Часть дипломной работы Педагогика/Психология Психология

Часть дипломной работы на тему Феномен профессионального самосознания в юношеском возрасте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

1.3.
Феномен профессионального самосознания в юношеском возрасте

Выбор
профессии является важным звеном в жизненном и профессиональном развитии
человека, так как позволяет удовлетворить большинство собственных потребностей,
реализовать себя как личность. На сегодняшний день сложилась такая тенденция,
что социально-экономическая ситуация в стране претерпевает постоянные
изменения. Поэтому особое место занимает вопрос о профессиональном самосознании
старшеклассников, а также об условиях и факторах, которые способствуют
успешности этого процесса. Важность вопроса заключается в том, что
профессиональная деятельность в жизни человека представляет основу обеспечения
его социальных притязаний, самоутверждений и самореализации[1].

В последние годы проблема
профессионального самосознания
молодежи
усложнилась и это нужно учитывать при реформировании профессиональной
ориентации. К причинам такого явления следует отнести:

а) деформацию у
значительной части молодежи представлений о престиже профессий вследствие
размаха теневой экономики, особенно в торговле;

б) развитие иждивенческой
психологии, стремление переложить ответственность за собственную судьбу на
других;

в) потеря стимулов
саморазвития личности под влиянием разного рода ограничений, препятствующих
проявлению индивидуальности, инициативы, предприимчивости и самостоятельности
во всех ячейках социальной структуры (в семье, школе, вузе, трудовом коллективе
и т.д.);

г) слабая социальная
защищенность молодежи, ее неготовность к конкурентному существованию в условиях
рынка труда;

д) низкий уровень
самооценки, в сочетании со стремлением некоторых молодых людей самоутвердиться,
игнорируя этические и правовые нормы[2].

Процесс профессионального
самосознания человека предполагает протекание в течение продолжительного периода
жизни индивида, начиная от появления у него профессиональных интересов и
склонностей в дошкольном возрасте и заканчивая окончательным утверждением в
сфере профессиональной деятельности в период взрослости. При этом важное
условие для эффективного профессионального самосознания заключается в
достижении полноценного психического и личностного развития детей, достаточной
сформированности их мотивационно-потребностной сферы, наличие развитого
интереса, склонностей и способностей, а также высокий уровень самосознания
личности.

В педагогической
литературе можно встретить несколько подходов к определению сенситивного
возрастного периода для формирования готовности обучающихся к профессиональному
самосознанию. Исходя из того, что именно в период ранней юности главное
внимание молодого человека сосредотачивается на определении своего жизненного
пути, формирование мировоззрения и др., поэтому именно в этот период можно
говорить о профессиональном самосознании. Но, следует учитывать
индивидуально-типологические особенности учащихся[3].

В течение этого периода
формируется не только профессиональное, но также и социальное и личностное самосознания
обучающихся. А в самом понятии самосознания подчеркивается такой важным момент
понимания проблемы развития личности, связанный с ее самостоятельным выбором
профессии и всего жизненного пути. При этом, следует отметить, что на личность
оказывает влияние множество разных, зачастую противоположных по своей
направленности факторов внешней среды, поэтом только активное освоение и осмысление
влияния всех процессов позволит выбрать правильное направление
профессионального развития, которое будет соответствовать потребностям и
интересам индивида.

Юношество является тем
периодом жизни, который размещается между отрочеством и взрослостью и
представляет собой раннюю молодость. В этот период времени протекает
становления индивида как личности, когда молодые люди, проходя сложный путь
онтогенетической идентификации уподобления другим, присваивает от них социально
значимые свойства личности, среди которых способность сопереживать, активное
нравственное отношение к другим и к самому себе, окружающей действительности,
умение усваивать конвенциальные роли, нормы и правила поведения в обществе[4].

Э. Эриксон представляет
этот период пятой стадией в схеме жизненного цикла, называя его одним из самых
важных периодов для психосоциального развития человека.



[1] Гриншпун С.С. Оценка
личностно-делового потенциала учащихся в профориентационной работе / С.С.
Гришпун // Школа и производство. – 1994. — № 6. – С. 11-12

[2]
Резапкина Г.В. Психология и
выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. — М.: Генезис, 2007

[3]
Левицкая Н.А.
Профессиональное самоопределение как социокультурный процесс // Вестник КГУ. –
2014. – № 2 (58). Т.2.  – С. 136-140

[4]
Крупская М.В. Самоопределение
личности // Социально-гуманитарный
вестник Юга России. – 2011. – № 11(19). – С. 94-100

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы