главе 27
Заключение 30
Список литературы 31
Введение:
Главная задача учителя — организация учебного процесса, а также развитие личности, умеющей размышлять, анализировать, делать выводы, сопоставлять. А для этого необходимо оперировать имеющимся запасом знаний, активизируя при этом процессы памяти. Чаще всего трудности запоминания и воспроизведения информации на уроках можно наблюдать в подростковом возрасте. Это связано с ситуацией адаптации учащихся к обучению в среднем звене, а также большим количеством психологических процессов, которые еще не в полной мере освоены.
В подростковом возрасте память претерпевает некоторые изменения: она все более опосредуется логическими операциями. Но поскольку школьники среднего звена не владеют в достаточной мере приемами смыслового запоминания, а опираются на способы механического, возникает противоречие: с одной стороны, учитель выполняет требования к формированию результатов обучения, с другой – он не может достичь качества результатов без развития процессов памяти. Из этого следует, что школьникам 5 – 7 классов требуется помощь, которая может быть предложена учителем, она определяется оптимальным лингвометодическим оснащением процесса обучения, концентрирующим усилия в двух направлениях: освоение предметного содержания учебных предметов учениками и развитие процессов их памяти. Будет важно обучать специально отобранными и смоделированными приемами для активизации процессов формирования именно тех видов памяти, на которые происходит активная опора в обучении в этом возрасте. Эта работа предполагает анализ процессов памяти, диагностику проблем, отбор и моделирование методических приемов, способствующих развитию процессов памяти, на материале учебных тем, что является актуальным для учеников среднего звена и делает актуальным тему нашего исследования.
Цель работы: изучить особенности развития памяти у подростков.
Объект исследования — мнемические процессы подростков.
Предмет исследования — особенности развития памяти у подростков.
Гипотеза исследования: в подростковом возрасте у детей явно выражена опосредованная и логическая память.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ вопросов психологических особенностей памяти подростков.
2. Изучение уровня развития памяти у подростков.
3. Разработать методические указания по работы в направлении улучшения памяти подростков
Методы исследования:
— Теоретические: историко-логический; анализ; синтез; сравнения;
— Диагностические: методы развития произвольного внимания, методика для улучшения памяти.
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1265».
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении развития памяти с учётом возрастных особенностей на этапе подросткового возраста.
Практическая значимость исследования заключается в составлении программы диагностики и развития памяти младших подростков в процессе учебной деятельности.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения к каждому разделу, общего заключения, списка использованной литературы и приложений.
Заключение:
Теоретическое и практическое исследование памяти подростков, обеспечивает эффективное усвоение ими учебного материала и осуществления познавательной деятельности в целом позволяет сформулировать следующие выводы:
1. Развитие памяти у подростков происходит в взаимосвязи с их основными возрастными особенностями. Это касается тенденции учеников к совершенствованию как усваиваемого ими материала, так и собственных возможностей его эффективного обработки.
2. Формирование памяти подростков неразрывно связано с их интеллектуальной деятельностью, направленной на раскрытие существенных свойств и функций явлений, а также сложных взаимосвязей между ними. Поэтому развитие навыков запоминания и осмысления учебного материала должно осуществляться комплексно.
3. При применении учебно-воспитательных воздействий, направленных на формирование памяти подростков целесообразно опираться на игру как ведущую деятельность этого возраста и стремление учащихся к самопознанию и самоутверждению. Целесообразно использовать групповые формы проведения развивающего комплекса упражнений. В процессе коллективной деятельности и совместного обсуждения ее результатов, повышается мотивация деятельности младших подростков, формируется адекватная самооценка, и создаются условия для дальнейшего самосовершенствования личности.
Освоение подростками средств логического обработки и запоминания новой информации является важной составляющей формирования их мировоззрения и личности в целом.
Фрагмент текста работы:
1.1 Память, общее психологическое понятие
Память — когнитивные (познавательный) процесс сохранения информации для дальнейшего использования. Память свойственна и человеку, и животному. Однако пользоваться памятью может только человек, потому что только он умеет рассуждать.
Итак, память — это образы в коре головного мозга. Термин «память» происходит из греческого от имени богини Мнемозины, матери девяти муз. Вот почему мы иногда употребляем словосочетание «мнемические действия», «мнемическая деятельность», «мнемическая техника». С помощью мнемической деятельностью мы запоминаем, сохраняем и восстанавливаем информацию с целью совершенствование окружающей среды и самосовершенствования.
«Воротами памяти» является выборочное внимание. Наши потребности и интересы обеспечивают успешность запоминания, является его стимулом. Значение памяти — неоценимо. Она — основа нашей жизни.
Испанский кинорежиссер Л. Бюнюэль отмечал: «Достаточно только хоть частично потерять память, чтобы понять, что память — это именно то, что и составляет понятие жизни». Человек без памяти перестает быть личностью, он не ориентируется во времени и пространстве, все воспринимает так, как видит впервые. И. Сеченов подчеркивал, что без памяти человек находился бы вечно в состоянии новорожденного. Память — это сила, «которая лежит в основе всего психического развития. Не будь в самом деле этой силы, каждое действительное ощущение, не оставляя по себе следа, должно было бы ощущаться и в миллионный раз своего повторения точно так же, как и первый,— уяснение конкретных ощущений с его последствиями и вообще психическое развитие было бы невозможностью». Без памяти, говорил И. М. Сеченов, наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».
Память — это ориентир в окружающем мире, это наше богатство. Оно является основой для любого познания. Ни один из психических процессов не происходит без памяти. Чем богаче память, то ярче личность.
Благодаря памяти каждое поколение имеет возможность передавать свои знания и опыт следующим. А без знаний невозможно плодотворная деятельность. Каждый из нас накапливает память поколений.
По мнению Аристотеля, память является социальной наследницей, нашим бесценным духовным богатством и силой. Созвучной Аристотелю мнение английского философа Джона Локка о том, что память является казной идей, без которой общественный прогресс был бы невозможен. Память тесно связана с мышлением и речью. Эта связь отмечал П. Блонский: «… память, поднимаясь благодаря уму, все более и более приближается к мышлению, в конце настолько близко, что даже в повседневной жизни в определенных случаях без разницы употребляются слова «Вспомнил» и «подумал».
Одним из важнейших и самых загадочных аспектов изучения памяти является исследования процесса кодирования и хранения информации в мозге. Большинство психологов пришли к выводу, что введение новой информации оставляет в мозгу «Следы» (физические изменения). Во время исследования этих «следов» перед учеными появились две большие проблемы: идентификация участка или участков мозга, которые, возможно, участвуют в возникновении процесса памяти; и вторая — определение, раскрытие природы изменений в мозге в процессе памяти. Ключом к решению этих проблем является изучение мозга людей с расстройствами памяти.
Памятью и эмоциями управляют одни и те же участки головного мозга (гипокампус). Мы быстрее можем воспроизвести эмоциональный материал, чем неэмоционален, сухой. Эту зависимость поясняют в своих исследованиях Б. Милнер, С. Коркин, Г. Тойбер.
Практика показывает, если поврежден левый промежуточный участок (промежуточный мозг), то нарушается словесная память (запоминание рассказов, имен, слов). Если же поражен правый промежуточный участок, то человек теряет способность вспоминать невербальную информацию (рисунки, лицо, мелодию и т.п.).
Заслуживают внимания экспериментальные исследования французского философа А. Бергсона и австрийского психолога К. Бюлера, которые выделяли две формы памяти: ниже, или ассоциативную, которая является следствием деятельности мозга, и выше, что является следствием генного кода. Запоминания и воспроизведения, в которых участвует выше память, происходят в виде чисто духовных актов, независимо от образований и сбережений нервных связей в мозге (генная память).
Из советских работ, посвященных изучению памяти необходимо указать, прежде всего, работу А.Н. Леонтьева, исследовавшего возрастные и индивидуальные различия в продуктивности запоминание бессмысленных слогов и осмысленных слов, а также развитию непосредственного и опосредованного запоминания.
В обширном исследовании П.И. Зинченко сопоставлялось продуктивность двух видов запоминания – произвольного и непроизвольного – у испытуемых разного возраста. В работе Е.Д. Кажерадзе предметом изучения было влияние, оказываемое на объём памяти группировкой предметов с различной степенью сложности или трудности наименования каждой группы соответствующим обобщающим словам. В исследованиях Н.А. Корниенко сравнивалось развитие запоминания наглядного и словесного материала.
В психологии память разделяют на четыре группы: образная, эмоциональная, логическая, двигательная. Каждый человек наделен всеми видами памяти.
Образная память запахи моря, розы, аммиака; вкус клубники и шоколада; силуэты гор и шум водопада, тепло кофе и холод мороженого. Очень тесно связана с образной эмоциональная память – память на чувства и переживания. Это не удивительно, потому что наши переживания связаны с образами, которые мы сохраняем. Когда переживаем, то невольно воспроизводим образ.
Эмоциональная память особая. Действительно, мы наблюдаем разное отношение к увиденному, пережитому в разных людей. По-разному пересказывают, например, содержание кинокартины или объяснения экскурсовода во время экскурсии. Кто-то воспроизводит последовательный ряд событий, кто-то рисует образы людей, а кто-то пересказывает то, что поразило сильнее всего.
Память логическая — это память на мысли, слова, идеи, выводы.
Двигательная память играет в жизни человека важную роль. Она в значительной степени способствует точности и координированности движений, которые выполняет человек, влияет на скорость усвоения разнообразных практических умений и навыков, лежит в основе ловкости движений. В школьном обучении роль двигательной памяти ярко проявляется на уроках физической культуры, трудового обучения и письма. В основе « моторной неуклюжести», которая характерна для многих школьников, чаще всего лежит низкий уровень развития моторной памяти , а не анатомо-физиологические нарушения или недостаток физической силы.
Для усвоения большого количества школьных предметов необходимо иметь хорошо развитую словесно-логическую память с образными и эмоциональными компонентами, которые обеспечивают усвоение содержания уроков и которые создают предпосылки для легкого, быстрого и эффективного усвоения учебных текстов.
В зависимости от цели деятельности память делят на произвольную и непроизвольную. Наверное все замечали, что некоторые вещи запоминаются как бы сами по себе, без усилий. Это и есть непроизвольное запоминание. Но чаще всего нам приходится сознательно ставить цель запомнить и в нужный момент – вспомнить — это произвольная память.
Л. В. Занков, работая над созданием своей методической системы начального образования, среди ее типичных педагогических качеств, особо выделил такую, как процессуальность, это связанно с механизмами памяти. «Согласно процессуального характера нашей методической системы, каждый отрезок учебного курса входит в качестве зависимого элемента в органическую связь с другими элементами. Как это показано экспериментально, подлинное познание каждого элемента все время прогрессирует по мере овладения другими, последующими элементами предмета и осознания соответствующего целого вплоть до всего учебного курса и его продолжения в следующих классах».
Заканчивая рассмотрение явлений памяти, отметим еще и то, что ей присущи также различия в скорости запоминания, ее прочности, размере и точности.
При всей сложной разнообразия показателей, сочетание которых доходит до уникальности и неповторимости памяти для каждого, единственное и определяющее состоит в том, что у нее есть доминирующие характеристики. Они обусловлены особенностями деятельности, что осуществляется и направлены на достижение поставленной цели.