Теория и методика образования дошкольников Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста в разных типах высказываний.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава 1. Теоретическое основы и проблемы развития образной
речи у детей старшего дошкольного возраста. 5

1.1«Образная речь», понятие и её своеобразие. 6

1.2 Методика развития образной речи детей старшего
дошкольного возраста  9

Глава 2. Экспериментальная работа по развитию образной
речи дошкольников  16

2.1 Диагностика уровня развития образной речи детей
старшего дошкольного возраста. 16

2.2 Содержание работы по развитию образной речи детей
старшего дошкольного возраста. 23

2.3 Анализ результатов экспериментальной работы по
развитию образной речи старших дошкольников. 25

Заключение. 29

Список использованной литературы.. 31

Приложения. 35

  

Введение:

 

На современном этапе развития компании крайне важны
вопросы повышения культуры речи. Культура речи является частью общей культуры
личности, а грамотные навыки непрерывного выражения являются профессиональной
потребностью во многих сферах общественной жизни. Поэтому роль обучения родному
языку является одной из основных задач дошкольного и школьного образования в
старшем возрасте.

Воспитание языковой культуры дошкольников означает не
только умение грамматически правильно и связно составлять высказывания, но и
овладение богатством родного языка, его выразительными возможностями.

Проблема развития детской речевой образности исследована
с лингвистической, психолого-педагогической точек зрения. Языковеды называют
образно-аллегорической речью, которая сочетает с называнием предмета ряд идей,
вызывающих эмоциональные переживания (О. С. Ахманова, А. Н. Гвоздев, А. А.
Леонтьев, В. К. Чарченко, А. М. Шахнарович, С. Н. Цейтлин). Психологи делают
акцент на выражении в образе обобщенного содержания и его оттенков, развитии
эмоциональной выразительности речи (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н.
Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Ф. А. Сохин). Педагогические
исследования указывают на необходимость специальной работы по вооружению
ребенка способами выражения определенного художественного содержания в слове
(Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Н. С. Карпинская, Л. А. Пеневская, Р. И. Жуковская,
М. М. Конина). Наиболее последовательное решение этой проблемы речевого
воспитания представлено в методике обучения школьников русскому языку, в
которой акцентируются основные средства воспитания детской выразительности (Т.
А. Ладыженская, М. Р. Львов, Н. С. Рожественский, Н. К. Никитина, Н. В.
Костромин).

Цель работы — Изучение педагогических условия
формирования у детей старшего дошкольного возраста образности речи в разных
типах высказываний.

Объект исследования: образность речи
детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс развития
образности речи у старших дошкольников в высказываниях разных типов — описании,
повествовании, рассуждении.

Задачи исследования:

1.Охарактеризовать особенности развития
образности речи детей старшего дошкольного возраста в разных типах
высказываний;

2.0пределить содержание работы по
обогащению речи детей лексическими, грамматическими и фонетическими средствами
выразительности, выделив приоритетные линии в решении каждой речевой задачи;

3.Провести эксперимент по развитию
образной речи дошкольников на базе ДОУ №6 г.о. Красноармейск Московской Области

Методологическую основу исследования
составляют положения философии и психологии о языке как важнейшем средстве
общения, о соотношении языка и мысли (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н.
Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.Н. Подтяков); теория речевой деятельности (А.А.
Леонтьев, И.А. Зимняя); психологические исследования творческого воображения
(Л.С. Выготский, А.В. Запорожский, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко); лингвистическая
теория текста (Л.В.Щерба, П.Я.Гальперин, Г.Я.Солганик); характеристики
художественного образа в художественных произведениях разных жанров (М.С.
Коган, Д.С. Лихачев, М.М. Бахтин, Б.М. Неменский, Л.И. Тимофеев); концепция
развивающего обучения (Л.В. Заньков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, В.Т.
Кудрявцев); закономерности речевого развития дошкольников, определяемые
лингвистами, психологами, педагогами (А.Н. Гвоздев, А.А. Леонтьев, А.М.
Шахнарович, Ф.А. Сохин, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина).

Методы исследования: теоретический
анализ лингвистической, литературоведческой, психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования; педагогический эксперимент.

Теоретическая значимость исследования —
расширенные теоретические представления о возможностях детей старшего
дошкольного возраста реализовать средства образности и на этой основе создавать
высказывания различного типа.

Практическая значимость исследования,
теоретические положения и выводы, содержащиеся в исследовании, отражены в
научно-методических рекомендациях по использованию тех речевых средств,
использование которых позволяет значительно улучшить процесс речевой
образности.

Структура работы. Работа состоит из
введения, 2 глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проблема
развития образности речи занимает важное место в методике обучения дошкольников
родному языку. Содержание и приемы формирования образности речи в полной мере
раскрываются при знакомстве с произведениями изобразительного искусства,
художественной литературы, при знакомстве с природой. Вопрос формирования
представлений дошкольников о средствах образности и месте их употребления в
высказываниях различного типа не был предметом специального исследования.

Обзорные
опыты, проведенные в старших и подготовительных группах к школе, показали, что
отдельные высказывания большинства детей малосодержательны, не образны,
нечетки. Особую сложность представлял выбор лексических средств
выразительности. Дети не могли описать словами красоту того или иного предмета,
не могли точно объяснить смысл метафоры. Это выражалось в том, что в описаниях
пейзажной живописи и природного объекта образных средств было очень мало, а в
рассуждении и повествовании они полностью отсутствовали. Средствами
изображения, которыми пользовались дошкольники, были простые сравнения и определения,
не содержащие переносного значения. Стремление некоторых детей проявить
положительное отношение к предмету описания, объекту рассуждения отражалось в
употреблении уменьшительно-ласкательных слов («листья», «вода», «трава») и
обилии слова «красивая».

При
этом были выявлены отдельные ответы, свидетельствующие о попытках детей понять
переносное значение метафоры, и зафиксированы высказывания, содержащие ее
правильную интерпретацию. Это позволило сделать вывод о том, что старшие
дошкольники способны понимать переносный смысл, заключенный в метафорах и
других тропах.

Усвоение
изобразительных средств детьми происходит при условии использования
художественных произведений, серии сюжетных картин, художественных текстов
различных жанров на естественнонаучные темы, ярких предметов природы.
Целенаправленное восприятие этого материала пробуждает у дошкольников
воображение и эмоции, у них возникает стремление перенести впечатления от
созерцания природы или ее изображения в художественных произведениях в собственные
сочинения. б) Экспериментальное обучение подтвердило эффективность
разработанной методики формирования речевых образов у ​​старших дошкольников.
Дети экспериментальной группы приобрели умение строить разнотипные высказывания
с использованием разных средств образности — эпитетов, сравнений, метафор,
фразеологизмов, что повлияло на развитие осознания необходимости и места
использования образности в соответствии с целями общения.

Полученные
в исследовании данные свидетельствуют о возможности развития у дошкольников
чувства образной речи, осознанного использования в высказываниях различных
изобразительно-выразительных средств языка.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Теоретическое основы и проблемы развития образной речи у детей старшего
дошкольного возраста 1.1«Образная
речь», понятие и её своеобразие

Соблюдение норм
литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, мысли в
соответствии с целью и целью высказывания осмысленно, грамматически правильно,
точно и выразительно составляет культуру речи. Образная речь является
неотъемлемой частью речевой культуры в самом широком смысле этого слова.

Высокая культура речи
– это умение правильно, точно и выразительно выражать свои мысли с помощью
языка. Правильная речь – это язык, в котором соблюдаются нормы современного
литературного языка. Языковые нормы — это общепринятые в общественной речевой
практике (в художественной литературе, в языке образованных людей, в сценической
речи, на радио и т. д.) правила произношения, грамматики и употребления слов.
Но высокая языковая культура заключается не только в следовании языковым
стандартам. Оно заключается также в умении находить не только точные средства
для выражения своих мыслей, но и наиболее понятные (т.е. наиболее заметные) и
наиболее подходящие (т.е. наиболее подходящие для случая и, следовательно,
стилистически). оправдано). Оптимальным способом употребления слов можно
считать точность речи: это подбор слов, которые лучше всего выражают содержание
высказывания, раскрывают в логической последовательности его предмет и основную
мысль. Наконец, выразительность речи предполагает выбор языковых средств,
соответствующих условиям и задачам общения.

М.М. Алексеева [3]
В.Н. Макарова, М.Н. Мирошкина [22], Е.А. Ставцева, О.С. Ушакова [39] понимает
под речевой образностью умение ребенка правильно использовать средства
выразительности, такие как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты,
многозначные слова, фразеологизмы, и использовать их для яркого и точного
выражения своих мыслей и чувств. , убедительно.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы