Курсовая с практикой Педагогика/Психология Теория и технологии развития речи детей

Курсовая с практикой на тему Методика развития речевого слуха в дошкольном возрасте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО СЛУХА ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Основные понятия курсовой работы 5
1.2. Возрастные особенности развития речевого слуха у дошкольников 7
1.3. Цели и задачи формирования речевого слуха у дошкольников 15
1.4. Методика работы по формированию речевого слуха у детей дошкольного возраста 17
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДОШКОЛЬНИКОВ 26
2.1. Анализ педагогических диагностик, направленных на исследование уровня сформированности речевого слуха у дошкольников 26
2.2. Результаты исследования уровня сформированности речевого слуха у дошкольников 33
Выводы по главе 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

  

Введение:

 

Переход ребенка к учебной деятельности повышает требования к уровню развития фонетико-фонематической стороны речи, связано это с необходимостью освоения письменной речи, освоения чтения, необходимостью идентифицировать звуки с буквами и наоборот.
Проблемами коррекционной работы при системном нарушении речи и анализом причин их возникновения занималось множество исследователей. Среди них можно выделить работы Л.С. Волковой, Р.И. Лалаевой, Л.В. Лопатиной, Р.Е. Ливиной, В.И. Селиверстова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, М.Е. Хватцева, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской и др.
Проблема развития речи в контексте развития когнитивных, психологических функций рассмотрены в работах Г.М. Андреевой, Ю.Н. Емельянова, Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, Е.В. Руденского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского и др.
Вопросами развития языкового строя речи отражены в работах Ю.Д. Апресяна, Л.А. Введенской, Т.А. Ладыженской, Д.С. Лихачева, М. Р. Львова, Л. Г. Павловой, К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, Ф.А. Сохина, А.М. Бородича и др.
Несмотря на то, что множество исследователей занимались вопросами исследования особенностей развития речи в онтогенезе, проблема особенностей развития речи при наличии диагноза дислалия изучена недостаточно. Недостаточное понимание причин возникновения дислалии, осознание проблемы коррекции дислалии в дошкольном возрасте, важность коррекционной работы в усвоении общеобразовательной программы, недостаточное количество и распространенность методик коррекционного воздействия, позволили определить нам актуальность данной проблемы.
Объект исследования: содержание работы воспитателя по развитию речевого слуха дошкольников в условиях логопункта.
Предмет исследования: особенности организации работы воспитателя по развитию речевого слуха дошкольников.
Цель: выявление особенностей развития речевого слуха дошкольников.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, коррекционно-развивающая работа по формированию речевого слуха дошкольников, построенная на основании выявленных особенностей звукопроизношения, способствует успешному преодолению дефекта.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и сформировать теоретические представления о фонематических расстройствах.
2. Рассмотреть и описать причины возникновения фонематических расстройств и их диагностирование.
3. Описать особенности коррекционной работы при коррекции звукопроизношения у дошкольников.
4. Рассмотреть особенности развития речевого слуха у детей дошкольного возраста;
5. Провести экспериментальное исследование эффективности работы воспитателя в условиях логопункта у дошкольников, обобщить результаты эксперимента.
Методологические основы исследования
 Данные о предпосылках, условиях и закономерностях речевого развития (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже и др.);
 Подходы к рассмотрению периодов развития речи (М.М. Кольцова, Д.Б. Эльконин, А.К. Макарова и др.);
 Исследования учебной деятельности как специфической человеческой активности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
 Теория системного подхода к работе воспитателя (Г.В. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Г.В. Чиркина и др.).
Для подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы эмпирического исследования:
1. Теоретические: изучение педагогической и методической литературы, электронных источников.
2. Эмпирические: беседы, наблюдения, анкеты;
3. Математической статистики – обработка данных.
Экспериментальная база: г. Дербент, ДОУ № 12.
Экспериментальная выборка: в исследовании приняло участие 29 дошкольников, имеющие дислалию, возраст участников составил 4-5 лет (17 мальчиков и 12 девочек).
Научная новизна состоит в том, что были проанализированы теоретические основы изучения особенностей звукопроизношения у дошкольников, выявлены основные подходы к диагностике звукопроизношения; предложена программа по коррекции звукопроизношения при работе с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Практическая значимость исследования – полученные экспериментальные данные позволили доказать эффективность коррекционной работе при работе со звукопроизношением в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Структура работы: состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На современном этапе при обогащении знаний о самом процессе познания на разных возрастных ступенях речевая деятельность дошкольников должна оцениваться с точки зрения современных позиций. Речь идет не о снижении роли взрослого, а о подталкивании ребенка на каждом этапе его развития к обогащению способов познания, а именно мотивации.
В таком случае принятые в дошкольном воспитании способы обучения должны существенно измениться. Особое значение придается индивидуальной и коллективной, в составе небольших групп, речевой деятельности детей. Взрослый только проявляет заинтересованность процессом, во время которого и передаются те или иные средства познания. Именно здесь очень важно не упустить мотивационные аспекты, формировать готовность к познанию, а не только вооружить средствами. Реализация этих принципов умственного воспитания дошкольников связана с формированием «общего творческого отношения к действительности».
Развитие речевых интересов детей зависит от умения воспитателя создать дидактические и организационные условия в процессе обучения дошкольников. Для этого следует обеспечить продуктивное содержание развивающей окружающей среды, системный подход к организации активной речевой деятельности детей на основе использования эффективных форм, средств и методов нестандартного типа для развития и стимулирования речевых интересов, учета индивидуальности каждого воспитанника и предоставления ему права реализации собственной инициативы.
Целенаправленное комплексное воздействие в условиях дошкольного учреждения и семьи должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей со взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в широком чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя через ведущий для дошкольного возраста вид деятельности – творческую игру. Именно благодаря общению и игровой деятельности ребенок усваивает опыт, обогащается знаниями, формируются практические умения и навыки, производятся взгляды и убеждения, формируются духовные потребности, эстетические чувства и закладывается характер.
Развитие речи тесно связано с деятельностью. В процессе определенной деятельности люди всегда общаются. Сочетание деятельности одного человека с деятельностью других людей образует совместную деятельность. Сущность коммуникации заключается во взаимодействии субъектов деятельности. В общении происходит обогащение деятельности, развиваются и образуются новые связи и отношения между людьми.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО СЛУХА ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Основные понятия курсовой работы

На сегодня существует большое количество методов, позволяющих раскрывать принципы деятельности головного мозга. Новые техники сканирования живого мозга и получения его изображений позволяют изучать активность головного мозга и описывать изменения, происходящие в клетках мозга при различных поражениях.
Раскрытие генетического кода человека позволило выделить гены, от которых зависит интеллект и темперамент, а также гены, которые могут привести к болезням мозга. Сложные методы исследования связей между клетками мозга обнаружили, что в мозге взрослых людей есть клетки, позволяющие генерировать неограниченное количество нейронов. Теперь исследователям известно не только то, как мозг кодирует информацию, занося ее в память на молекулярном уровне, но и имеют возможности управлять этим процессом. На снимках, которые были сделаны с помощью позитронной эмиссионной томографии (ПЭТ), были выделены не только зоны мозга, которые активируются во время прослушивания песен, но и те зоны, которые активируются (и, что очень важно, активация) во время медитаций и религиозных обрядов [2, с. 7].
Самое важное, на что необходимо обратить внимание, это более раннее выявление отставания ребенка с физическими недостатками в интеллектуальном развитии. Наиболее оптимальным возрастом для этого является дошкольное детство, когда ребенок обладает высоким уровнем чувствительности и пластичности нервной ситемы, высоким уровнем компенсаторных возможностей и особенно нуждается в психологической коррекционной помощи.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы