Курсовая с практикой Педагогика/Психология Специальная психология

Курсовая с практикой на тему Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях по формированию элементарных математических представлений

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты развития мышления у
детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на
занятиях по формированию элементарных математических представлений. 6

1.1 Характеристика мышления
как психологического понятия. 6

1.2 Особенности мышления у
детей с ЗПР. 13

Глава 2. Экспериментальная работа по развитию мышления
у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на
занятиях по формированию элементарных математических представлений. 18

2.1 Первичная диагностика
мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития. 18

2.2 План занятий по
формированию элементарных математических представлений  31

2.3 Результаты контрольного
этапа. 42

Заключение. 47

Список использованных источников. 49

  

Введение:

 

Актуальность исследования.
Стандарт дошкольного образования детей с задержкой психического развития
обеспечивает формирование личности с учетом их особых образовательных
потребностей, на основе развития индивидуальных способностей, положительной
мотивации, а также элементами теоретического мышления.

Мышление – это высшая психическая функция, процесс отражения
и познания существенных связей и отношений предметов, явлений объективного
мира. В  процессе онтогенеза выделяют три
основных вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное,
словесно-логическое [23].

Как правило, у детей ведущим видом мышления к 7-летнему
возрасту становится словесно-логическое мышление. Данный вид мышления
осуществляется путем логической связи конкретных предметов, объектов, процессов
и явлений с языкового контекста [6].

Дети с задержкой психического развития к 7 летнему возрасту
не переходят на уровень словесно-логического мышления, остаются на предыдущем
уровне, то есть на уровне сформированности наглядно-образного мышления [9].

Проблема развития мышления у детей с задержкой психического
развития в специальной психологии и специальной педагогике не теряет своей
актуальности и в настоящее время. Особенности развития наглядно-образного
мышления у детей с задержкой психического развития изучали: В. А. Ковшиков [8],
А.А. Люблинская [9], И. Ф. Марковская [10], М. С. Певзнер 18],  О.А.Шагреева, Е.В.Родина, Н.А. Стародубова [23].

Дети старшего школьного возраста с задержкой психического
развития испытывают трудности в процессе оперирования образами предметов и
объектов, выделения наиболее существенных свойств, обобщения предметного
содержания представлений с окружающей действительностью [12]. Безусловно, от
уровня сформированности наглядно-образного мышления у детей старшего школьного
возраста с ЗПР зависит успешность освоения основной образовательной программы
начального общего образования в целом, а также каждой учебной дисциплины, в
частности [16].

Одним из методов развития мышления детей с ЗПР может
выступать формирование элементарных математических представлений. Математические
представления – это элементарные знания о пространстве, форме, величине,
времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для развития
у обучающихся с ЗПР житейских и научных понятий [4]. Для умственного развития
обучающихся существенное значение имеет приобретение ими математических
представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь
необходимых для познания окружающего мира. Фактор, делающий данную проблему
актуальной, связан с тем, что дошкольников с ЗПР это разнообразная категория,
которая включает в себя обучающихся с различной степенью тяжести [15].

Объект исследования
– мышление у детей старшего школьного возраста с ЗПР.

Предмет исследования
– особенности развития мышления у детей старшего школьного возраста с ЗПР. Цель исследования
– изучение и анализ особенностей развития мышления у детей старшего школьного
возраста с ЗПР.

В соответствии с целью исследования, определены задачи исследования:

1. Изучить и систематизировать теоретические
аспекты развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития на занятиях по формированию элементарных математических
представлений;

2. Провести экспериментальную работу по развитию
мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития на занятиях по формированию элементарных математических представлений
и сформулировать выводы.

Методы и методики
исследования. Теоретические методы: абстракция и конкретизация, анализ и
синтез, сравнение, индукция и дедукция, моделирование. Эмпирические
методы такие, как: беседа с испытуемыми, наблюдение за испытуемыми, психолого-педагогический
эксперимент. Методики исследования: «Цветные матрицы Равена» Д. Равена и Л.
Пенроуза [22], «Нелепицы» Р.С. Немова [14], «Исключение четвертого лишнего»
Р.С. Немова [14], «Чего не хватает на рисунках» А.А. Катаевой и Е.А. Стребелевой
[7].

Базой исследования является МБДОУ №77 «Бусинка»

Структура курсовой
работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Теоретико-эмпирическое изучение развития мышления у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях по
формированию элементарных математических представлений позволило сделать
следующие выводы:

1. Мышление — это обобщенное и косвенное отражение
естественных и существенных взаимосвязей реальности. Это обобщенная ориентация
на конкретные ситуации действительности. Сущность человеческого мышления
заключается в создании универсальных отношений, в понимании сущности
конкретного явления как разновидности определенного класса явлений, а также в
обобщении свойств однородной группы явлений. Мышление развивается на протяжении
всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом этапе возраста
мышление имеет свои особенности.

2. У детей с ЗПР наблюдается задержка мыслительных
процессов, соответственно у этих детей также наблюдается неполноценность речи.
Итак, умственные операции, такие как анализ, синтез, сравнение, обобщение,
абстракция, развиваются и улучшаются по мере того, как вы учитесь говорит

3. Выборка испытуемых составляет 10 человек, в состав
которой вошли дети старшего школьного возраста с задержкой психического развития:
1 девочка и 9 мальчиков. Осуществив диагностическую процедуру, можно сделать
вывод, что у 40 % от общего числа выборки испытуемых, в полном объёме не
сформировано мышление. Очевидно, это указывает на необходимость
коррекционно-развивающей работы специального психолога, направленной на совершенствование
мышления у детей данной возрастной категории с задержкой психического развития.

4. На основании полученных в ходе констатирующего
эксперимента данных на следующем этапе был осуществлен формирующий эксперимент.
Он был направлен на проверку результативности работы по развитию мышления детей
старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе решения формирования
математических представлений. Этот этап предполагал непосредственную
плодотворную работу с детьми. В ходе работы постепенно усложнялись умения
детей. Сначала ребенок закреплял умения выявлять отдельные качества предметов,
абстрагировать их от других, сопоставлять, обобщать и закреплять в сознании по
этим качествам разные предметы. Затем ребенок овладевал умениями выявлять,
абстрагировать и закреплять в объектах одновременно несколько качеств,
сопоставлять и обобщать объекты с учетом наличия или отсутствия каких либо
качеств.

5. В ходе проведения промежуточного мониторинга результатов
были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе психолого-
педагогического эксперимента, кроме методики «Цветные матрицы Равена», а также,
соблюдая те же условия проведения диагностики. На основе полученных результатов
промежуточного мониторинга прослеживается незначительная положительная
динамика, что позволяет сделать вывод о том, что при полной апробации данной
коррекционно-развивающей программы, вероятнее всего, прослеживаться более
точно.

Таким образом, задачи выполнены, цель достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты развития мышления
у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на
занятиях по формированию элементарных математических представлений

1.1 Характеристика мышления как психологического
понятия

В процессе восприятия и ощущения человек познает окружающий
мир в результате его сенсорного и прямого отражения. Однако суть вещей и
внутренние законы не могут быть напрямую отражены в нашем сознании. Никакая
закономерность не может быть воспринята непосредственно чувствами. Определяем
ли мы, глядя в окно на мокрую улицу, идет ли дождь, или устанавливаем законы
движения планет — в обоих случаях мы осуществляем мыслительный процесс,
например косвенно отразить существенные связи между явлениями путем сопоставления
фактов. Человек никогда не был на Марсе, он не видел элементарных частиц,
однако в результате размышлений он получил некоторую информацию об
индивидуальных свойствах планеты Марс и элементарных частицах материи. Познание
основано на выявлении отношений и связей между вещами [23].

Познавая мир, человек отражает общие свойства вещей и
обобщает результаты чувственного опыта. Для познания окружающего мира
недостаточно просто замечать связь между явлениями, необходимо установить, что
эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек
решает реальные познавательные задачи [27].

Мысль дает ответ на такие вопросы, которые нельзя принять
посредством чувственного и прямого размышления. Благодаря мышлению человек
правильно ориентируется в окружающем мире, использует ранее полученные
обобщения в новой и реальной среде. Человеческая деятельность разумна для
познания взаимосвязи между объективной реальностью и законами.

Мышление — это обобщенное и косвенное отражение естественных
и существенных взаимосвязей реальности. Это обобщенная ориентация на конкретные
ситуации действительности.

В мышлении знания переносятся из одной ситуации в другую,
устанавливается связь условий деятельности с ее целью, трансформация этой
ситуации в подходящую обобщенную схему [9].

Сущность человеческого мышления заключается в создании
универсальных отношений, в понимании сущности конкретного явления как
разновидности определенного класса явлений, а также в обобщении свойств
однородной группы явлений [12].

Но мышление, выходящее за пределы восприятия и ощущения,
всегда остается неразрывно связанным с чувственным отражением реальности.
Обобщения развиваются на основе восприятия отдельных предметов, и их истинность
проверяется практикой.

Мысль, являясь безупречным отражением действительности,
имеет материальную форму своего проявления. Механизм человеческого мышления —
это безмолвная, внутренняя, скрытая речь. Это предопределено микродвижениями
органов языка, которые скрыты, неуловимы для человека, и произношением слов [5].

Особенностью внутренней речи является ее извилистость,
лаконичность и лаконичность. Но при возникновении умственных трудностей
внутренняя речь принимает развернутую форму и часто превращается в громкую или
шепотную речь. Это позволяет лучше закрепить и проанализировать абстрактный
речевой материал: проблемные условия, формулировки и т. д. [6]

Язык — это средство абстракции, фиксации и хранения знаний,
средство абстрагирования существенных характеристик объектов, а также средство
передачи знаний другим людям. Только благодаря языку социальный и исторический
опыт становится достоянием отдельного человека и всего человечества. Значение
слова — инструмент мышления.

Мысль социально обусловлена, она рождается только в
социальных условиях человеческого существования и основана на
социально-историческом опыте человечества, то есть на знаниях.

Как уже отмечалось, изначально человеческое мышление было
напрямую переплетено с его материальной деятельностью, думал один человек,
действуя на практике. Но постепенно самостоятельные мыслительные и мысленные
действия стали отличаться от практических действий, ориентирующих,
подготавливающих практические действия. В процессе исторического развития
мыслительные действия стали подчиняться определенным логическим правилам.
Постоянно проверяя и повторяясь на практике, эти правила закрепились в сознании
человека и приобрели для него аксиоматический характер [14].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы