Курсовая с практикой на тему Развитие мышления младших школьников в процессе решения нестандартных задач
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мышления детей младшего школьного возраста 5
1.2 Формирование и развитие логической сферы мышления младших школьников 9
1.3 Развитие мышления у обучающихся в начальной школе посредством решения нестандартных задач 11
ВЫВОД 12
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РЕШЕНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ В РАЗВИТИИ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 13
2.1 Диагностика уровня развития мышления у младших школьников. 13
2.2 Анализ опыта работы по использованию решения нестандартных задач в развитии мышления у обучающихся в начальной школе 17
2.4 Методические рекомендации по развитию мышления младших школьников посредством использования решения нестандартных задач 27
Выводы по второй главе: 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Введение:
Рассматривая данную тему, хотелось бы отметить, что она актуальна на сегодняшний день, так как развитие мышления есть актуальной проблемой на протяжении всей истории обучения. В связи с процессами реорганизации структуры системы образования изменяется представление o современной школе. В этой связи, одной из дидактических задач школы есть становление мышления учащегося, развитие его интеллекта. Важной составляющей интеллектуального развития школьника есть логическое мышление [1].
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена рядом причин.
Развитие мышления — одна из важнейших задач, которая решается школой в процессе преподавания всех учебных предметов. И, первостепенная задача на занятиях в начальной школе, развитие умственной деятельности, в том числе школьников.
Столь пристальное внимание к развитию мышления не случайно. Работая над развитием мышления, формируя его, мы тем самым развиваем у школьников познавательные способности, совершенствуем психические функции. Так как реформируется система образовательных организаций и структура образовательной деятельности, то весь этот процесс характеризуется внедрением различных технологий во все сферы человеческой деятельности, в том числе и решения нестандартных задач в образование.
Целью данного исследования есть развитие мышления младших школьников в процессе решения нестандартных задач.
Объектом исследования являются мыслительные процессы обучающихся начальной школы.
В качестве предмета исследования выступает развитие мышления младших школьников в процессе решения нестандартных задач.
Задачи исследования:
— исследование основных понятий мышления;
— рассмотреть формирование и развитие логической сферы младших школьников;
— проанализировать развитие мышления у обучающихся в начальной школе посредством решения нестандартных задач;
— продиагностировать уровни развития мышления у младших школьников;
— предложить урок с использованием решения нестандартных задач в развитии мышления у обучающихся в начальной школе;
— сделать повторную диагностику уровня развития мышления у младших школьников;
— дать методические рекомендации по развитию мышления младших школьников посредством использования нестандартных задач.
При написании работы использованы методы анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, дедукции и индукции.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Новая эпоха ставит перед школьным образованием и новую проблему — подготовить учеников к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, где ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека владеть информационными и коммуникационными технологиями.
Многие педагоги отводят особое место проектно-исследовательской деятельности.
Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что проектная деятельность у обучающихся в начальной школе способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает учащихся начальных классов к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся.
Так как основной целью применения ИКТ является: развитие мышления, формирование приемов мыслительной деятельности, то в работе по развитию мышления необходимо использовать разнообразные методы обучения; практические, наглядные, словесные, игровые, проблемные, исследовательские.
Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что при выборе метода учитывается ряд факторов: программные задачи, решаемые на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, необходимых дидактических средств и др.
Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мышления детей младшего школьного возраста
В первую очередь отметим, что мышление – это высшая ступень познания человеком объективной действительности и выходя за рамки чувственного, лежащего на поверхности, расширяет границы нашего познания. С точки зрения науки, оно раскрывает то, что непосредственно в восприятии не дано [4].
Напомним, что проблемами мышления занимались многие зарубежные деятельности, в том числе исследователи (Ж. Пиаже, Б. Инельдер, Р. Гайсон, Ф. Тайсони, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальᴨерин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. И. Зинченко, А. А. Смирнов, Б. М. Величковский, Г. Г. Вучетич, З. М. Истомина, Г. С. Овчинников и др.).
Отметим, что мышление развивается по пути все большей генерализации признаков и объединения их в более крупные классы, такие допонятийное мышление и понятийное мышление (словесно-логическое — с помощью логических понятий и знаков).
С другой стороны, следует подчеркнуть, что о мышлении школьника можно говорить с того времени, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и правильно действовать в соответствии с ними. С точки зрения науки, это элементарное мышление школьника, непосредственно связанное с манипулированием предметами, называется наглядно-действенным (предметно-действенным) [2].
Так как младший школьный возраст – самый чувствительный период для развития детей и есть наиболее ответственным этапом школьного детства, то с поступлением школьника в школу учение становится ведущим видом
деятельности, в том числе, которая в отличие от игры носит обязательный, целенаправленный, общественно значимый и систематизированной характер.
Остановимся прежде на анализе младшего школьного возраста, который содержит в себе, как отмечает Р.С. Немов, большой потенциал для умственного развития детей, но оценка этих возможностей пока что не представляется возможной [3].
Установлено, что успешность формирования мышления у обучающихся в начальной школе сильно зависит от личности педагога, его творчества. Представленные доводы не снимают остроты вопроса, так как в условиях инновационной образовательной среды с применением мультимедиа-технологий учащиеся выступают как субъект деятельности [8].
Средства обучения (компьютерные презентации, средства телекоммуникации) как компоненты инновационной образовательной среды несут большую дидактическую нагрузку, обеспечивают реализацию учебно-познавательной деятельности школьников.
Творчество педагога заключается в организации учебного процесса и его обеспечении необходимым авторским материалом (красочными слайдами, видеофрагментами, аудиофайлами голосов животных и др.) таким образом, чтобы он перерос в активную творческую деятельность его участников.
При этом учителю необходимо сделать акцент на формировании мышления у обучающихся в начальной школе и, как следствие, достижении современных результатов обучения (компетенций), полученных в ходе принципиально новой педагогической деятельности с применением средств информационно-коммуникационных технологий [6].
У детей младшего школьного возраста формируется внутренний план действий, которые характерны для логического мышления. В ходе формирования этого плана действий, можно выделить 6 основных этапов развития мыслительного процесса у школьников. Охарактеризуем подробно эти этапы:
1. Ребенок еще не способен к выполнению действий в уме. Тем не менее, он уже может манипулировать вещами, выполняет при помощи рук определенные действия. В ходе таких манипуляций вещами, ребенок начинает решать простейшие задачи наглядно-действенного характера. В остальном, ребенок продолжат осматриваться, выполняет простейшие манипуляции с предметами в уме, наблюдая за ними при помощи глаз.
2. На втором этапе к описанному ранее процессу манипулирования руками и глазами, ребенок совершает простейшие действия с предметами при помощи рук. Он учится выполнять простейшие действия в соответствии с адекватной его возрасту проблемной ситуацией. Также к действенному процессу подключается простейшая речь. В основном все задачи ребенок по-прежнему решает при помощи рук и глаз, и только потом присоединяется элементарная речь, посредством которой ребенок может выразить свои элементарные потребности и выразить результат своих действий.
3. На третьем этапе формируется определенный образ, через манипулирование которым совершаются определенные действия с объектом. На этом этапе можно осознать и словесно обозначить способы выполнения действий, направленных на преобразование ситуации. При этом преследуется цель – найти решение поставленной задачи. Одновременно ребенок уже может различать для себя начальную и конечную цель действия, а также способен выполнять простейшие действия, направленные на преобразование ситуации и поиск вариантов решения поставленной задачи. В результате у ребенка формируется способность к рассуждению вслух. Возникает простейшая форма суждений и умозаключений, которая не отделяется от выполнения реального практического действия, которое будет направлено на теоретическое выяснение способа преобразования ситуации и условий задачи.
4. Перед ребенком появляется определенная задача, которую он стремится решить. Задачи выстраиваются им по заранее установленному плану. Этот план ребенком заранее тщательно планируется и продумывается. Формирование голоса происходит по внутреннему плану, который согласуется в голове ребенка. В основе такого плана лежит личный опыт ребенка, память, мыслительные процессы, которые постепенно накапливаются в процессе осуществления ребенком попыток решить задачи подобного рода.
5. В уме у ребенка формируется план действий по решению задачи. Также формируется видение конечного результата решения этой же задачи. Ребенок прибегает к наглядно-действенному мышлению и ищет попытки подкрепить внешними проявлениями ответ, найденный в уме. Постепенно, по мере того, как развивается речь ребенка, он может формулировать результаты своей деятельности при помощи языковых средств.
6. Ребенок начинает решать поставленные перед ним задачи не только на внутреннем плане, но и стремится выдать результат решения этих задач во внешнюю среду в виде готового словесного решения проблемы. При этом последующего обращения к реальным, практическим действиям с предметами, как правило, не происходит.